Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Таковы плакаты «Могучее Народное Ополчение» В. Цветковой, «Молодежь, в бой за Родину!» В. Правдина, З. Правдиной «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР», «Наши силы неисчислимы» В.Корецкого и другие. В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. К числу таких плакатов относятся: «Так было: Так будет!» Н. Долгорукова, «Славна богатырями земля наша» В. Говоркова, «К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей» В. Одинцова, «Грудью на защиту Ленинграда» А. Кокорекина. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков: например, Кукрыниксы - «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева», 1941. «Освободи», «Отомсти!» - взывают с плакатных листов изображения детей и стариков.
Агитационные плакаты посылались на фронты войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение гитлеровцев. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает предательское дело». Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
После перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. В. С. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Отечественная война дала темы для новых больших картин Кукрыниксов: «Зоя Космодемьянская», «Конец. Последние часы в ставке Гитлера». Здесь делались попытки совместить достоверное изображение событий с карикатурными, гротескно трактованными образами. Уникален сам по себе рабочий метод Кукрыниксов: художники добивались единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в совместном творческом процессе.
Одним из наиболее распространённых сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н.Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес.
Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт» Я. Бекетова, «Собирай ЛОМ», «Ты чем помог Фронту?» и другие. Один из самых известных плакатов тыловой тематики — «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы, мать солдатов-фронтовиков, текст к плакату написал С. Маршак. Этот же актуальный сюжет лег в основу плаката В. Конашевич «Не болтай, враг слушает».
Художники — плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В. Корецкого и В.Гицевич, »От народной мести не уйти врагу! «И. Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..» А. Кокорекина. Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944), образ героя которого близок Василию Теркину. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!», «Народ и Армия непобедимы!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!». Они создавались специальной режиссерской съемкой с использованием фотографии. Почти все последующие листы В. Корецкого, особенно решенные как единая сцена с несколькими персонажами, выполнялись методом фотомонтажа. Призывом к мщению звучал плакат В. Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал действительно клятвой каждого бойца.
Перед каждым новым годом советские художники-плакатисты готовили по несколько новогодних плакатов. В них содержались призывы не прекращать борьбу с фашистскими захватчиками, оптимистические лозунги, поднимающие боевой дух советской армии и тружеников тыла. Особенно это отразилось на характере плакатов, выпущенных в преддверии 1945 года, когда советские войска полностью вытеснили немцев с территории СССР и вели бои по освобождению Европы.
Художники – плакатисты времен Великой Отечественной войны в основном использовали в своих произведениях три цвета: красный, белый, черный. Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красное обозначает также власть, величие. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть [2].
Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.
1.2 Советская пропаганда в печати в 1941 -1945 гг
Начало Великой Отечественной войны потребовало от государства перестройки печати, а также создания новых органов центральной прессы и информации. В этих целях был сокращен выпуск отраслевых изданий, изменялись их периодичность и объем. Были разработаны рекомендации для областных и местных газет, где показывалось, что особое внимание необходимо обратить на трудовой и боевой героизм народа. Произошло также и сокращение сети журналов. Содержание выходивших журналов было сосредоточено на показе захватнических целей фашизма, укреплении антигитлеровской коалиции, помещались статьи на военно-исторические темы, раскрывались героизм и мужество российского народа в борьбе за свою национальную независимость.
Расширялась сеть военных газет. Если в 1941 году в июле их выходило 465 наименований, то уже 1944 году – 757 [3]. Причем газеты выходили не только на русском языке, но и на языках народов СССР. Выпускались и фронтовые газеты, также на разных языках. Армейские газеты определяли свое содержание на основании Постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 29 июня 1941 года. Главной их целью было агитационно-пропагандистское воздействие на воинов. Значительно укрепился кадровый состав «Красной звезды» писателями П.Павленко, А.Сурковым, В.Гроссманом, К.Симановым, И.Эренбургом. Выходили новые газеты «Сталинский сокол» и «Красный флот», где служили и сотрудничали Б.Лавренев, Л.Соболев, А.Жаров, В.Вишневский и другие.
Наряду с газетами Главное политическое управление Красной Армии издавало журналы «Агитатор и пропагандист», «Блокнот агитатора», а также ряд специальных военных журналов. В ходе войны были и юмористические журналы «Фронтовой юмор» и «Сквозняк». Материалы журналов помогали пропагандистам и агитаторам в организации и проведении агитационной и пропагандистской работы. В то время перестали выходить «Молодая гвардия», «Сибирские огни», «На рубеже», «30 дней», «Красная новь» и другие. Значительно сократился тираж «Нового мира», «Знамени», «Октября». Как правило, журналы имели меньше листов, часто выходили со сдвоенными номерами. Было перестроено их содержание. Теоретические и общественно-- политические журналы «Большевик», «Пропагандист», «Партийное строительство», «Пропагандист и агитатор Красной Армии» и другие сосредоточили свое внимание на показе захватнических целей фашизма, его человеконенавистнической идеологии, описании зверств, творимых гитлеровскими войсками на оккупированной территории; публиковали материалы об укреплении антигитлеровской коалиции, помещали статьи на военно-исторические темы, в которых раскрывались героизм и мужество российского народа в борьбе за свою национальную независимость, говорилось о военном искусстве воинов армии России и ее полководцев в боях с врагами. Авторами многих публикаций являлись видные советские историки, философы, экономисты, писатели, публицисты. Расширение сети военной печати требовало пополнения кадрами военных журналистов, и с этой целью многие из них были отправлены на фронт. В целях подготовки большого количества журналистов в 1943 году начальник Главного политического управления издал приказ № 144 о необходимости изучать военное дело в редакциях. Еще ранее, 1942 году, Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главное управление Красной Армии утвердили Положение «О работе военных корреспондентов». Если в самом начале войны средства массовой информации очень активно освещали весь ход войны, способствовали укреплению патриотических чувств как на фронтах, так и в тылу, то с началом наступательных операций медленно реагировали на изменения в боевой обстановке и недостаточно активно пропагандировали значение побед Красной Армии. Эти недостатки были отмечены в приказах начальника Главного политического управления Красной Армии № 055 и № 1014, где в то же время были определены новые приоритеты в работе военной печати [4]. На протяжении всей войны работа военной печати постоянно корректировалось Главным политическим управлении Красной Армии. 24 июня 1941 года было создано Совинформбюро. Одна из его главных задач - краткое изложение военно-оперативных сводок. За годы войны здесь было подготовлено 2373 различных материала, возглавлял Совинформбюро секретарь ЦК ВКП(б) А.С. Щербаков. Кроме фронтовых событий, Совинформбюро информировало о работе тыла, руководило освещением международных событий и внутренней жизни в стране. Материалы Совинформбюро печатались и в зарубежной прессе.