Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерноэкономическая академия
Кафедра "История"
Контрольная работа
по дисциплине "История Татарстана"
на тему: Духовная культура Булгарского эмирата: литература, система образования, научные знания
Выполнил: студент группы 4197с
заочного отделения
Невматуллина Р.С.
Проверил: к. п. н., старший преподаватель
кафедры "История"
Сайфуллин Р.Г.
Набережные Челны - 2008
Содержание
Введение
Глава I. Письменность, просвещение и литература
Глава II. Система образования и научные знания
Заключение
Список литературы
Последние два столетия Iтыс. н.э. в исторической науке справедливо рассматриваются как переломный этап в истории народов Восточной и Центральной Европы. В это время происходят существенные изменения в социально экономической и общественной жизни славянских, тюркских и финно-угорских народов, приведшие, в конечном итоге, возникновению раннефеодальных государств. На территории Восточной Европы это были Древняя Русь, Хазария и Волжская Булгария. На протяжении веков они тесно контактировали между сбой в области экономики и культуры, соперничали за расширение сферы влияния на соседние регионы. Это соперничество нередко приводила к серьезным военным столкновениям, которые завершались, как правило, заключением мирных договоров.
Практически с момента своего возникновения Булгар - так коротко называли страну и ее столицу современники - становится заметным явлением Средневековой цивилизации Евразии, объектом внимания арабо-персидских географов, русских летописцев, западноевропейских путешественников и торговцев. Это вполне объяснима: самая северная в тогдашнем мире мусульманская страна - факт сам по себе незаурядный - быстро завоевала себе славу могущественной торговой державы. И не только благодаря своему удачному геополитическому положению. Основу экономического могущества страны, способствовавшего активной и равноправной международной торговле, составили, в первую очередь, высокоразвитое сельское хозяйство (пашенное земледелие, скотоводство) и ремесленное производство. Их продукция была рассчитана как на удовлетворение внутренних потребностей страны, так и на экспорт.
Равноправные партнерские отношения в торговле, внешней политике, других областях международной деятельности возможны лишь тогда, когда страны, в них участвующие, обладают примерно одинаковым экономическим и духовным потенциалом, стоят примерно на одной ступени социально-экономического развития. Волжская Булгария по всем этим показателям практически не уступала своим партнерам - Хазарии, Древней Руси и древнерусским княжествам, странам Западной Европы и Ближнего Востока.
Предками современных татар, башкир, чувашей, марийцев, а также крымских татар, болгар, балкарцев являются булгары. Булгары - народ, основавший свое государство "Великая Булгария" во второй половине Vвека. Говорили на булгарском языке, относившемся к наиболее к ранней группе языков тюрков. Территория этой страны простиралась от Дуная до Урала.
Волжская Булгария занимает особое место в средневековой истории татарского народа. Она воспринимается современными (в первую очередь, средне-волжскими татарами) как государство, созданное одним из основных, если не сказать прямых, их предков. Многое связывает нас с булгарским периодом нашей многовековой истории. Именно в этот период завершился полный переход от кочевой жизни к оседлости, возникли стационарные поселения, в том числе и города, среди которых и Казань - столица республики Татарстан, которая отметила в 2005 году свой 1000летний юбилей. В 922 г., в период правления хана Алмуша сына Шилки, состоялась официальное принятие монотеистической религии - ислама, сыгравшего исключительную, безусловно прогрессивную роль в духовной и общественно - политическую роль в жизни булгар и их потомков. Всемирно известная поэма "Сказание о Юсуфе", написанная булгарским поэтом Кул Галли в начале ХIIIв., до сих пор пользуется широкой популярностью среди татарских читателей. Отсюда не трудно понять трепетное отношение татар ко всему, что связано с их булгарскими предками.
Великая Волжская Булгария была весьма развитым и могучим государством. Благодаря водным путям, булгары имели хорошие торговые отношения с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией, а также с Китаем, Хорезмом, Индий, Далмацией и Персией. В Х в., площадь столицы Волжской Булгарии - Биляра - была больше современных ему Парижа, Киева и Владимира, вместе взятых, а по уровню развития Биляр превосходил большинство средневековых столиц.
До принятия ислама и, соответственно, до перехода к арабской графике исторические предки булгар и они сами проделали длительный путь развития письменности. Начав с письма рисуночных знаков, они перешли к руническому шрифту древнетюркского типа, а от него к арабской графике. Перевод официальных документов со старых булгарских знаков "куниг" на арабское письмо был осуществлен в 40х - первой половине 80х годов IXв., когда булгары еще жили в Поднепровье. О широком распространении грамотности среди булгар свидетельствуют как письменные источники, так и вещественные.
