булгарский эмират духовная культура
Близость волжскобулгарского языка к другим тюркским языкам (кипчакскому, огузскому, уйгурскому), дала возможность взаимно обмениваться литературными достижениями. Булгарские письменные памятники находили более широкую аудиторию тюркоязычных читателей.
Многие богословские и философские проблемы нашли отражение в таких сочинениях, как "Полезные сущности" и "Всеобъемляющий" Ходжи Ахмеда ал-Булгари, "Трактат" Бурханаддина ал-Булгари и других. Духовная жизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для своего времени уровне и была вплетена в общую ткань мусульманского мира. Булгарские проповедники ислама оттачивали свое мастерство богословов не только среди единомышленников в странах востока, но и практически претворяли в жизнь принципы, которым они следовали. Булгарские подвижники распространяли ислам среди башкир и некоторой части финно-угорских народов. Известно, что со словом пророка Мухаммеда они ездили и в города Руси. Не только богословы, но и ученые мусульманских стран в то время писали свои труды и трактаты на арабском языке, на языке науки исламского мира.
Следует отметить, что в Булгарии при эмирах находились летописцы, которые описывали деяния не только правящих эмиров, но их предков, ибо родословные в престолонаследовании были очень важны - они доказывали легитимность правящих монархов. Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать своих предков до девятого колена.
Музыкальные традиции ислама адаптировались к местным условиям, специфике художественного мышления булгарского народа, порождая самобытные формы музыкальной культуры, которые входили в процесс воспитания и образования как привилегированных, так и демократических слоев булгарского общества. Для всех слоев булгарского общества в IXXIII вв. сохраняло актуальность творчество сказителей, продолжавших развитие более ранних художественных традиций. Создававшиеся ими эпические произведения звучали во дворцах правителей и жилищах бедняков и повествовали о важных исторических событиях, подвигах знаменитых батыров, восхваляли правителей. Некоторые из них, сатирического характера, обличали пороки общества. Основной темой творчества создателей эпоса, считавших своей главной задачей воспитание любви и верности родине, была борьба народа за свою свободу и независимость.
С X в. в эпическое творчество булгар в гораздо большей степени, нежели ранее, проникает нравоучительный, назидательный стиль повествования. В легендах, мифах, сказаниях и наиболее распространенном повествовательном жанре байта проявлялась заметная переориентация на решение воспитательных и образовательных задач в соответствии с требованиями нравственных и эстетических критериев ислама ("Жизнь Алыпа и строительство города Булгар", "Сражение Булгар с Константинией", "Камари и его сыновья", "Удивительные небесные явления"). В них воспевались природа и жители страны, причем не только правители, но и землепашцы. Музыка в Булгаре составляла комплекс разнообразных видов, форм и жанров, которые сопровождали каждого человека на протяжении всего жизненного цикла. Народное творчество составляли песни, инструментальные и танцевальные мелодии, занимавшие большое место в повседневной жизни.
Те войны, которые пронеслись по Булгари огненным смерчем в XIIIи XVIвеках, уничтожили, прежде всего, такие культурные достижения булгар, как книги, написанные на бумаге иногда в нескольких экземплярах, архивы эмиров и ханов, а также летописи, которые велись при них. Горели деревянные города - горели книги. К сожалению, у булгарских мусульман не было даже ничего похожего на русские православные монастыри, где велись бы летописи и хранились книги. Этим объясняется малочисленность и отрывочность доходящих до нас образцов литературных памятников булгар. Принятие ислама предками татар - волжскими булгарами включило та тарскую культуру в обширный мир мусульманской цивилизации, под влиянием которой происходило формирование и развитие ее духовно - эстетических ценностей. В национальном искусстве, наряду с этническими традициями, получи ли развитие традиции мусульманского искусства, оказавшего влияние на художественно - идейное содержание и стилевую направленность произведений.
Широкое распространение письменности среди населения опиралось на развитую систему просвещения. Еще в XIвеке в булгарских городах и селах существовали начальные школы. Они были открыты при махаллинских (квартальных) мечетях. Большой вклад в дело просвещения булгар внес мулла Микаиль Башту. Благодоря его стараниям в период правления царя Джилки (865-882) было открыто 42 мектебе, т.е. начальных школ. За время с 882 года по 900 год было основана 182 мектебе. Итак, за 35 лет основали 222 мектебе. В них детей учили читать и писать. Они читали хадисы, книги религиозного содержания, звучали отдельные аяты - небольшие отрывки из Корана.
