Смекни!
smekni.com

Древний Рим, его правители (стр. 2 из 6)

Осторожность проявлялась не только в его политических мероприятиях, но и в частной жизни. Он даже со своей последней женой Ливией говорил по заранее подготовленному конспекту.

По своему умственному кругозору Август не возвышался над уровнем среднего человека, принадлежавшего к высшим кругам римского общества. Он победил, прежде всего, как сын Цезаря, поскольку цезаризм находил сторонников среди различных групп и с ними связывались самые разнообразные надежды.

Может быть, залогом успеха Августа было то, что он не выделялся среди людей так, как Юлий Цезарь. Ему чужды были широкие планы его приемного отца.

Август умер в городе Ноле. 19 августа 14 г. н.э. в возрасте 76 лет. Тело его по дороге в Рим несли видные представители тех муниципиев, через которые двигалась процессия, а около столицы приняли на свои руки всадники. Сенат без особых колебаний признал принцепсом Тиберия, который был намечен Августом еще в 4 г. После торжественных похорон особым сенатским постановлением Август был признан божественным и в его честь был учрежден особый культ. Народ был спокоен. Возникло волнение лишь в праздник августалий, потому что актер… не хотел выступать за цену, которую назначила первоначально Ливия.


2. ВРЕМЯ АВГУСТА: ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА

2.1 Гений пропаганды

Стремление представить себя отцом и благодетелем своего народа, а свое царствование – образцом, достойным для подражания, было присуще в той или иной мере всем древним монархам. Уже древневосточные цари восхваляли себя до небес и даже из победных надписей своих предшественников выскабливали их имена и вписывали свое. Но ни один из царей, тиранов, диктаторов Древнего Востока или Запада, не смог сравниться с Августом в целенаправленном, глубоко продуманном проведении политической пропаганды. Бездарный полководец, трусливо прятавшийся за спины сподвижников, посредственный поэт, ничтожество по сравнению с Цезарем, в пропаганде Август был гением.

Когда в 1937 году Бенито Муссолини, считавший Августа «основателем фашистского режима» устроил в Риме празднование его юбилея, ему хватило статуй, надписей, монет, гемм, мозаик, расписной керамики для экспонатов грандиозной выставки, занявшей несколько кварталов. Героем всех этих памятников эпохи был Август, могущественный, мужественный, милосердный, справедливый и благочестивый. И если бы кому-нибудь вздумалось организовать такую же выставку в Турции, Испании, Германии, то хватило бы экспонатов и там.

Имеются много фактов, говорящих о болезненном честолюбии «скромнейшего из римлян», о мстительности, скрывающейся под личиной милосердия и благочестия. Август назначил наместником Египта, ставшего римской провинцией, всесторонне талантливого Корнелия Галла, полководца, нанесшего поражение самому Антонию, одного из прославленных поэтов своего времени. Во главе войска он совершил поход на пороги Нила и достиг мест, куда никогда не ступала нога римлянина. Доставив в Рим один из каменных обелисков времени фараонов, Галл написал о своем походе за пределы Египта, забыв при этом упомянуть Августа. Когда это стало известно Августу, он принудил Галла покончить жизнь самоубийством.

Не одно прославление Августа было содержанием тонко и незаметно направляемой им пропаганды. Она внедряла в общественное содержание идею божественности, верховной власти, убеждала подданных в щедрости носителей этой власти, украсившей город монументальными постройками, рассчитанными на века и уже этим оказывавшими воздействие на современников. Она способствовала восприятию единоличной власти как покровительности культуры, и монументальные здания библиотек, публичных библиотек, впервые появляющихся в античности не в полисный, а в имперский период, воплощали эту идею в камне. Она навязчиво, но систематически убеждала в значимости завоеваний, охвативших огромные просторы.

Лозунги, провозглашавшиеся Августом и подхватываемые сенатом, растекались в зримых образах по всей империи на реверсах (оборотных сторонах) монет, аверсы (лицевые стороны), которые украшало изображение самого Августа.

Одним из интереснейших памятников монументальной пропаганды стала поставленная в портике ближайшего сподвижника Августа Агриппы карта. В основе этой монументальной карты, запечатлевшей не только римские владения, но и земли народов, с которыми Рим приходил в соприкосновение – стремление наглядно продемонстрировать размах римских завоеваний, как бы приобщив каждого к величию могучей империи.

До наших дней знаменитая карта не сохранилась, но один из римских авторов, Плиний Старший, полностью воспроизвел в своем труде сопровождающее ее описание, составленное самим Агриппой, еще до того, как она украсила его портик.

