Содержание
Введение
1. Вехи и особенности становления славянской цивилизации
2.Запад- Восток- перекличка цивилизаций
Заключение
Список литературы
Введение
Тема реферата «Православно-славянская цивилизация» по дисциплине «История мировых цивилизаций».
История мировой цивилизации является новой дисциплиной. Она не является традиционной историей.
Система гуманитарного образования предусматривает приобретение студентами целостных знаний о социокультурном развитии человечества. Его понимание должно стать своеобразным каркасом гуманитарного знания как такого, поскольку без общего виденья этого процесса невозможным становится и системное осознание отдельных феноменов культуры. Изучение истории философии, религии, литературы или изобразительного искусства нуждается в том, чтобы человек имел представление о развитии и инвариантных характеристиках как отдельных цивилизационных систем, так и общечеловеческой цивилизации в целом. Потому история мировой цивилизации должна быть обязательной составляющей современного гуманитарного образования.
В советское время подобные функции пытался выполнять исторический материализм. Сегодня он в качестве официальной доктрины уже не выступает, однако альтернативы ему в системе образования так и не предложено. Западная философия также не может предложить какой-то целостной концепции культурно-исторического движения, поскольку теории даже таких выдающихся мыслителей, как М. Вебер, О. Шпенглер, К. Ясперс, П. Сорокин или А. Дж. Тойнби, по-своему не менее односторонние, чем взгляды К. Маркса. Важное значение новой дисциплины заключается в том, что она знаменует определенный шаг в заполнении той пустоты, которая возникла на руине тоталитарного истолкования государственного марксизма советских времен, который присваивал право на единственно правильную картину исторического процесса в его классово-экономическом ракурсе. Не отрицая самого принципа исторического детерминизма, эта дисциплина пытается дать целостную картину человечества, в контексте многовариантности человеческой деятельности и взаимодополнения ее аспектов. Предметом курса является преподавание социокультурного развития человечества в его цивилизационных и этнонациональных формах.
Цель работы – ознакомление с особенностями становления и перспективой славянской цивилизации.
1. Вехи и особенности становления славянской цивилизации
Межцивилизационный диалог шел всегда. С Востока от финикийцев к грекам пришла письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. А после походов А. Македонского греческая мысль, уже достигшая зрелости, попала на Восток. На Востоке, в Палестине, родилось христианство которое стало душой Западной цивилизации. Мусульманский Восток, усвоив античное наследие по-своему развил и обогатил его и дал миру особую культуру, которая оказала сильное влияние на Европу.
Различные цивилизации всегда испытывали влияние других культур. Многие ценности человеческого сообщества носят всеобщий характер, закрепленный мировыми религиозными системами.
Исторически славянский мир оказался на перекрёстки двух мировых культур, религий, мировоззрений – Востока и Запада, вбирая в себя влияние того и другого, переплавляя в себе традиции и обычаи различных народов. Главным фактором в ранней истории восточных славян был географический фактор - а именно их удалённость от Pox Romana (римского мира). Племена, поселившиеся на берегах рек, текущих по равнинам Восточной Европы, оказались вне пределов, которых достигло материальное или духовное влияние Рима. Первое великое государственное объединение Западного мира – империя Карла Великого вовлекла в поле своего влияния западных славян, в то время как южные славяне оказались в поле влияние Византии - сохранявшей традицию как старого античного мира, так и деспотии Востока.
И только восточные славяне были не у дел. Они устремились на северо-восток, углубились в земли угро - финнов, к 7 веку вышли к правому берегу Днепра. В 6-9 веке они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге. Происходил процесс ассимиляций народов. В 6-9 веке славяне объединились в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян. Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной « столбовой дорогой», связавшей Северную и Южную Европу, он возник в 9 веке. Нормализация имела для Руси важное, судьбоносное последствие: она связала молодое государство с остальной Европой, а контакты с Византией, благодаря христианизации, втягивали Русь в орбиту молодых, цивилизующихся, хотя и полуварварских народов.
Русь постоянно испытывало давление степи. Русь отражает набеги, заводит с кочевниками дипломатические связи. Цивилизуясь сама, Русь пыталась цивилизовывать степных соседей. В первой половине 13 века Русь столкнулась с монгола – татарским нашествием, орды Батыя выжгли и практически уничтожили Киевскую Русь: разрушая города, церкви, убивая и уводя в полон жителей. Татары, по-видимому, должны были сроднить Русь с Азией, внешними узами они успели привязать её с Азией, но духовно не могли, потому что Русь- держава христианская.
