Смекни!
smekni.com

Основные этапы становления Древнерусского государства, его характеристики (стр. 5 из 6)

После покорения Киева, Олег обложил данью древлян а так же северян и радимичей, плативших ранее дань хазарам. Таким образом произошло объединение большей части территории расселения восточных славян и некоторых соседних с ними племён в единое государство под руководством князя из рода Рюрика.

Игорь Рюрикович – князь киевский. Начал княжить в 912 г. после смерти Олега. На первых порах Игорю пришлось усмирять восстание разных славянских племен и устанавливать отношения с печенегами, впервые тогда появившимися в русских степях. Торговые и культурные интересы сосредоточивали внимание Игоревой политики на Византии. Сведения об Игоре дают не только наши летописи, но и иноземные писатели. Первый поход Игоря на Византию относится к 941 г. С флотом в несколько сот людей Игоря пристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до Босфора Фракийского и подступил к Константинополю; но его суда не выдержали «греческого огня», и сам Игорь спасся только с 10 судами. В 944 г. Игорь при содействии варягов и печенегов возобновил свое нападение на Грецию. Греческие послы встретили его по сию сторону Дуная и предложили выкуп, вследствие чего Игорь возвратился в Киев. В 945 г. прибыли в Киев греческие послы для подтверждения этого мира; с ними Игорь отправил в Царьград своих послов, которые и заключили договор, приводимый летописцем под 945 г. В этом наиболее пространном из договоров русских с греками X века весьма много положений частного международного права, в которых усматривали древнерусские народные обычаи.

Владения Руси при Игоре распространялись, по-видимому, на юго-восток до Кавказа и Таврических гор, на что указывает статья договора 945 г., обязывавшая Игоря не допускать нападений черных болгар (т.е. болгар, обитавших на нижней Кубани и в восточной части Крыма) на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. На севере владения Игоря доходили до берегов Волхова; по словам Константина Багрянородного, при жизни Игоря в Новгороде княжил сын его, Святослав. Смерть Игоря летопись относит к 945 г. Не удовольствовавшись данью, уже полученной с древлян, Игорь с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью; древляне возмутились и убили Игоря.

Летопись относит рождениеСвятослава к 942 г. В момент смерти отцаСвятослав был еще младенцем и управление княжеством во время его малолетства было в руках его матери Ольги. Как толькоСвятослав возмужал, он обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях. Из славянских племен к востоку от Днепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили дань хазарам. Из-за. вятичейСвятослав вступил в борьбу с хазарами и проник на Волгу и даже в Предкавказье.В 960-х годах разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль. На Северном Кавказе Святослав захватил хазарскую крепость Семендер, разбил ясов и касогов. ЗатемСвятослав направил свое внимание на юг – на Дунайскую Болгарию. Почин в этом предприятии шел со стороны византийского императора Никифора Фоки, который, желая оградить Византию от опасных соседей – болгар, послал к Святославу предложение напасть на Болгарию. Святослав явился в Болгарию со своими союзниками – венграми, печенегами и др. – в качестве друга Византии. Успех похода С. был огромный; он занял ряд болгарских городов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией. Греки скоро почувствовали, что приобрели в его лице еще более опасного соседа. Тогда Никифор направил печенегов на Киев, и Святослав должен был возвратиться в отечество, но уже в 971 г., посадив на Руси своих сыновей, снова явился в Болгарию. Между тем преемник Никифора Фоки, Иоанн Цимисхий, помирился с болгарами и Святославу пришлось иметь дело и с греками, и с болгарами; хотя в Болгарии была и русская партия, но движение против Святослава было сильное. Чтобы сломить греков, Святослав двинулся за Балканы и сначала имел успех, но дотом должен был заключить мир с греками и уйти из Болгарии. Он пошел в лодках к днепровским порогам, но пороги были заняты печенегами. Святослав переждав до весны и снова попытался пройти пороги, но был убит в сражении печенегами, которые, по преданию, сделали из черепа его чашу.

Владимир Святославич – великий князь Киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. Традиционная история княжения Владимира, покоящаяся на «Повести временных лет», такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде. После смерти Святослава произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал. Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве. Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. В 981 г. Владимир покоряет червенские города, в 982 г. идет на вятичей, в 983 г. – на ятвягов. В 984 г. – поход на радимичей, в 985 г. – поход на болгар, не известно каких – волжских или дунайских.

