Содержание
Введение
1 В начале ратных дел
2 Неугоден ли царедворцам был Платов
3 Основатель Новочеркасска
4 Отечественная война 1812 г
5 Возращение в Новочеркасск
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Так уж сложилось в исторической литературе, краеведческих изысканиях и общественном сознании, что у основателя г. Новочеркасска, всемирно знаменитого Войскового Атамана, кавалера многих отечественных и зарубежных орденов Матвея Ивановича Платова оказалось несколько дат рождения, среди которых наиболее популярные две: 6 августа 1753 г. и 8 августа 1753 г. Первая кочует из издания в издание от первого биографа Н. Смирнаго, написавшего книгу "Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова", состоящую из 3-х частей и выпущенную в Москве через три года после его смерти, т.е. в 1821 г.
От него дата рождения 6 августа 1753 г. перекочевала в труды Л.М.Савелова, А.Струсевича, П.Н.Краснова, и других дореволюционных авторов, а от них в советские энциклопедии и словари. Но уже в 1910-е годы появляются сообщения о том, что найдена метрическая книга, из которой явствует иная дата рождения М.И. Платова. "На самом же деле время его рождения точно известно: по метрическим книгам церкви св. апостол Петра и Павла г. Черкасска, с.1, о родившихся за 1973 г., под номером 22 значится, что у старшины Ивана Федорова Платова 8 августа того года родился сын Матвей.
Это и есть будущий войсковой атаман, стяжавший себе и всему Дону неувядаемую славу и всемирную известность". Этой даты придерживались впоследствии историки, краеведы, общественные деятели, такие как А.А. Кириллов, П.Х. Попов и др.
1 В начале ратных дел
В начале шестнадцатого столетия на необъятных просторах донских степей появились ватаги вольных людей, спасавшихся от крепостнического гнета, царившего в Московском государстве. Сюда бежали все, кто минуту вольности ценил дороже года рабской жизни. Их стали называть «казаками» - вольными людьми, храбрыми воинами.
Черкасский городок, в котором появился на свет Матвей Платов, был основан казаками в 1570 году, а с 1644 года стал столицей Дона - «Главным Войском». Здесь действовал казачий Круг - высший орган законодательной власти у донцов - отсюда отправлялись казаки в морские и сухопутные походы, здесь помнили времена святой вольности, когда казаки сами правили Доном, живя по своим законам и обычаям. Здесь принимали иноземных послов, отсюда же отправлялись казачьи посольства к соседним народам. Здесь появились первые на Дону храмы, первые школы, учителя и лекари, здесь впервые в истории России был дан военный салют в честь Азовской виктории над турками 1696 года.
Семейство Платовых появилось на Дону в начале восемнадцатого столетия. Братья Платовы, одним из которых был Иван Федорович, отец Матвея, пришли в Черкасск с плотами леса, сплавлявшегося по Дону. Отсюда, как считают исследователи, и возникла фамилия - ПЛОТОВЫ, позднее превратившаяся в ПЛАТОВЫХ. Известной на Дону эта фамилия стала в середине восемнадцатого столетия. Именно в это время в исповедальных метрических книгах Петропавловской церкви города Черкасска встречаются имена трех братьев Платовых: Ивана, Дмитрия и Демьяна Федоровичей. Старшим из братьев был Иван Федорович - отец Матвея. Год рождения отца будущего героя неизвестен, но на основании исповедальных росписей Петропавловской церкви можно предположить, что Иван Федорович родился между 1720 и 1723 годами.
Иван Платов по прибытии на Дон вскоре оставил ремесло сплавщика леса и занялся более выгодным промыслом - рыболовством, а примерно в 1742 году поступил на военную службу.
Сначала Иван Федорович находился с казачьим полком на Крымской линии, потом в так называемых Остзейских губерниях, затем в Грузии, откуда с полком был переведен в Пруссию, где полыхали бои с войсками короля-воина и философа Фридриха Второго. В составе казачьего полка под командованием донского войскового атамана Степана Ефремова он участвовал во многих сражениях этой войны и особенно отличился в битве под Кюстрином 4 августа 1758 года. По делам службы Платов-старший несколько раз выезжал в Петербург, потом был назначен сборщиком налогов с вольных малороссиян, поступивших в число донских казаков.
Примерная служба Ивана Платова была в дальнейшем высочайше отмечена двумя именными саблями и серебряной медалью. В начале семидесятых годов он получил чин войскового старшины и с полком отправился в Петровскую крепость, входившую в состав Днепровской укрепленной линии. Через год его перевели в Литву, где он принял участие в сражениях против поляков в так называемой Конфедератской войне. Во время пугачевского восстания он с донским казачьим полком прикрывал Коломенский, Касимовский и Владимирский тракты, ведшие к Москве. Скончался Иван Федорович после 1778 года в чине премьер-майора российской армии.
О матери Матвея Платова, Анне Ларионовне, родившейся в 1733 году, подробностей биографии не сохранилось. Известно только, что она погребена в станице Старочеркасской на кладбище Преображенской церкви.
Кроме старшего Матвея, в семье Платовых росли еще три сына. Стефан был моложе Матвея на девять лет, Андрей и Петр уступали в возрасте старшему брату соответственно двенадцать и пятнадцать лет .
