Курсовая работа
Пунические войны и зарождение римского империализма
В этой работе сделана попытка проследить генезис захватнической политики Рима в контексте его взаимоотношений с Карфагеном, а также то, какие дальнейшие последствия для римского государства имел переход к политике римского империализма.
В ходе работе была сделана попытка найти и проанализировать данные источников о характере и значимости внешнеполитического развития Рима в 3 – 2 вв. до.н.э.
В результате исследования был сделан вывод о переходном характере внешней политике Рима вплоть до окончания Второй Пунической войны и постепенном нарастании захватнических амбиций Рима начиная с вмешательства в политику Балканских государств, а также о захватническом характере Третьей Пунической войны, которая по сути стала закономерным звеном во внешней агрессии Рима.
захватническая рим карфаген пуническая война
Древний Рим… Пожалуй ни одна другая цивилизация не оставила столь глубокий след в мировой истории. Успехи Рима в военном деле, архитектуре, литературе, медицине, области права, истории были настолько велики, что оставили неизгладимый след в памяти дальнейших поколений. По сути дела Древний Рим своими успехами в науке и искусстве заложил фундамент современной цивилизации. Но его достижения были бы невозможны без создания крепкого и сильного государства. Поэтому для лучшего понимания проблем связанных с историей Рима, необходимо разобраться, как же этот город сумел стать хозяином всего тогда известного цивилизованного мира. А ведь этот процесс был далеко не быстрым. На пути к мировому господству Римское civitas прошло довольно сложный и длительный и путь развития. Этот путь можно условно подразделить на несколько знаковых периодов, которые во многом и определили исторический облик римской цивилизации.
Моя курсовая посвящена одному из важнейших этапов в истории Рима – его борьбе за господство в бассейне Средиземного моря. Неслучайно, что приступая к описанию событий знаменитый римский историк Тит Ливий говорил: «Я буду писать о войне самой достопамятной из всех, которые когда – либо велись, войне, которую карфагеняне вели против римского народа. Ведь никогда еще более мощные государства и народы не поднимали оружие друг против друга, и сами они никогда еще не достигали такой силы и могущества» (Liv,XXI,1). То есть исключительность этого момента для истории римского народа была налицо еще античным исследователям. Поэтому неудивительно, что эта эпоха издавна привлекала особый интерес у многих историков, так как островок спокойствия между двумя долгими бурями – 200 – летней войне между патрициями и плебеями (5–4 вв. до н.э.) и 100 – летним кризисом Республики (2–1вв. до н.э.) – катаклизмами становления и разложения полисной формы римского государства.[1] Ведь действительно, в этот период Рим еще не вступил в период длительных социальных потрясений и основная угроза для его существования (в отличие от более поздних периодов) исходила из вне. Тогда же молодая республика начла свой стремительный путь к мировому господству и стала авторитетным игроком в мировой политике. Как отмечают исследователи, всегда имеют особую важность первые шаги, во многом определяющие все последующее развитие событий.[2] Превращение незначительной сельской общины на Тибре в огромное по своей территории и своему значению средиземноморское государство стало поворотным моментом в истории всего античного мира.[3] Более того, именно в это время Рим начинает превращаться в гегемона, который потом в течение долгих столетий будет воздействовать на политику других государств цивилизованного мира.
Пожалуй Рим действительно был первой «супердержавой» в истории человечества. Не случайно греческий историк Полибий в начале своего повествования говорит, что: «сколь необычен и важен предмет нашего сочинения можно понять, если сопоставить с римским владычеством знаменитейшие державы своего времени»(Polib,I,3,3). Да, и до него существовали государства претендовавшие называться империями. Такими например были Ассирия, периода своего расцвета, Персидская держава. Но это были еще во многом эфемерные империи, не обладающие реально той четкой системой контроля над обществом, которую имел Рим. Совершенно иное дело – держава Александра Македонского. Это было удивительное явление в мировой истории, так как, пожалуй, впервые одному человеку удалось объединить столь обширные территории под своей властью. Но не просуществовав и одного столетия это государство распалось, а настоящие империи должны все – таки иметь определенный запас прочности.
Рим представлял собой совершенно новый тип государства. Достаточно четкий порядок управления территориями, слаженный государственный аппарат, не менявшийся веками, определенная последовательность в развитии международных отношений, а главное понимание всего выше перечисленного правящими кругами – это отличало Рим от других государств, а также делало объектом подражания.
В настоящее время существует множество источников по истории Древнего Рима: вещественные, письменные, устные, эпиграфические и лингвистические. Но, тем не менее, не смотря на довольно большое количество, они не могут в полной мере отразить все аспекты интересующей меня проблемы. Моя работа основана непосредственно на двух крупных источниках: это работы греческого историка Полибия и римского – Ливия. По сути дела только по их трудам мы можем довольно подробно изучить Пунические войны. Хотя это не значит, что все их периоды хорошо освещены и не имеют темных пятен. Так как практически не существует возможности проверить достоверность самих источников. Поэтому возникает необходимость проанализировать характер исследований, а также их объективность.