Памятники, надписи, статуи, появлявшиеся в столице, сотнями и тысячами подобий растекались по всей империи. Благодаря речи оратора III века до н.э. Эвмена, произнесенной на форуме Августодуна, мы знаем, что такая же карта украшала портик этого города Галлии, носившего имя принципата. В этой речи откровенно прозвучало то, о чем умолчал Плиний, восхищаясь агрипповой картой: роль такого рода наглядной агитации, развернувшейся в постоянно посещаемом портике.

Радуясь реставрации портика, в котором находилась карта, галльский ритор подчеркивал ее значение. Карта, по словам Эвмена, помогает «обучить молодежь и помочь ей легче воспринять глазами сведения, которые не так легко усвоить ушами, представить положение всех стран с их названиями, их протяженностью, с расстояниями, их отделяющими, как и со всеми реками, с истоками и устьями», а главное – «позволяет им окинуть взглядом блистательные подвиги наших императоров, показывая, по мере того, как прибывают каждое мгновение друг за другом гонцы, покрытые потом и возвещающие о победах, сросшиеся реки Персии, пожираемые засухой поля Ливии, кривизну рукавов Рейна, многочисленные устья Нила…»

Помимо мрамора, бронзы, глины, драгоценных камней для восхваления принцепса и установленных им порядков служило и слово. Август непосредственно руководил написанием римской истории Титом Ливием, проверяя каждую часть его огромного труда перед ее обнародованием. Руководство поэтами он поручил своему другу Цельнию Меценату, само имя которого стало символом знатного покровителя поэзии и искусств. Меценат и на самом деле имел знатное происхождение и гордился тем, что в его роду были этрусские цари. Но не с этим связана определенная ему Августом роль. Меценат долгое время был префектом претория и, таким образом, отвечал за внутреннюю безопасность государства и лично Августа.

2.2 Религиозная политика

Август, как и большинство образованных людей его времени, скептически относился к народным верованиям, нелепость которых была показана Эпикуром, Зеноном и римским последователем Эпикура Лукрецием. Однако, придя к власти, он поставил своей целью возродить староримскую религию, чтобы укрепить тем самым и свое положение как главы государства. Были восстановлены находившиеся в полном запустении храмы, возобновлена деятельность старинных жреческих коллегий. Авторитет некоторых из них был поднят тем, что Август стал их членом. В 12 г. до н.э. после смерти триумвира Марка Липида, бывшего великим понтификом, Август принял на себя и этот сан, став, таким образом, наряду с другими своими должностями, главой римской религии.

Это полномочие было использовано им для преобразования римской религии в чуждом ей направлении, для установления культа личности главы империи.

В каждом доме Рима и Италии стал почитаться на ряду с ларами и пенатами гений Августа. В римский пантеон были введены такие боги, как «Августов мир», «Фортуна возвращения» (Августа).

Культ Августа перешагнул через границы Рима и Италии. Он распространился по всему римскому кругу земель – по всем провинциям, где устанавливались храмы Августу и Роме или клялись его именем. Участие в этом восхвалении живого бога стало свидетельством лояльности подданных римской империи.

Лживость уверений Августа в том, что он установил римскую республику, очевидная из объема присвоенных ему полномочий, явствует также из того, что он на протяжении многих лет готовил себе наследника. Сначала это был племянник Марцелл, за которого Август выдал свою дочь Юлию. Но Марцелл скоропостижно скончался. Тогда Август выдал дочь, ставшую разменной монетой в политической игре, за полководца Агриппу, который должен был наследовать Августу как зять. Но умер и Агриппа. После этого Август усыновил сыновей Юлии Луция и Гая, которых, несмотря на их юный возраст, сделал «руководителями молодежи». Когда умерли один за другим и они, он назначил наследником своего пасынка Тиберия, которого никогда не любил и называл «медленно жующими челюстями».

Говорят, что незадолго до смерти Август обратился к вошедшим в комнату друзьям с вопросом, хорошо ли сыграна им комедия жизни… Может быть переход власти к подозрительному и не скрывавшему своей жестокости Тиберию, словно подчеркивающему всем своим обликом контракт с благочестием и милосердием Августа, был последним актом этой комедии, длившейся 44 года.


3.МЕЦЕНАТ И АГРИППА

3.1 Меценат

Вместе с Августом вступил в историю Рима и Гай Цильний Меценат. Август увековечен названием самого благодатного месяца года, Меценат – безупречным вкусом в поэзии и щедростью к людям искусства – меценатством.