Смекни!
smekni.com

Объединение русских земель и образование Московского государства в период владычества Золотой Орды (стр. 5 из 5)

4.4. Выход на мировую арену

Момент для выхода Руси на мировую арену был удачным. В 1453 г. турки взяли штурмом столицу Византии Константинополь. К концу XV в. распалась на несколько ханств золотая орда. На границах Европы и Азии открылись две «вакансии»: новой столицы православия и нового «центра управления» степью. Москва претендовала на обе: как ныне единственное независимое православное государство, она могла возглавить дело защиты веры. Как часть империи, созданной когда-то Батыем, она считала, что ей по наследству переходят гигантские степ, лежавшие за Окой и Волгой. Европейские монархи, однако, не спешили признать вчерашнего данника Орды равным себе. Поэтому права московских государей следовало подкрепить достойным титулом, символикой и генеалогией.

Самый болезненный был вопрос о титуле. Что, собственно, такое «великий князь Московский» и даже «великий князь Всея Руси»? буквальный перевод на латынь (язык европейской дипломатии) ставил великих князей в ряд высшей знати, но намного ниже королей, императора Священной Римской империи или султана Турции. Литва и Польша долго отказывались величать Иван III даже «государем Всея Руси». Ливонской орден, Дания и Австрия изредка называли его царем (гот латинского цезарь) и даже «Всея Руси императором», но чаще – скромным титулом «великий князь».

Ивану III его права на самый высокий ранг казались бесспорными. Свой титул он поначалу удлинял, просто добавляя названия княжеств и земель – «Иоанн, Божьей милостью государь и великий князь Всея Руси, Владимирский, Московский, Псковский, Новгородский, Тверской…». Но, по сути, это ничего не меняло.

На помощь пришла идея «византийского наследства». В соответствии с ней императорская власть перешла от Византии к Киевской Руси, а от нее – к Московской. Считалось, что царский венец – шапку Мономаха – подарил киевскому князю Владимиру Мономаху его дед император Византии Константин мономах еще в XII в. (на самом деле ее изготовили в XIII-XIV вв. на востоке).

Составили новую родословную. Она подтверждала древность царского рода, так как ее начали вести от римского императора Августа. Претензии на родство с императорами отразила и государственная печать: поражающий дракона святой Георгий и двуглавый орел, обычный в символике императоров Византии и в гербах Габсбургов, императоров Священной Римской империи.

Право Москвы на «византийское наследство» укрепил в 1472 г. брак Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина 11.

4.5. Третий Рим

После того как «попущением Божиим… Богом хранимый Константиноград взяли безбожные турки», Русская церковь уже не зависела от константинопольского патриарха. Наоборот, теперь она, «последнее православное царство», отвечала за судьбу православия во всем мире. Москва как бы заняла место двух уже павших христианских государств – Рима и Константинополя (который стал «Вторым Римом» после того, как «Первый» в 476 г. захватили варвары), поэтому ее считали «Третьим Римом».

Этот Рим и будет последним – ведь не за горами предвещенный Библией «конец света». Его ожидали в преддверии 7000 г. от сотворения мира (1492 г. от Рождества Христова). Именно Москве суждено одержать духовную победу в битве с силами зла, поскольку Московская Русь – единственная независимая православная страна.

Кратко эту идею сформулировал псковский монах Филофей, писавший Василию III: «Все христианские царства сошлись в одно твое… Два Рима (Рим и Константинополь) пали, а Третий (Москва), стоит четвертому не бывать».


Заключение

После 1238 года начинается совершенно другая эпоха в истории северо-восточной Руси. После монгольского завоевания Киевская Русь потеряла свое прежнее значение. Мало известный до того времени город Москва, благодаря умелой политике Московских князей, стал центром собирания Земли Русской. В это тяжелое для России время церковь оказала большое влияние на историческую судьбу русского народа.

Причины возвышения Москвы:

- центр формирования великорусской народности;

- удаленность от опасных окраин, "прикрытость" другими княжествами;

- значимые торговые пути;

- земли, пригодные для земледелия;

- развитое феодальное землевладение (дворяне - опора князя).

Наряду с Москвой центром объединения русских могли стать

Тверь, Переславль или другой город. Роль субъективного фактора:

- мудрость и дальновидность московских князей;

- отсутствие распрей в московской княжеской семье;

- княжество не дробилось, а передавалось единственному наследнику.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского - Даниил Александрович (1276-1303). При нем под контролем московского князя оказалось все течение Москвы-реки.

Так началось становление и возвышение Москвы. Благодаря, организаторским, дипломатическим, политическим, военным (и мн. др.) талантам князей, а также следует отметить патриотизм русского народа, княжество Московское добилось невероятного результата, став единым древнерусским государством.

Переломным моментом стал 1380 г. Историческая победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. продемонстрировала силу и значение Москвы как политического и экономического центра - организатора борьбы за свержение ига Золотой Орды. И ее нельзя переоценить.

Еще один крупный успех московских князей - их тесный союз с церковью, перенос митрополии из Владимира в Москву. Это придало Москве статус церковного и идеологического центра, а князья получили богатого и влиятельного союзника.

Существенную роль в усилении Москвы сыграли расширение территории княжества (Калита скупал земли у церкви, частных лиц, приобрел даже три удельных города - Галич, Углич, Белоозерск), а также - сложившийся в первой половине XIV в. союз с Новгородской республикой. Накопленный в правление Калиты военно-экономический потенциал позволил его потомкам вступить в открытую борьбу с Ордой.