Полибий (205 – 125гг. до.н.э.)[4] относится к числу наиболее видных представителей греко – римской историографии. Он родился в аркадском городе Мегалополь, входившим в Ахейский союз. Его отец занимал высокие должности (в частности несколько раз был стратегом), то есть происхождение историка было довольно знатным. Но вплоть до 169 года, когда Полибий был назначен на должность гиппарха, мы не имеем каких – то достоверных сведений о его судьбе. То, что в свое время историк был причастен к деятельности Ахейского союза, бесспорно наложило отпечаток на его творчество.[5] В частности, он идеализировал политическую деятельность своего родного государства.[6] Но судьба сделала его заложником обстоятельств, своеобразным звеном связывающим греческий и римский мир, так как в167 году Д.Н.Э. он в числе других заложников был отправлен в Рим.[7] Очевидно, что именно этот период сильно повлиял на формирование личности историка. За долгие годы пребывания в Риме Полибий превратился в горячего поклонника римского государственного устройства, а также сблизился со многими выдающимися людьми своего времени. Особое значение для историка имела дружба со Сципионом Эмилианом, начавшаяся, как он сам утверждал, с передачи нескольких книг (Pol,ХХХIX, 9). В какой – то степени именно эта дружба во многом предопределила взгляды историка. Судя по всему Полибий присутствовал при завершающем штурме Карфагена и был свидетелем сдачи в плен знаменитого полководца Гасдрубала (Pol,XXXIX,4). Был он свидетелем и того, как культурные ценности греков гибли от рук римских легионеров (Pol,XXXIX,13). И когда ему вновь выпала возможность реально помочь своим соотечественникам, он ее не упустил. Полибий был одной из самых знаковых фигур своего времени. Благодаря своим обширным знаниям, начитанности он впервые сумел посмотреть на мировую историю как единую и взаимосвязанную систему, попытался объяснить природу тех или иных событий. Еще при жизни к слову этого историка прислушивались даже многие знаменитые римские деятели.
Основной труд Полибия – «Всеобщая история» (в 40 книгах). К сожалению, он не дошел до нас в целости: полностью сохранились лишь первые пять книг, от остальных остались лишь фрагменты. Хронологические рамки его работы таковы: подробное изложение событий начинается с 221 года и идет до 146 года. Она полностью оправдывает свое название: автор показывает широкую картину истории всех стран, так или иначе имевших отношение к Риму.[8] Такие большие масштабы и «всемирно – исторический» аспект были неизбежны, ведь сам историк отмечал, что главная цель его работы – ответить на вопрос, как и почему все известные части обитаемой земли в течение пятидесяти лет попали под власть Рима? Непосредственное отношение к изучаемому вопросу имеют:
Iкн., где описываются причины и начальный период Первой Пунической войны.
II кн., содержащая сведения о карфагенской политике в Иберии, о характере управления этими территориями.я
III кн., посвященная развитию событий на протяжении оставшегося периода Первой Пунической войны.
V кн., также содержащая ряд отрывочных сведений посвященных характеру столкновения.
VII –XI кн. посвящены Второй Пунической войне. Здесь рассказывается о причинах нового столкновения, ходе войны в Италии вплоть до похода Ганнибала на Рим, а также о действиях Сципионов в Иберии, похода Гасдрубала в Италию.
В XIV – XV кн. идет речь о военных действиях в Африке, поражении Карфагена, заключении мирного договора, значении войны для Рима.
Таким образом труд Полибия является бесценным источником по истории Первой Пунической войны. За исключением его работы практически нет каких – либо других источников позволяющих проверить ее достоверность. В то же время большое значение имеют сведенья о Второй Пунической войне, которые можно попытаться сопоставить с трудом Ливия
Современные исследователи сходятся в мысли о том, что Полибий в своей работе старается не рассказывать о событии и не описывать его, а анализировать причинную цепь событий.[9] Использование такого подхода позволяет рассматривать этого историка как представителя так называемой «прагматической истории». Полибий сам так описывал свои задачи: «задача историка состоит не в том, чтобы рассказывать о чудесных предметах, наводить ужас на читателя. Не в том, чтобы изображать правдивые рассказы … так поступали писатели трагедий, но в том , чтобы точно сообщить то, что в было сделано или сказано в действительности, как бы оно не было» (Pol,I,15). В своем изложении Полибий приводит подлинные договоры: договор Рима с Карфагеном, официальные надписи: перечень войск Ганнибала, письма и т.д. Также использует и сведенья других историков, например карфагенских: Силен, Сосил, Филин; но при этом он не берал их на веру, а подвергал критике.[10] Эти принципы и установки роднят его как исследователя с греческим историком Фукидидом (460 – 395 гг. Д.Н.Э.), которого можно считать одним из основоположников критики источников и мастером политического анализа. Как и Фукидид, Полибий – не художник, не мастер слова, а трезвый, объективный исследователь, стремящийся всегда к ясному, точному и обоснованному изложению материала. Высоко ценил его талант и Ливий, который отмечал: «Полибий – писатель заслуживающий величайшего доверия»(ХХХ,45). Так что можно сказать, что он является одним из основоположников научного направления в античной историографии.