Реферат
Место и роль Императорского Православного Палестинского общества в истории
Одной из основных задач, стоявших перед Императорским Православным Палестинским обществом, была организация паломничества православных христиан из России к святым местам и обустройство их быта в Святой земле. Восьмым параграфом своего устава общество ставило перед собой следующую цель: "оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов и т.п. "1.
Паломничество в Святую землю православных русских христиан началось с принятия в 988 году христианства на Руси. Первые сведения о них относятся к XI веку. Русский богомолец Феодосий Печерский в 1022 году ушел вместе с караваном странников из Курска в Иерусалим2. Правнучка Владимира Красна Солнышка Ефросинья, княжна Полоцкая, умирает в Иерусалиме. В русской душе хождения в Святую землю занимали огромное место. Игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно–просветительской миссией, с гордостью сообщает о лампаде, затепленной им у гроба Господня – "от всей русской земли"3.
Лишь во времена военных столкновений паломничество в Святую землю временно прекращалось, но стоило всему успокоиться, как люди с новой силой устремлялись к заветной цели. Но достижение этой цели было сопряжено со многими трудностями, которые приходилось преодолевать паломникам на своем пути.
Прежде всего человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить паспорт для заграничного путешествия, После этого начинались приготовления к самому путешествию, окружающие просили молиться за них, поставить свечку и принести хоть песчинку из Святой земли. Паломнику собирали деньги и все необходимое для путешествия. Нередко паломник брал с собой дар, который покупали всей округой. Когда все приготовления были окончены, паломник отправлялся в путь.
Точного пути в Святую землю паломники не знали. В своем путешествии по России они стремились посетить известные русские святыни, а по дороге расспрашивали каждого встречного о том, куда нужно направляться. В конце концов находился тот, кто мог сам сообщить направление пути или указать на другого, который мог помочь (этих людей называли "бывалыми").
Путешественники могли добираться к святым местам двумя путями – сухопутным и морским. Дорога проходила через Москву, Орел, Киев, потом те, кто собирались путешествовать по морю направлялись в Одессу, а сторонники сухопутного пути в Подольск4 (этот путь был много труднее морского). Помимо того, что паломникам предстояло преодолеть огромнейшее расстояние, на русско–турецкой границе им предстояло столкнуться с новыми трудностями. Беспрестанное визирование паспортов, вымогательство под разными предлогами денег приводили многих в отчаяние. Случалось, что местные власти, не получив взятки, оскорбляли и даже заключали в тюрьму русских паломников (до образования в Святой земле официальных русских учреждений заступиться за них было некому). Таким образом, сухопутный путь был чрезвычайно опасен, труден и продолжителен. На кораблях богомольцы попадали в Стамбул на третий или четвертый день, а на Афон – через неделю или самое большее через две, по суше паломники шли месяцами, претерпевая всевозможные лишения, часто погибали.
Когда же после всех трудностей и унижений нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача – найти себе пристанище. Вообще, и на пути в Святую землю, и на месте в Святом граде Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе, и от их природной изворотливости и находчивости зависело создать для себя более или менее благоприятную обстановку. Греческое православное духовенство и иерусалимская патриархия – главные обладатели и распорядители у драгоценной для христианства святыни – храма Гроба Господня – и являлись единственными попечителями и опекунами русских паломников. Считалось, что они из сострадания и по чувству христианского братолюбия возьмут на себя заботу о материальных и духовных потребностях паломника в далекой неведомой ему стране среди чуждых ему людей. Русское правительство, высшие духовные власти мало интересовались бытом русских богомольцев в Святой земле.
Тот приют, который предоставляли русским паломникам греческое духовенство и Иерусалимская патриархия, был ужасен. Это были кельи, в которых не было даже самого необходимого: голые нары, каменный пол, не всегда покрытый матами и циновками – это все, что находилось в этом приюте5. Скопление большого числа паломников в этих сырых, темных помещениях способствовало распространению тяжелых заболеваний. Все эти тяготы паломники расценивали как испытания, посылаемые богом, чтобы испытать силу их веры.
Ситуация с положением паломников начинает изменяться в лучшую сторону после открытия русской духовной миссии. Было снято несколько частных домов, они были приспособлены для размещения богомольцев и снабжены всем необходимым, даже кухнями и очагами для стирки белья.
После окончания Крымской войны российское правительство энергично берется за решение проблем по созданию нормальных условий жизни и быта русских паломников в Святой земле. Русские учреждения в Палестине занялись покупкой земель и строительством на них странноприимных домов, гостиниц, больниц.