С конца 70-х годов XIV в. московский князь берет на себя функцию защитника всех русских земель, направляя войско для отпора татарам, вторгшимся в пределы других княжеств.

Итогом стало прекращение существования Золотой Орды, образование единого древнерусского Московского государства, и его выход на мировую арену.


Библиографический список

1. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. “Русская история с древнейших времен до наших дней” – Санкт-Петербург: Лань,1999.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. “История России” – Москва: “НОРМА И ИНФРА-М”, 2000.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. “История России с древнейших времен до наших дней” – Москва: “ПРОСПЕКТ”, 1999.

4. “Новейшая России с древнейших времен до конца ХХ века” авторский коллектив – МОсква: “ДРОФА”, 2002.

5. “Новейшая история отечества: ХХ век” под ред. Киселева А.Ф., Щашнина Э.М. – Москва: Гуманитарный издательский центр ”ВЛАДОС”, 2002.

6. “История России” под ред. Чернобаев А.А., Горелов И.Е.,

7. Зуев М.Н. – Москва: “Высшая школа”, 2001.


[1]Раньше это было обыкновенное село Кучково с усадьбой знатного дворянина Степана Ивановича Кучки. Здесь на высоком берегу Боровицкого холма, 4 апреля 1147 года Юрий долгорукий, будучи князем ростово-суздальским, встречался с князем Святославом Ольговичем (правнук Ярослава Мудрого) с целью заключения союза. Это место на зеленом мысе, при слиянии двух рек – Москвы и Неглинной – приглянулась им. Боярин Кучка отказался тогда подчиниться Юрию, так как был властным потомком племенных князей – вятичей. Юрий приказал казнить боярина, а его владения присоединил к своим землям. Дочь Кучки Улиту выдал замуж за своего сына Андрея. По указанию Долгорукого село Кучково стало называться Москвой (по имени речки Москвы). Юрий долго вынашивал планы строительства города на этом месте и успел частично претворить в жизнь свои замыслы, обжить междуречье волги, Оки и Москвы. В 1156 году он «Заложил град Москву на устье Неглинной выше реки Яузы» (повесть «Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы»).

[2] С наиболее уязвимой, напольной стоны был мощный ров-овраг, ширина которого доходила 16-18 метров, а глубина достигала до 5 метров. Этот ров, как свидетельствуют данные раскопок 1959-1960 годов, проходил в восточной части современной Ивановской площади. Следы древнейшего крепостного вала, шириной 14,5 метра, шедшего вдоль берега Неглинки, были обнаружены к востоку от Троицких ворот. При исследовании насыпи выявлены остатки дубовых конструкций в виде горизонтально уложенных бревен диаметром 30-35 см, поперечно скрепленных с помощью более тонких лаг с сучьями на конце. Эта конструкция препятствовала раскату бревен от оседания. Как полагают историки, укрепления такого типа могли сооружаться мастерами Киевского или Владимиро-Волынского княжеств, знакомых с подобной системой крепостных сооружений в Польше, где она применялась аж с X века.

[3] Съезд кочевой знати.

[4] Этот способ наследования, когда власть передают как бы по ступенькам родства, называли лествицей

[5] Сборщика податей.

[6] В.М. Татищева

[7] В 1354г. митрополитом всея Руси стал Алексий, сын боярина из Чернигова Федора Бяконта. Назначение на высший пост в русской церковной иерархии русского человека в столь тяжелое для Руси время - собирания сил для борьбы с Золотой Ордой и объединения земель — имело огромное значение. До Алексия на русской митрополии сменилось 23 иерарха, 19 из которых были греками. Несомненно, русские митрополиты лучше понимали проблемы Отечества, боль земли, были ближе к своему народу. Авторитет и силы Алексия особенно помогли Москве, когда после смерти Ивана II московским князем стал его девятилетний сын Дмитрий (1359-1389). По завещанию Ивана Красного митрополит Алексий назначался регентом при малолетнем наследнике. Это единственный подобный случай в русской истории! Помощниками Алексия выступали самые влиятельные иерархи русской церкви. Так, в период междукняжеских столкновений 1362-1364 гг. сложные дипломатические миссии в Ростове, Нижегородско-Суздальской земле успешно выполнял Сергий Радонежский. В 1364 г. в Москву был возвращен ярлык на великое княжение, отданный в 1359 г., в малолетство Дмитрия Московского, Дмитрию Константиновичу, князю Нижегородско-Суздальскому.

Усилению Москвы в немалой степени способствовала и задуманная Алексием в 50-е годы XIV в. монастырская реформа — основание общежительских монастырей, организованных на принципах равенства, строгого нестяжательства и на личном труде «братии», что вело и к колонизации новых, плодородных земель, увеличению богатства Московского княжества. «Железная когорта» суровых старцев, двигаясь на новые территории, разносила по всей Руси идеи, утверждавшие особую историческую роль Москвы.

[8] Подробности войны донесли до нас поэма «Задонщина» и «Сказание о мамаевом побоище». Мы не знаем, все ли, что рассказывается в них верно. Например, действительно ли битва началась поединком ордынского богатыря-военачальника Темир-мурзы с монахом-воином Пересветом и ездил ли князь Дмитрий за благословением в Троицкий монастырь.

[9] Он ограничивал права веча, в том числе право выбирать князя.

[10] Выборного главы новгородского правительства.