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Значительную роль в формировании территории Киевской Руси сыграл поход в Червенско-Перемышльскую землю, захваченную Польшей. Для организации обороны от печенегов киевский князь соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Стугне. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты Южной Руси Владимир сумел привлечь кочевые племена из северной части Степи. Борьба с печенегами, которой руководил Владимир, отвечала интересам всех социальных слоев Древнерусского государства. Успешная борьба с печенегами привела к идеализации личности и княжения Владимира. В народном эпосе он получил имя Владимира Красное Солнышко. На самом деле Владимир был коварным политиком, в борьбе с Ярополком и при взятии Херсонеса не брезговал помощью предателей.

Жесткий характер политики Владимира ярко проявился в реформе религии. Сначала князь решил превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого насильно установил в Киеве и Новгороде культ главного дружинного бога Перуна. Около 988 года он заменил язычество христианством, которое принял из Византии после захвата греческого города Херсонес в Крыму и женитьбы на сестре византийского императора Анне (Крещение Руси). Как креститель Руси Владимир канонизирован Русской православной церковью. При Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. Симптомом будущих княжеских распрей стало выступление против Владимира его сына Святополка. В целом время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства: становления феодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремесел.

3.2 Форма правления и государственного устройства

Политический строй Древнерусского государства можно охарактеризовать как смешанную форму правления, в которой участвуют два элемента: во-первых монархический в лице князя, а во-вторых демократический в виде веча.

Князья Рюриковичи владели волостями. Волости эти слагались в системы по отдельным землям вокруг главных городов. А в общей сумме земли-волости составляли древнюю Киевскую Русь. На волостях русских княжили представители Рюрикова рода. Княжение понималось как владении е по праву, Право на каняжение в данной волости приобреталось прежде всего наследованием по отцу. Князь-отец наделял сыновей волостями при жизни или в предсмертном «ряде».

Каждая волость, объединённая вокруг стольного города состояла из ряда городских (пригороды) и сельских (верви) общин. Со значительно развитым самоуправлением. Над ними стояла власть веча главного города. Главный город каждой волости становится представителем всего населения, а его вече – верховной властью. Все свободные жители могли участвовать на вече. Первоначально функции веча включали в себя всю полноту государственного правления: правообразование, суд, администрирование, – всё это было характерно для народных собраний с древнейших времён. Позднее за вечем остаются функции высшего управления: призвание и изгнание князей, контроль над управлением, высший суд, законодательство, международные отношения и т.д.

Текущее управление осталось делом вервей и городских общин, сотен и разраставшегося княжеского административного аппарата.

Вече не централизовало управления волости, не имея вне княжеской администрации и органов для какой–либо своей администрации.1) Призвание князя вечем сопровождалось утверждением между ними особого договора «ряда» в котором подробно регламентировалось взаимоотношение между князем и призвавшим его вечем.

Наряду с этой основной функцией веча стоит его власть над народным ополчением, Оно мобилизовывалось не иначе как по решению веча. Но в то же время для мобилизации народного войска необходимо было организующее влияние князя.

Утвердившись в Киеве, князья стали устанавливать в подвластной стране государственный порядок. Для обеспечения сбора налогов из числа дружинников или родственников князя назначались посадники, которые имели собственные дружины и контролировали обширные территории. Сбор дани производился двумя способами: 1) повозом, – при этом установленная дань привозилась на двор князя; и 2) полюдьем, – князь или его наместник сам собирал дань, объезжая территорию. В качестве дани обычно использовалась пушнина и исчислялась в белках, соболях, куницах. Есть также свидетельства об использовании в качестве дани монет иноземной чеканки – шелягов. Дань собиралась зимой, а весной с половодьем собранную дань отправляли на плотах и лодках по рекам. По Днепру и далее по Чёрному морю совместно с лодками купцов, киевские князья отправлялись в Константинополь (Царьград). Дань которую собирал киевский князь, как правитель, служила ему в то же время средством и для торговых оборотов; став государем, как конинг, он, как варяг, не переставал ещё быть вооружённым купцом1).