Развитие русского пароходства в Средиземноморье привело к резкому увеличению русских паломников. Ежегодно к святым местам стекалось 10–12 тысяч богомольцев, причем из них 7 тысяч приходилось на женщин. Социальный состав паломников был чрезвычайно широк (можно сказать, что здесь присутствовали представители почти всех социальных слоев из разных концов России), среди богомольцев встречались дворяне, духовные лица, купцы, мещане, крестьяне, отставные солдаты. Поток паломников усиливался к большим христианским праздникам Пасхе и Рождеству Христову, а также накануне великого поста6.
Императорское Православное Палестинское общество ставило своей целью облегчить паломникам путешествие к святым местам и создать им нормальные условия существования по прибытии на место. Для этого был проведен ряд мероприятий, важнейшим из них было снижение путевой платы для богомольцев, следовавших из России в Иерусалим. Благодаря усилиям ИППО железнодорожные общества и Русское общество пароходства и торговли согласились значительно понизить свой тариф (цены были снижены на 30–50%)7. Были введены также паломнические книжки, которые свободно продавались в Петербурге, Москве, Киеве, Перми, Казани, Одессе, Воронеже через особых уполномоченных от общества, и по которым ИППО производило расчеты с железными дорогами. Книжки предоставляли право проезда до Яффы и обратно в первом, втором или третьем классах, с продовольствием или "на своих харчах"8. С 1887 года появились книжки для проезда из тех же пунктов до Афона. Паломнические книжки оказались весьма значимым нововведением, так как помогали путешественникам сэкономить 18 рублей (это составляло 40% стоимости проезда)9. Это особенно было важно для простых людей, так как они были весьма ограничены в средствах.
Забота общества о паломниках не ограничилась одним лишь снижением стоимости проезда: началась целенаправленная деятельность по устройству странноприимных домов и подворий. Эта деятельность не ограничилась созданием подобных учреждений только в Святой земле. Они открывались и в российских приморских городах, через которые проходил путь паломников. В Одессе было открыто обширное и прекрасно оборудованное подворье; в Таганроге был построен странноприимный дом, который мог одновременно вместить до 40 человек10.
Для того, чтобы мероприятия, направленные на улучшения условий путешествия паломников к Святой земле, были наиболее успешными, общество направляет известного русского путешественника А.В.Елисеева изучить, как и в каких условиях преодолевают русские богомольцы путь из России до Палестины. С целью лучшего выполнения поставленного задания, он (Елисеев) под видом простого паломника предпринял в 1884 году путешествие в Святую землю. То, что предстало перед ним, было ужасно. На русских кораблях "и тесно, и грязно, начальство и команда парохода не особенно симпатично относятся к паломнику, обвиняя его в нечистоплотности и дурном поведении; благодаря подобному взгляду паломнику нередко дается худшее место, чем мусульманину и даже скотине, если таковая перевозится на пароходе"11. Помимо свидетельства А.В. Елисеева, о таком же ужасающем положении рассказывалось и в многочисленных жалобах богомольцев. ИППО стремилось как–то исправить сложившуюся ситуацию, в это вмешивался даже председатель общества Великий князь Сергей Александрович. Во время пересмотра устава Русского общества пароходства и торговли он обращался к министру с предложением о включении в устав мер, которые установили бы надлежащий порядок на паломнических пароходах во время их следования в Святую землю и могли бы улучшить их пищевое довольствие, от недостатка которого особенно страдали паломники из беднейших слоев российского общества12. Но эти усилия не принесли желаемых результатов, морской переезд так и не изменился к лучшему. И от решившегося предпринять это путешествие требовалось большое мужество, ведь на пароходах не была организована даже медицинская помощь.
В своей работе ИППО сталкивалось со многими сложностями. Одной из самых серьезных явилась проблема во взаимоотношениях между обществом и турецким правительством, которое отказывалось признать Палестинское общество в качестве юридического лица, В связи с этим общество не имело права заключать договора и совершать купчую на приобретаемые им земельные участки и строения. Приходилось пользоваться услугами подставных лиц (чаще это были свои из числа служащих). Так в 1886 году русский купец Д.Д.Смышляев приобрел земельный участок площадью в 1000 квадратных сажень13. В 1902 году султанским ираде школы общества были признаны русскими, и они перешли под покровительство Российского посольства в Стамбуле. А в 1905 году султанское ираде признало всю приобретенную ИППО собственность в Палестине, Сирии и Ливане. К началу 1 мировой войны в собственности общества находилось в общей сложности 70 га земельных участков14. Общество располагало десятью подворьями в Иерусалиме, Назарете, Хайфе15.