Христианство - европейская религия, религия Запада, приняв её Русь, отделилась от Азии, но христианство, воспринятое ею было восточным - шло оно из Византии. Вмести с византийским культурным влиянием на Русь пришли две основных византийских культурных парадигмы - аскетическая и гуманистическая. Русь выбрала аскетическую парадигму, восходящую к идеалам первоначального христианства. Феодальная раздробленность и зависимость северо-восточной Руси от Золотой Орды (с 40 -х. гг. 13 века и по 70 гг. 15 века) и включение Южной и Западной Руси в состав Великого княжества Литовского и Польши (в течение 15 века) привели к разделению восточных славян на восточных и западных русских, а затем западных на украинцев и белорусов.
На базе древнерусской цивилизации сложились два разнотипных культурно- исторических феномена - Московская Русь и Литовская Русь. К началу активной католизации и полонизации западнорусского края Литовская Русь была не менее «русской», чем Русь Московская, которую западные русские называли «татарской Московией».
В середине 15 века с усилением позиций католицизма в Южной Руси, падением Константинополя в 1453 г. в сознание русского общества Москва остаётся последним «Православным царством».
Итак, «московский период развития России - это переосмысления себя в качестве «последних христиан» и осознание своей особой исторической миссии во всемирном возрождении православие. Это совпало с освобождением от Ордынского ига. Отсюда уже и «Москва- третий Рим».
«Москвоцентризм» подкреплялся ещё одним обстоятельством. В течение 14 века Великое княжество Литовское захватило большинство территорий, ныне составляющих Беларусь и Украину, а также часть западных и юго-западных земель Великороссии. Три четверти населения Великого княжества Литовского были русскими и православными, тем не менее, оно превратилось в «альтернативную Русь» владеющую Киевом, Черниговом, Владимир – Волынским - историческими доменами ветвей Рюриковичей.
В 14-15 веке Литву нельзя ещё рассматривать, как страну западноевропейского культурного типа, но уже появилась ориентация на немецкое право и нормы европейского позднего средневековья. Многие старейшие русские города получили право самоуправления - «магдебургское право», здесь шел процесс развития ремёсел и торговли. Элита приобщалась к престижным формам немецкой, польской, венгерской культурам. Т.е. шел процесс европеизации Западной Руси, её эволюции к сословно- правовому обществу. В течение всего 14 века Литовская Русь представлялась наиболее вероятным центром будущего объединение всех русских земель и воссоздания единой русской государственности. Западнорусская православная церковь выделилась в самостоятельную Киевскую митрополию.
Но как вы помните, сближение Литвы с Польшей, Кревская уния (1385 г.) усилила влияние католицизма в Литовских владениях. После перехода великокняжеского дома в конце 15 века в католичество, началось ограничение в правах православного населения - всё это сделало объединение Руси в составе русско-литовского государства к сер. 15 века уже практически невозможным.
Поэтому в развитии русского государства возобладал Московский, азиатски ориентированный тип. Москва расширяет свои границы на Восток, покоряя Казанское, Астраханское, Сибирское ханство, укрепляет связи торговые и политические с Кавказом и Средней Азией. Татарская и северокавказская аристократия, поступая на московскую службу и даже принимая православие, сохраняет исламские поведенческие стереотипы. «Мода» на восточные товары и нравы была в 17 веке устойчивой для элитарного и придворного быта. В этой же среде была чётко выражена неприязнь к Западу. Культурная изоляция Москвы связана именно с неприязнью к западной культуре, базировавшейся на католицизме.
Период русской истории с сер 13 по конец 17 века был наиболее азиатски ориентирован. Именно в эти века складывается великорусский этнос и его основные стереотипы сознания, формировалось «русское мессианство», окончательно сформировался «слободской» тип русского города и маргинальный полу крестьянский тип культуры городского плебса. Всё это наложило серьёзный отпечаток на всю последующую историю развития культуры и государственности.
Следует обратить внимание, что в западных русских землях (входивших в состав Литвы и Польши), шел процесс полонизации элиты, усиливалось противостояние православных и католиков, под угрозой утраты национальной самобытности активизировался процесс формирования украинского и белорусского этносов, к западным нормам жизни привлекалось население городов.