[58]Так, например, Вильгельм I Лев, воспользовавшись поднятым против английского короля Генриха II бунтом его сыновей вторгся в Нортумберленд, дабы вернуть эту ранее принадлежавшую шотландским королям территорию. Однако, его армия вторгшаяся в северные пределы Англии, была разбита около Алника в 1174 г., при этом сам Вильгельм I Лев попал в плен. Шотландия на время потеряла независимость, однако уже Ричард I Львиное Сердце, по заключенному в Кентербери в 1189 г. договору, вернул ее за 10 000 марок, которые были ему нужны для Крестового похода. И таких поворотов англо – шотландской истории множество.
[59] http://ru.wikipedia.org/
[60] Ле–Бель, являвшийся участником данного похода, приводит интересное описание шотландского войска: «Шотландцы очень храбры, выносливы и необычайно привычны к военным тяготам. Вторгаясь в Англию они способны покрыть двадцать, а то и двадцать четыре лье за один переход, что ночью, что днем…точно известно, что все свои вторжения они совершают все как один конные, не считая того ратного сброда, который следует за ними пешком. Их рыцари и оруженосцы ездят на рослых и крепких скакунах, а другие ратники – на приземистых лошадках. С собой не везут они никаких повозок из – за крутизны тех гор, через которые им приходиться проезжать, и не берут никаких запасов хлеба или вина. Они приручены к такой неприхотливости, что способны долгое время пробавляться лишь наполовину проваренным мясом, без всякого хлеба, и пить проточную воду вместо вина. Им ни к чему котлы и котелки, они варят мясо какой – нибудь скотины в шкурах, содранных с нее же самой. Они уверенны, что обязательно найдут во вражеской стране многочисленные стада, поэтому берут с собой лишь следующие припасы. Между седлом и попоной своего коня каждый шотландец возит плоский камень, за спиной у него приторочен мешочек, набитый мукой. Учитывая все это, не стоит удивляться, что шотландцы совершают более дальние переходы, чем воины других стран, коль они все, кроме ратного сброда, передвигаются верхом и не возят никакого обоза и снаряжения, кроме вышеописанного» (LeBel, 10).
[61]Ла-Бель с возмущение сообщает о ценах, которые просили поставщики продовольствии и о низком качестве их продукции: «…нам приходилось покупать один плохо пропеченный хлебец за шесть или семь стерлингов, хотя в действительности он не должен был стоить больше одного парижского су. Один галлон вина нам продавали за 24 или 26 стерлингов, хотя в обычное время он стоил от силы четыре.
[62] Долг английского правительства перед Эно был поистине огромен. К марту 1328 года ему было выплачено уже более 40 540 фунтов стерлингов, и размер оставшегося долга измерялся 14 406 фунтами стерлингов.
[63] Действительно, по словам Ле–Беля вся сумма была погашена в течение года (LeBel, 13).
[64]А. Брайант. Эпоха рыцарства. С. 251-252.