Подворья ИППО в Иерусалиме находились к северу от городских стен и занимали огромную земельную площадь, огороженную высокой каменной стеной. Они состояли из четырех больших каменных зданий, частью двухэтажных. Кроме того, в ограде подворий имелось семь небольших каменных домов и бараков, предназначенных для размещения паломников во время их большого наплыва. Подворья могли вместить и обеспечить питанием до 7 тысяч человек одновременно16.
Иерусалимские подворья включали в себя Старое и Новое подворья, а также Русский дом близ храма Воскресения. Старое подворье было открыто в 1861 году, а Новое подворье и Русский дом – в 1890 году. В 1889 году были переданы императором Александром III в собственность Палестинского общества все капиталы и земельные участки, ранее принадлежавшие Палестинской комиссии (в это же время общество получает титул "Императорское").
Получив в собственность подворья, общество занялось необходимым ремонтом. После него преобразились палаты Старого подворья, Теперь для каждого паломника стояла отдельная кровать и шкафчик с замком. Палаты вентилировались, отапливались железными печами. Общество постаралось, чтобы его помещения были доступны для всех, поэтому проживание в течение двух первых недель по прибытии ничего не стоило паломнику, затем он платил 5 копеек в сутки. Учитывая то, что среди паломников не мало и состоятельных людей, общество обустроило 16 комнат лучшего качества, они стоили от одного до двух рублей в сутки с отоплением и прислугой, Своей основной задачей общество видело обустройство малообеспеченных паломников. Для них были построены столовая, водогрейня и лавка. Обед состоял из супа и каши и стоил 8 копеек, черных хлеб и квас давались без ограничений, но запрещался вынос продуктов из столовой.
Для малообеспеченного паломника чаепитие составляло насущную потребность. Учитывая это, общество отпускало горячую воду по одной копейке за чайник17.
В результате паломник за 15 копеек в сутки был обеспечен теплым удобным помещением, обедом, чаем утром и вечером. Такое положение вещей требовало больших затрат со стороны общества. В общей сложности затраты ИППО на паломников составляли около 100 тысяч рублей ежегодно18.
Новое подворье, строительство которого было окончено в 1889 году, находилось к северу от Старого и было отделено от него небольшим переулком. В нем находилось 8 комнат для паломников 1 разряда с общими гостиной, библиотекой и столовой; 8 комнат для паломников II разряда с общей столовой; комнаты для паломников III разряда; палаты на 418 малоимущих паломников, квартиры для служащих, хлебопекарня, водогрейня, лавки, прачечная, большие кладовые. Стоимость всех этих помещений составила – 450 тысяч франков19.
В Русском доме, который располагался рядом с храмом Воскресения в юго–западной части Русского места, были устроены квартиры для учительниц из школ общества, смотрительниц хозяйственных учреждений, сестер милосердия из больниц, а также несколько комнат с надлежащей обстановкой для высокообеспеченных паломников I разряда. Общая стоимость постройки составила около 250 тысяч франков20.
Однако мало было обеспечить только нормальное существование паломников. Многие из них прибывали в Иерусалим и другие города Ближнего Востока больными. Им необходимо было оказать медицинскую помощь. Этой задачей и занялось ИППО. Обществом были открыты больницы с амбулаторией в Иерусалиме, пять госпиталей в Дамаске, Назарете, Вифлееме, Хомсе и Бейт–Джале21.
Иерусалимская амбулатория оказывала медицинскую помощь и выдавала лекарства бесплатно. Медицинский персонал амбулаторий составляли главврач, лекарский помощник, четыре сестры милосердия и аптекарь. Но несмотря на столь небольшой штат медицинского персонала, им удавалось оказывать помощь очень многим (количество обратившихся в медицинские учреждения могло достигать семи тысяч в год)22.
Строительство медицинских учреждений в Иерусалиме велось несколько лет. Первый русский госпиталь был открыт еще в 1864 году, в 1865 году к нему была пристроена амбулатория для заразных заболеваний. Об этом думал еще архимандрит Порфирий (Успенский), руководитель первой русской духовной миссии в Иерусалиме, осуществить эту идею удалось его преемнику епископу Кириллу (Наумову), получившему от Великой Княгини Марии Александровны щедрые пожертвования и набор инструментов для амбулатории23. В августе 1888 года при содействии графини О.Е.Путятиной была открыта Назаретская амбулатория, которая оказывала врачебную помощь около 12 тысячам человек в год, предоставляя лекарства и лечение бесплатно24.
Местное население также могло обращаться в русские медицинские учреждения. А в 1884 году для них была открыта специальная амбулатория25.
В случае тяжелых заболеваний паломники могли обращаться в Иерусалимский госпиталь. Прибывая в Палестину, русские богомольцы платили госпиталю 1 рубль и потом в случае необходимости они получали все бесплатно и могли находиться в больнице до полного выздоровления, не думая об оплате26.
