Смекни!
smekni.com

Атаман Платов (стр. 4 из 5)

2 декабря М.И.Платов настиг отступившие к границе войска маршала Нея и разгромил их. Война на территории России была победоносно закончена. Платов, за блестящие военные успехи в борьбе с войсками Наполеона и, особенно у местечка Красное, 29 октября 1812 г. был возведен в графское достоинство. А вскоре, 1 января 1813 г. он был удостоен Почетного рескрипта Императора Александра 1.

Участвуя в заграничных походах, М.И.Платов уже в ночь под Новый 1813 г. захватил г. Мариенбург, затем занял местечко Дирш и обложил крепость Данциг, которая позднее сдалась на милость победителя. 13 апреля 1813 г. "в Дрездене Император Александр 1 дал милостивый манифест "Войску Донскому", высоко оценив его вклад и заслуги в освобождение России от войск Наполеона. 13 сентября М.И.Платов одержал блестящую победу под Альтенбургом, а 4 октября участвовал в знаменитой "битве народов" под Лейпцигом.

Здесь он 6 октября взял в плен целую кавалерийскую бригаду, 6 батальонов пехоты и 28 орудий, за что здесь же на поле боя награжден орденом Андрея Первозванного.20 октября Платов занял Франкфурт на Майне, где после этого разместилась главная штаб-квартира и руководители союзных государств. Тут М.И.Платову было пожаловано вензелевое бриллиантовое перо с лаврами для ношения на кивере. (головной убор). В 1814 г. во время сражений на территории Франции М.И. Платов "ознаменовал себя подвигами при Лаоне, Эпинале, Шарме и занял2 февраля Фонтенебло", в котором он должен был освободить из заточения римского папу.

Но главу католиков тайно вывезли до подхода казачьих войск. Позднее М.И. Платов занял сильно укрепленный город Намюр. 19 марта 1814 года союзники вступили в Париж. Казаки расположились на Елисейских полях. Этим и оканчиваются военные подвиги Матвея Ивановича Платов, так как в боевых действиях 1815г. он не участвовал.

Союзники-англичане тепло встречали Войскового Атамана М.И.Платова в Лондоне, куда он сопровождал Императора Александра 1. Восторженные лондонцы на руках несли героя-донца с корабля на берег, выказывая ему всяческое внимание и уважение. Восторги лондонских дам были настолько велики, что они отрезали часть хвоста у коня М.И.Платова и разобрали волос на сувениры. Принц-регент, неумеренно восхищавшийся атаманским конём "Леонидом", получил его в подарок от М.И.Платова. А Атаман в свою очередь был одарен портретом принца-регента с бриллиантами для ношения на груди на ленте ордена Подвязки.

В Лондоне граф М.И.Платов лично познакомился с писателем В. Скоттом, автором "Истории Наполеона" и множества других популярных исторических книг. Оксфордский университет поднес М.И. Платову докторский диплом. Город Лондон подарил М.И.Платову специально изготовленную саблю. Его именем был назван английский корабль. А портрет М.И. Платова был помещен в королевском дворце. Во многих европейских странах появился фарфор, ковры и украшения с изображениями М.И.Платова. С именем Платова связывают и легенду о том, что он уверил Александра 1 в том, что русские мастера не хуже английских и заказал подковать блоху тульскому Левше, что тот и сделал, подковав блоху на обе ноги.

5 Возращение в Новочеркасск

Возвратившись на Дон после боевых походов Матвей Иванович Платов был торжественно встречен депутацией горожан на окраине Новочеркасска, а затем с колокольным перезвоном при большом стечении народа въехал в основанную им казачью столицу. Перейдя к административному управлению Донским краем, Матвей Иванович ознакомился с его экономическим положением и издал приказ, в котором отметил огромные заслуги казачек, вынесших на своих плечах все тяготы 3-х летнего хозяйствования в военное время, когда казаки Дона почти поголовно бились с войсками Наполеона.

Платов уделил внимание не только краю и его гражданскому правлению, дальнейшему развитию коневодства и виноградарства, но и развитию города Новочеркасска. В частности, при нем осенью 1817 г. были построены в связи с ожидавшимся приездом в Новочеркасск Императора Александра 1 две капитальные каменные Триумфальные арки. Но приехал 16 сентября Великий Князь Михаил Павлович (брат Императора), который был торжественно встречен Войсковым Атаманом, казаками и общественностью у Триумфальной арки на Санкт-Петербургском спуске (ныне спуск Герцена.). Александр 1 посетил Новочеркасск в 1818 г., но к этому времени уже не стало знаменитого Донца. Платов умер 3 января 1818 года в своей слободе Еланчицкой и 10 января был похоронен под стенами строящегося каменного Вознесенского собора в Новочеркасске.

