Смекни!
smekni.com

Положение русского офицерства в первой половине ХХ века (стр. 2 из 2)

Глава 4. Польский "исход"

В начале августа 1921 года М.В. Фастыковский эмигрирует в Польшу. Внутренние противоречия, исторически сложившиеся в Польше еще с 18 века определяют отношение польской власти к русским эмигрантам неоднозначно: " Фастыковского ждали горькие разочарования и унижения". Польша не теряла надежду получить национальную независимость в ходе политических противоборств внутри России. Польшу агитировали страны Антанты на наступление против России, она стала своеобразным "барьером против России" Результатом долгих военных противоречий между Россией и Польшей стал Рижский договор, который ознаменовал окончание войны. Послевоенные отношения между странами были урегулированы, но оставалась острая напряженность между ними. В связи с этим нашего героя в эмиграции поджидали недоверие, унижения и мытарство. Во время встреч Фастыковского с некоторыми его знакомыми в Польше его просили поделиться сведениями о Красной Армии. Также он неоднократно встречался с генералом Махровым, сослуживцем Деникина в гражданской войне. Махров также просил Михаила Владиславовича дать огласке некоторые сведения о Красной Армии. Фастыковский отвечал на все предложения категорическим отказом. Осенью 1922 года генерала начинает одолевать тоска по Родине. В результате размышлений он в 1923 году пишет письмо для передачи во Вцик, в котором исповедуется и заявляет о том, что он сожалеет о своей эмиграции и что хочет искупить свою вину. Результатом стало склонение к шпионажу в городе Данциге и Варшаве. В ходе деятельности совместно с советской разведкой Фастыковский вербует В.А. Илинича, который впоследствии немало сделал для советской разведки. Шпионаж среди русских офицеров в пользу большевиков был распространен на территории Польши. В 1924 году Фастыковский возвращаются уже в образовавшийся Союз Советских Социалистических республик. Но прибывших в СССР репатриантов, в том числе и многих офицеров, ждали новые суровые испытания.

Глава 5. Возвращение на Родину. Время нелёгких испытаний

После возвращения на Родину Фастыковский был направлен в НКВД для сотрудничества с властью. Там он работает против чинов царской и белой армии. В 1923 году проводится учет все военнообязанных для выявления полезных для страны кадров. По утверждению Фастыковского, до 1930 года его работа в качестве секретного сотрудника ОГПУ была успешной. Трудно судить о душевном состоянии генерала, сообщавшего о заговорах среди офицерства в ОГПУ, но тем не менее в 1930 году во многом из-за доносов Михаила Владиславовича началась волна арестов бывших офицеров. Фастыковский считал свои действия искуплением за вину перед Отечеством. Старому кадровому офицерству был нанесен тяжелейший урон, за арестами последовали расстрелы бывших сослуживцев генерала. Наряду со служебными событиями Фастыковского поджидают и семейные неурядицы: развод, новая женитьба, невозможный раздел квартиры. Это не могло не сказаться на его здоровье. Генерал начинает преподавать на военной кафедре. "Его любили студенты и уважало начальство" - комментирует автор монографии. Переломный момент, предопределяющий судьбу Фастыковского наступает в 1933 году, когда к власти в Германии приходят фашисты. Советское руководство боится воссоединения Польши и Германии и поэтому в СССР разворачивается период, названный историками -"польская драма". После убийства в 1934 году С.М. Кирова страну охватывает волна жесточайших репрессий, которые не обходят стороной и М.В. Фастыковского.

Глава 6. Тюремный финал

Арест Фастыковского приходится на 15 марта 1935 года, незадолго до его шестидесятилетия. Генерала высылают в Таганрог, где подлежит аресту и его сын Юрий за попытку эмигрировать. В ходе следствия по делу генерала Фастыковского затрагивались вопросы его эмиграции в Польшу. Он подозревался в шпионаже против Советской России. Фастыковский резко отвергал обвинения в свой адрес. Но так как его сын осознал свою вину в попытке эмигрировать, то Фастыковскому было предъявлено обвинение еще и потому что они были ближайшими родственниками. Такие вещи были распространены в СССР в тот период. Дело Фастыковского было выделено в особое производство, как дело о государственном преступлении. Бывший генерал был выслан в Архангельск для отбывания ссылки в качестве социально- опасного элемента. В начале октября 1936 года Михаил Владиславовчи приступает к работе в качестве экономиста-плановика. Уже сейчас над ним нависает угроза расстрела и гибели. Вскоре его снова арестовывают и отправляют в Москву, где он проводит в тюрьме около 7 месяцев. В августе его снова освобождают, но это длится недолго, так как 9 августа 1937 года выходит указ " О ликвидации польских диверсионно-шпионских групп" и Фастыковского вновь задерживают и помещают в следственную тюрьму в Архангельск. 28 августа 1938 года выходит постановление НКВД о расстреле бывшего генерала, виновного в совершении преступления, предусмотренного п.6 статьи 58УК РСФСР. 13 сентября приговор приводится в действии. Так оборвалась судьба Михаила Владиславовича Фастыковского. В 1989 году доброе имя генерала было восстановлено, и он был реабилитирован. Россию ждала впереди Великая Отечественная война, но жертвам сталинских репрессий, кадровому офицерству, в числе которых был и генерал Фастыковский не суждено было защищать Родину.

Заключение

События начала 20 века обнажили глубокий раскол в судьбе Отечества, а кризис и распад старой системы предопределили тот драматический выбор, который предстояло сделать русскому офицерству. Документальные материалы, представленные в научном труде В.И. Голдина, раскрыли трагедию целого поколения русских граждан на конкретном примере. Путь от русско-японской войны до конца 30-х годов, от светлого начала шикарной карьеры до заката жизни, прерванной на арене репрессий, прошла большая группа белых офицеров и генералов. Путь жизненных исканий и внутренних переживаний нелегок был и для генерала Фастыковского. "Каток сталинских репрессий безжалостно прокатился" по судьбам русского офицерства, имевшего огромные заслуги перед Отечеством. Забыть этого нельзя".