В отличие от медицинских учреждений других стран (английских и французских), которые оказывали помощь только представителям своих вероисповеданий, больницы и амбулатории ИППО оказывали врачебную помощь всем нуждающихся в ней, независимо от религиозной принадлежности. Ежегодно в медицинских учреждениях общества медицинскую помощь получало около 60 тысяч человек27. Однако справедливости ради следует отметить, что создаваемые амбулатории и госпитали в немецких и американских миссиях, проводили такую же политику, считая, что таким образом они смогут привлечь новых последователей.
Итак, мы рассмотрели важнейшие мероприятия, проводимые обществом для улучшения быта паломников, А теперь рассмотрим какие меры принимало общество, чтобы удовлетворить духовные потребности паломников. Раньше, до создания официальных русских представительств, паломникам предстояло пройти через многочисленные унижения, заплатить многие взятки, чтобы попасть к христианским святыням. Теперь общество взяло на себя заботу о том, чтобы помогать богомольцам осуществить те задачи, ради которых они прибыли в Святую землю.
Обществом были устроены духовные собеседования и чтения, также оно занялось устройством посещений богомольцами святых мест.
Ежедневные чтения проводились обществом с 14 сентября до четверга шестой недели Великого Поста, ежегодно, с семи до девяти часов вечера. Первый час чтений был посвящен истории Ветхого и Нового Заветов, истории христианской церкви до разделения на православие и католичество, преимущественно в житиях святых. Второй час посвящался священной топографии: подробному описанию Святой земли, Синая, Афона и основных русский монастырей. Во время чтений использовался "волшебный фонарь", который давал возможность демонстрировать до 700 фотографий с изображением святых мест. Но эти чтения не имели успеха у паломников и посещались крайне неохотно; часто случалось так, что на них собиралось менее десяти человек28.
Другая задача – хождение паломников по святым местам. До образования ИППО и в первые годы его создания паломников сопровождали консульские кавасы. В маршрут входили тогда: храм Святого Гроба Господня, Вифлеем, Гефсимания, Пещера Богоматери, греческие монастыри. Приняв на себя вождение паломников, общество изменяет маршрут; теперь он предусматривал обязательное посещение патриархии, храма Воскресения, погребальной Пещеры Богоматери, Вифлеема и Иордана; вождение по греческим монастырям было прекращено – их посещали только желающие29. Это было связано с тем, что между русской православной церковью и греческим духовенством возникли серьезные разногласия. Русские считали, что греки только мешают делу православия на Ближнем Востоке.
Благодаря заботам ИППО, паломники получили возможность безопасно и с незначительными расходами совершать хождения по всем святым местам Палестины. За посещение наиболее отдаленных мест с богомольцев взималась символическая плата, которая шла шейху–проводнику и была тем меньше, чем больше было паломников в караване. Например, за путешествие на Иордан богомолец должен был заплатить не более 20 копеек. В случае, если собранных с паломников денег не хватало, то недостающие средства общество выплачивало из своей казны30.
Таким образом, общество делало все возможное, чтобы паломники, преодолев столь долгую и трудную дорогу, по прибытии на место могли нормально устроиться, посетить и помолиться около тех святынь, ради которых они и пускались в это тяжелейшее путешествие.
Основной задачей общества было распространение православия в Святой земле. Эту проблему Императорское Православное Палестинское общество решало двумя путями. Первый – это создание школ в Сирии, Ливане и Палестине и воспитание учеников в духе православия, другой – это забота об увеличении числа православных храмов на Святой земле, недостаток которых всегда был ощутимым, а также материальной поддержке православных монастырей и церквей уже действовавших на Ближнем Востоке. На рубеже веков в этом районе насчитывалось до 30 городов и местечек, в которых проживали православные общины общей численностью до 100 человек. Большинство общин совсем не имело церквей, там же, где они существовали, их внешний вид представлял довольно жалкое зрелище. Для проведения нормальных богослужений было необходимо отстроить не менее 30 новых храмов. Эта задача была одной из самых трудных для общества, так как требовала больших затрат (сооружение одной церкви требовало не менее 10 тысяч рублей). Однако многочисленные пожертвования помогли Православному Палестинскому обществу во многом справиться с этой проблемой. Так, в Иерусалиме был построен новый Троицкий собор, домовый храм святой мученицы Александры, в Гефсимании – храм Святой Марии Магдалины, в Кане–Галилейской – храм Вознесения Господня, в селе Мжедель – храм святого Сергия Радонежского, по дороге из Яффы к Иерусалиму – храм святых апостолов Петра и Павла, на горе Кармил – храм пророка Божия Илии, были построены были новые храмы в Хевроне, в селе Яфе (оно находилось между Назаретом и Мжеделем) и другие. В Айн–Кареме был открыт женский монастырь31.