Казалось бы, после столь бурной, противоречивой, но славной и блистательной жизни прах великого сына Дона упокоился под сводами православного храма. Но волны исторических событий и судеб были настолько высоки и порою коварны, что останки знаменитого атамана еще около 100 лет будут искать место своего упокоения. В связи с тем, что строящийся Вознесенский собор, у стен которого был похоронен Матвей Иванович и члены его семьи, дважды обрушивался (1846 и 1863 годы), то родственники М.И. Платова добились Высочайшего разрешения (1868 г.) на перенесение праха М.И. Платова на территорию его загородного Мышкинского имения, именуемого в народе Голицинский дачей (по фамилии зятя князя Голицина) или Архиерейской дачей (по факту дарения дачи Новочеркасскому архиерею). В 1875 г. эти пожелания осуществились и в семейный склеп под церковью в хут. Мишкино были перевезены из Новочеркасска останки М.И.Платова и умерших к этому времени членов его семьи.

Но и на этом не упокоился прах героя Дона и России. В 1911 г., в связи с подготовкой к празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 г., казаки решили привезти из разных мест и перезахоронить останки наиболее великих людей Дона.4 октября в усыпальницу под каменным Вознесенским кафедральным собором в Новочеркасске торжественно перезахоронили останки: генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова, а также особолюбимого горожанами архиепископа Иоанна. Затем февральская и октябрьская революции 1917 г., гражданская война на Дону, снос в 1923 г. памятника М.И.Платову в Новочеркасске, В 1992 г. городские казаки, добившиеся разрешения осмотреть могилы в усыпальнице собора, были шокированы увиденным. Вскрытые могилы оказались оскверненными, забитыми мусором и т.д. 16 мая 1993 г. произошло грандиозное открытие наконец-то воссозданного памятника графу и Войсковому Атаману, кавалеру многих отечественных и зарубежных орденов Матвею Ивановичу Платову.


Заключение

Матвей Иванович Платов - самобытное явление в военной истории России и исключительное явление в боевой истории донского казачества. Это объясняется не только выдающимися личными качествами Платова - они бесспорны - но и условиями той эпохи, особенно эпохи наполеоновских войн, в которых развертывалась деятельность легендарного атамана.

По описаниям современников, хорошо знавших Платова, он был роста высокого, смугл и черноволос, «с бесконечно добрым выражением лица и очень любезный». Генерал Алексей Ермолов, хорошо знавший Матвея Ивановича, писал, что «атаман принадлежал к числу людей весьма умных и отлично проницательных».

От природы Платов был весьма вспыльчив, и всю жизнь воспитывал себя в духе подавления этих неожиданных вспышек ярости и много преуспел в этом.

«Очень искусно умел обращаться с людьми и мог всякого очаровать, - писал о Платове его биограф Е. Тарасов. - Он был хитер, изворотлив и отличный дипломат. С простыми казаками он умел обращаться просто и всегда был ласков». Атаман любил рассказывать анекдоты из военной жизни, а также о подлинных боевых событиях, его рассказы производили большое впечатление на слушателей.

Любимая его фраза «я вам скажу» богато уснащала его рассказы и разговоры. Речь его была весьма своеобразной, на казачий лад, и говорил он весьма убедительно и энергично. Вместо «Варшава» он говорил «Аршава», вместо «квартирмейстер» - «планщик», вместо «преследовать» - «шпиговать», вместо «поискать» - «пошарить».

По отношению к своим подчиненным атаман был довольно объективным, умел поощрять и взыскивать, давая понять казакам, что истребляет недостатки, а не ищет повода унизить человека только потому, что имеет над ним власть.

Матвея Ивановича отличала большая любовь ко всему родному, русскому, вследствие чего он питал некоторую неприязнь к иностранцам и их засилью в высшем командовании русской армии. Особенно он недолюбливал немцев, их педантизм и доктринерство. По натуре своей атаман был веселым человеком, любил приятное общество, но жизнь шумная и рассеянная были ему не по характеру.

Будучи, как и большинство казаков, верующим, Платов делал богатые вклады в храмы и монастыри. Однако он верил снам и предчувствиям.

Его биографы в один голос отмечают щедрость и хлебосольство атамана, а в последние годы он жил несколько расточительно, так что после его кончины за ним остался долг в триста тысяч рублей.

В последние годы жизни его дневной распорядок был довольно жестким. Основное время он отдавал делам. Спал с четырех ночи до восьми утра, но после пробуждения любил некоторое время полежать в постели, решая при этом практические дела.

В пище Платов отличался умеренностью, любил простые блюда, что неудивительно для человека, жизнь которого почти полностью прошла в условиях походов и сражений. Из напитков он любил кофе («кофий») и чай.

Занимая высокий пост донского войскового атамана, будучи вхож в императорский дворец и к высшим государственным деятелям России, он не составлял протекций своим родственникам, справедливо полагая, что сами они по его примеру должны делать собственную карьеру и собственными силами. Но о посторонних людях, отличавшихся талантом, храбростью и честностью, Матвей Иванович постоянно хлопотал перед высшим начальством.