Примечателен и такой факт: венгры считают, что история их письма началась с рунической письменности, которую они восприняли у дунайских болгар. Это лишний раз говорит о разработанности, системности письма, о более универсальном алфавите, то есть руническом алфавите. Руническая письменность до появления арабской графики распространилась довольно широко. И видимо, руническое письмо булгар было вытеснено в IX - Xвеках арабским письмом.
Высокий уровень развития литературы и науки в Волжской Булгарии на ходит яркое выражение в творчестве ученых, творивших в различных отраслях науки. Путешествовавшие из арабской Испании в Восточную Европу в XIIв.
В XIXIIвв. в Волжской Булгарии появляются первые ученые историки, которые обобщают "предания старины глубокой", пишут историю булгарского народа. Одним из них был Якуб ибн Нугман, написавший "Историю Булгара". Эту книгу упоминает в своем сочинении Абу Хамид алГарнати, который дает высокую оценку и приводит из нее отдельные отрывки. Булгары обладали сведениями и по истории других народов. В частности им было известно имя Александра (Искандера) Македонского.
В честь известного в то время знатока мусульманской юриспруденции Ходжи Ахмеда аль Булгари были написаны стихи на персидском языке, а в начале XIIIв. ученый Таджетдин ибн Юнус аль Булгари прославился своей книгой по фармакологии. В анналах истории зафиксированы также имена ученых Хасана аль Булгари, Ибрагима аль Булгари, Идриса аль Булгари и другие.
Булгарские хаттаты-каллиграфы, учащиеся медресе с любовью переписывали бессмертные творения титанов мировой поэзии, таких как Фирдауси, Низами, Омар Хайям. Народ Великого Булгарского государства дал из своей среды не только искусных ремесленников, трудолюбивых хлебопашцев, но и целую плеяду поэтов и писателей. На страницах многовековой истории булгаротатарского народа золотыми буквами написаны имена Сулеймана ибн Дауда Саксани - Сувари, Абуль Галя ибн альБулгари, Кутба, Махмуда ибн Гали ал-Б Булгари, Хуссама Катиба и других писателей.
Вершиной литературного творчества и в целом итогом развития духов ной культуры Волжской Булгарии стала поэма Кул Гали "Сказание о Юсуфе" (1223 г). Она увенчала эпоху наивысшего расцвета Булгарского государства, прерванную монгольским нашествием в1236 г. Поэма, основанная на известнейшем и часто трактуемом в восточной литературе библейском сюжете, была оригинально интерпретирована автором применительно к самобытным булгарским художественным традициям и написана на местном языке - булгарском тюрки. Поэма по общему признанию, проникнута гуманизмом.
Кул Гали был современником Низами, Руставели, автора "Слово о полку Игореве". Нет никаких свидетельств о том, что он знал что-либо о своих выдающихся современниках. Но знаменательно одно: его поэма "Сказание о Юсуфе", какими-то своими существенными мотивами созвучна тем идеалам, которые выражены в творениях Руставели и Низами.
"Легенда о дочери Шана" поэтический шедевр раннего средневековья, завершенный в 882 году. Но, пожалуй, самое удивительное, что местом рождения поэмы была не Мекка и не Багдад, ее автор – Микаиль Башту ибн Шамс Тебир, прозванный современниками Шамси Башту. В пещере мусульманского скита близ Киева он долгие годы записывал и поэтически обрабатывал предания древних булгар, населявших некогда берега Днепра, становясь не только поэтом, но и историком, летописцем, бытописателем своего народа.
Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана. Уже в Х в. булгарские богословы приступают к изучению хадисов - преданий об изречениях и делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их понимании писали Абул Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари и Сулейман ибн Дауд ас Саксини-Сувари богослов и писатель, выходец из г. Сувара, жившего в городе Саксине. Он написал на персидском языке труд дидактического характера под названием “Свет лучей правдивость тайн”, затем перевел его на арабский язык, назвав “Порадующий больных душ”. И наконец, “Цветок сада порадующий больных душ" это сокращенный вариант двух первых книг. Сулейман ибн Дауд ас Саксини-Сувари посвятил все свои сочинения своему учителю АбулАля Хамиду ал-Булгари, у которого учился в медресе. Последний был энциклопедически образованным ученым, широко известным на Востоке, в тонкостях разбирающимся в научной и богословской литературе мусульманского мира своего времени. Булгарские ученые и богословы были хорошо известны в Средней Азии, Хорасане. Некоторые из них жили и творили на Востоке, иногда занимая в тех странах религиозные и административные посты. Так, например, Ходжа Ахмед Булгари был учителем и шейхом знаменитого султана газневидского государства, куда входили территории современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии, Махмуда I Газневи (9671030).