При князе Рюрике Русь искала пути, минуя Хазарию, чтобы добираться до рынков мировой цивилизации. В.О.Ключевский писал о Киеве так: «Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья политическая форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Образование этого княжества было подготовлено указанными выше экономическими и политическими фактами. На каких бы пунктах русского промышленного мира ни появлялись варяжские князья, их постоянно тянуло к городу на южной окраине этого мира, замыкавшему цепь торговых русских городов по греко-варяжской речной линии Днепра - Волхова, - к Киеву. Здесь заморские искатели выгодного найма и торгового барыша могли поживиться всего более. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и Х вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов от Киева »[6].
Согласно «Повести временных лет» два «мужа» - дружинника Рюрика, Аскольд и Дир, получили у князя разрешение отправиться в поход на Царьград – Константинополь. Они двинулись из Новгорода на юг, достигли Днепра и обосновались у полян в Киеве, собрав в свою дружину множество варягов. Поляне платили дань хазарам, но Аскольд и Дир овладели «Польской землей», не встретив их сопротивления.
Видимо Хазария уже не могла удерживать в подчинении отдаленные земли на западе своих владений. Однако целью руси была не только власть над полянами и путем по Днепру. Из Киева, по русской летописи, русь отправилась в первый свой поход на Царьград (860 год). В византийских хрониках не упомянуты имена предводителей этого похода, и ученые спорят, действительно ли русь пришла к стенам Царьграда из Киева. Норманны – скандинавы звавшиеся русью, - могли приплыть и через проливы Средиземного моря: недаром арабские источники сообщают, что в 844 году северный народ рус напал на Севилью в Испании, а в 860 году норманны добрались до Италии и пытались захватить сам Рим.
Основным маршрутом, вероятно, был путь от Новгорода к Киеву, по Волхову и Днепру. Он вел из Скандинавии в Царьград по рекам Восточной Европы и назывался в летописи «путем из варяг в греки». Этот путь соединял Русскую землю со всем европейским миром.
Аскольд и Дир с русским войском первыми прошли по нему. Они потерпели поражение под стенами Царьграда, но даже неудача воспринималась как начало русской славы: ведь после этого похода имя руси впервые попало на страницы официальных византийских хроник, войдя тем самым во всемирную историю.
Разбитые под Царьградом Аскольд и Дир вернулись в Киев, Рюрик же продолжал княжить в Новгороде. Перед смертью он отдал своего малолетнего сына Игоря на попечение родственнику – Олегу. Воспитатель становился фактически правителем и воеводой при малолетнем князе – таков был средневековый обычай (879 год).
Через три года, в 882 году, Олег собрал войско из варягов и подвластных ему племен – чуди, словен, мери и кривичей. Князь взял с собой «младенца» Игоря и двинулся с войском с Волхова на Днепр. Он подошел к Смоленску – одному из кривичских городов – и взял его. Следующим городом, который знал Олег на днепровском пути, был Любеч. «Но желания завоевателя стремились далее: слух о независимой державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат и другие естественные выгоды Малороссии, еще украшенные, может быть рассказами, влекли Олега к Киеву. Вероятность что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят ему добровольно поддаться и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость. Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел объявить государям киевским, что варяжские купцы, отправленные новгородским князем в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь, - и показав Игоря, примолвил: - Вот сын Рюриков! Сим словом, осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым»[7].
III. Образование Древнерусского государства
древний русь варяг киев
1. Начальные формы русской государственности
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. В союзы славянских племен входили и многие неславянские племена. Следовательно, на территории будущего Древнерусского государства славяне уподобили себе другие народы – балтские, финно-угорские, иранские и другие племена - Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. Каждое племя, каждый народ, который вошел в состав Древнерусского государства, привнес особенности собственной организации общества. При этом на территории Древней Руси встретились и начали взаимодействовать народы, у которых были разные формы организации общины: у славян – территориальная община, а, например, у русов разного этнического происхождения – кровнородственная община. Разные типы общин определяют и разные пути образования государств. При кровнородственной общине расслоение происходит и внутри родов, и между ними. Внутри родов и между родами устанавливалась жесткая иерархия и подчиненность «сверху вниз»: старшие в роде главенствовали над младшими, знатные роды - над незнатными. Поэтому чаще всего у народов с кровнородственной общиной государство возникало как результат установления господства одного рода (или племени) над другими.