У донских казаков издревле существовал своеобразный ритуал празднования рождения в семье первенца, поэтому, когда у Платовых родился Матвей, в гости к ним пришли родственники и знакомые казаки. Каждый из них принес новорожденному «на зубок» какой-нибудь предмет: стрелу, пулю, лук, а братья Ивана Федоровича принесли своему племяннику ружье. Эти предметы довольный отец разложил и развесил в комнате, где лежал новорожденный.
Лишь только минуло сорок дней после рождения Матвея Анна Ларионовна пошла в церковь Петра и Павла, где крестили сына, и прошла ритуал очистительной молитвы. По возвращении домой ее, согласно казачьим обычаям, радостно встретил муж и поздравил с сыном-первенцем. Иван Федорович бережно взял малютку на руки, осторожно надел на него саблю и, несмотря на протесты жены, посадил сына на коня: таков был древний казачий обычай!
Когда же у Матвея прорезались первые зубы, отец и мать, посадив его на лошадь, повезли в Петропавловскую церковь, постоянными прихожанами которой они являлись. Здесь священник отслужил полагающийся молебен перед иконой Ионна Воина, которого отец просил сделать сына храбрым, доблестным и удачливым воином-казаком и послать ему долгих лет жизни. Все воспитание сына в те короткие дни, когда он бывал дома, Иван Федорович направлял на то, чтобы Матвей стал настоящим воином. Неудивительно, что первые слова, которые он произнес, были «пу» - стрелять и «чу» - ехать. В три года Матвей, как и многие его сверстники, ездил на лошади по двору, а в пять бесстрашно скакал на коне по улицам и участвовал в детских маневрах.
Интересной и своеобычной была жизнь в казачьей столице того времени. Пытливый природный ум, неутомимость заставляли Матвея бывать в разных частях родного города, наблюдать его бурлящую жизнь, самому принимать в ней участие. Особенно интересно бывало в праздники. Шустрый Матвейка оббегал в такие дни все улицы Черкасска. Везде он встречал празднично разодетых казаков и казачек. Молодежь занималась борьбой, игрой в мяч, чехарду, бабки, айданчики (маленькие кости из бараньих ног). Взрослые казаки собирались в кружок, и песня о батюшке Тихом Доне лилась над городом.
Поскольку улицы Черкасска были тесны для веселых и деятельных мальчишек и юношей, компании малолеток выходили за город к палисаднику и крепостным стенам. Здесь они ставили цель и, одни с ружьями, другие с луками, соревновались в меткости стрельбы. Некоторые, особо меткие юноши, могли на расстоянии выбить пулей крупную монету, которую зажимал пальцами над головой его бесстрашный товарищ. После стрельбы устраивались бутафорские сражения.
Большая толпа малолетков в самодельных воинских доспехах, со знаменами, сделанными из окрашенной бумаги, с игрушечными пиками делились на две группы. В каждой имелся свой атаман. По знаку судьи из взрослых казаков оба отряда сходились в рукопашной схватке. Часто малолетки не на шутку «заводились», и сражение иногда принимало серьезный оборот. Наконец, одна из сторон не выдерживала накала борьбы и бросалась наутек. «Победители» преследовали «неприятеля», брали «в плен», захватывали трофеи и знамена. Под звуки бубнов и звон фанфарных тарелок казачата входили в город, вызывая похвалы стариков.
В большом почете у казаков были в то время скачки, которые многократно устраивались в окрестностях Черкасска. Победители скачек приобретали известность и популярность среди казаков. Казачья ребятня устраивала свои скачки по улицам. В каждом доме от зари до зари слышалась беспрерывная стрельба из ружей, пистолетов и маленьких пушечек. У кого не было оружия, те просверливали в пустых костях крупных животных «затравки» или заряжали камышинки.
Одним из непременных элементов военного воспитания у донских казаков являлась охота на дичь на конях. Она способствовала развитию у малолетков ловкой езды на лошадях и меткости стрельбы из различного оружия. Вокруг родного города Матвея Платова расстилалось обширное займище, где в изобилии водились зайцы, лисы, волки, кабаны, барсы, олени и прочая живность. Сотни казаков собирались на охоту, которую обычно открывали троекратные ружейные выстрелы. Охота развивала у молодых казаков зоркость глаза, чуткость уха, меткость и твердость рук, смелость и отвагу.
В часы отдыха и развлечений казаки делились на группы, устанавливали щиты с целями, и начиналась стрельба из луков и ружей по ним. Рядом со взрослыми устраивали свои игры и дети. Их непременным участником был резвый и не по летам смышленый Матвейка Платов.
Казачество постоянно заботилось о боевом пополнении своих рядов. Для этой цели по приказу войскового атамана в окрестностях Черкасского городка ежегодно собирались на смотр молодые казаки. Они прибывали на лучших конях, вооруженные пиками, саблями и ружьями. На обширной поляне недалеко от стольного града донских казаков разбивался лагерь, и здесь в течение нескольких недель в присутствии войскового атамана Степана Даниловича Ефремова происходили военные игры. Одна группа молодых казаков соревновалась в скачках, выявляя быстроту лошади и мастерство всадника, его ловкость. Другие малолетки на полном скаку стреляли в цель или, бросив на разостланную на земле бурку плеть или крупную монету, поднимали их на скаку. Многие казаки, стоя на лошади, могли атаковать противника, стреляя из ружей и луков.