Наиболее способные ученики продолжали свое образование в медресе. Медресе - это средние и высшие учебные заведения. Иными словами, одни из них давали среднее образование, а другие - высшее. Медресе открывали при крупных, как правило, соборных мечетях. Много внимания уделялось изучению арабского и персидского языка. Наиболее способные выпускники медресе среднего типа продолжали свое образование в научных и культурных центрах востока: в Самарканде, Бухаре, Багдаде, Балхе и других городах. Медресе высшего типа назывались Дар аль-улюм. т. е Дом науки или университет. Они следовали заповеди мусульман: "За знаниями не ленись идти даже в далекий Китай, потому что приобретение знаний есть главная обязанность мусульманина" В 1080 году по инициативе сеида Якуба ибн-Нугманм такой Дар аль-улюм был основан в г. Биляре. Шакирды (студенты) из булгар получали образование не только в своих медресе, но и в восточных странах - в Средней Азии и на Ближнем Востоке. В то же время шакирты из этих стран обучались в учебных заведениях Волжской Булгарии. С принятием ислама в страну начинает проникать из Средней Азии литература, написанная на бумаге. С появлением бумаги в Булгарии получают распространение рукописные книги, а также появляется возможность обучать письму более широкие слои населения. В распространении грамотности среди широких слоев населения, было заинтересовано и мусульманское духовенства, ибо умение читать и писать по-арабски давало возможность непосредственно познакомится с Кораном, религиозными книгами, осваивать дидактическую литературу, направленную, главным образом, против языческих традиций. В результате социально - экономического, политического и культурного развития в булгарском государстве возникла потребность в научных знаниях. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувар и нижнее-булгарский город Саксин. Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники, судии и другие государственные чиновники. В какой-то степени представление о духовной жизни булгарских городов дает арабский автор XIIв. альГарнати, говоря о городе Саксине: "В середине города живет эмир жителей Булгара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгарцы. И есть еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют "жители Сувара", она тоже многочисленна". И далее: "А в день праздника выносят многочисленные мимбары (возвышение, с которого в мечети произносят про поведи) и каждый эмир молится с многочисленными народностями. У каждой народности есть кадии (мусульманский судья), и факихи (правовед), и хатибы (проповедники). В городах практиковали табибы, слава о которых иногда бывала широко известна.
Значительное развитие в Волжской Булгарии получили такие науки, математика, астрономия, химия, медицина, география, история и др. В Булгарии было известно несколько календарей. Астрономические знания булгарские ученые приобретали в Средней Азии и в странах Ближнего и Среднего Востока, где астрономия и другие естественные науки получили в то время наибольшее развитие. Рост ремесленного производства и возникновение фармакологии потребовали знаний в области химии. Булгары были знакомы и умели применять такие металлы и металлоиды, как железо, медь, никель, свинец, олово, ртуть, серебро, золото, сурьма, сера и т.д. Булгарские кузнецы производили сталь повышенного качества, владели основами сварки и пайки, а также изготовления различных сплавов на основе меди бронзы, латуни и др. Высокого совершенства достигли мастера, изготовляющие украшения и предметы быта из меди, золота и серебра. Золотых дел мастера-алтынчии, а также медники-бакырчии, металлисты-тимерчии очень хорошо знали свойства металлов и благодаря этому умело управляли процессом литья. Они смачивали металлы ртутью и таким способом отделяли их от пустой породы. Ртуть хранили в сфероконических сосудах. Такие сосуды изготовляли из огнеупорной глины.
Знания по химии нужны были и при изготовлении стекла. Гончары - чулмекчии изготовляли глазурь синего, зеленого, коричневого цветов, а также с оттенками темно-зеленого. Глазурь коричневого цвета получали, смешав в определенной пропорции железо и марганец.
Булгары умели изготовлять различные по химическому составу красители, а также яды. Ядом смазывали наконечники стрел. Таким образом, все изложенное выше говорит о том, что в Х-ХП вв. булгары владели знаниями соответствующими уровню развития своего времени.