На землях территориальной общины, бывшей у славян, государство возникало иным путем. Иерархия государственного управления у славян строилась « снизу вверх», в зависимости от действительных потребностей. Поэтому значительным было влияние выборных должностных лиц. Само управление в территориальной общине связано с хозяйственными задачами, а хозяйственные потребности сельской общины ограничиваются пределами волости. На более обширных территориях в сфере общих интересов находилось лишь поклонение общим богам и «игрища между селами» с целью заключения браков.
Территория славянских княжений складывалась вокруг городов и обычно называлась «землей». В IX – первой половине X веков известно несколько таких городов: Киев – у полян-руси, Новгород – у ильменских племен, Смоленск – у кривичей, Искоростень – у древлян, Пересечен - у угличей. Жители городов делились на десятки, сотни и тысячи. Вершиной такой городской и племенной администрации был тысяцкий, избираемый на вече. Таким образом, у славян уже в VII – IX веках складывалась земская власть. Земская власть – это исторически возникшая и наиболее экономически целесообразная форма организации для славян. Поэтому, думается, правы те ученые, кто считает, что государственность на Руси сложилась ранее вокняжения каких-либо династий.
Но земская власть не могла простираться на обширные территории, не могла решить проблему объединения необозримых просторов восточнославянских земель. Соединить земли восточнославянских племенных союзов могла только внешняя сила, внешняя власть. Таким племенем-объединителем в IX- X веков оказались «русы», или, как их называют некоторые древние источники, «род русский», соединившие в себе, как уже говорилось, выходцев из Подонья, Приднепровья, Придунавья и Прибалтики.
Само называние Русь, закрепившееся за новым восточноевропейским государством, пришло с севера. Финские племена называли пришельцев из Скандинавии «руотси», славяне стали использовать слово «русь» в том же смысле. В начале X века так стала называть себя киевская дружина во главе с князем, затем имя «Русь» перешло на всю страну. Аналогичные значения имели византийские слова «рос» и «Росия» (страна, подчиненная росам), но название Россия закрепилось примерно в XVI веке.
2. Становление Древнерусского государства
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег предпринял со своей дружиной поход из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки», в результате чего оба важнейшие центры были объединены. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь, а Олег провозгласил себя великим киевским князем.
Олег занял Киев и провозгласил его «матерью городов русских». В Киеве все его воины – и варяги, и словене, и другие – получили название – «русь», ведь все они были членами княжеской дружины. Уже в Киеве князь установил размер дани, которую должны были ежегодно платить его варягам подвластные племена Новгородской земли. Новгородцы обязались отвозить в Киев особую дань варягам в 300 гривен (гривна – слиток серебра весом около 200 г).
Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах, «Олег, всего более думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее нападать на чуждые земли; мыслил ужасать соседей, а не бояться их. – Он поручил дальние области вельможам; велел строить города или неподвижные станы для войска, коему надлежало быть грозою и внешних неприятелей и внутренних мятежников»[8]. Деяния Олега показывают, что род князей, призванных в Новгород, считал себя правителем не только племен Новгородской земли, но и всех славян. Сделав столицей Киев, Олег подчинил себе племя древлян в Правобережье Днепра, а потом отправил послов к племенам Левобережья северянам и радимичам, платившим дань хазарам. Князь велел впредь давать дань ему, ибо он объявил себя противником хазар. Таким образом, начала формироваться государственная территория «империи Рюриковичей».