При Екатерине II произошли изменения и в судопроизводстве. В 1765 г. императрица предписала всюду применять состязательный процесс. Но на практике суды применяли также и розыскную форму в зависимости от дела, тем более что в розыскном процессе сохранились элементы состязательного, а состязательный процесс включал элементы розыска. Указами 1763 и 1767 гг. было ограничено применение пытки, которая допускалась только в тех случаях, когда все другие средства установить истину были исчерпаны, причем только в провинциальных и губернских городах и при санкции губернатора. Сохранение пытки, хотя и в ограниченных размерах, свидетельствует о том, что розыскной процесс при Екатерине II не исчез. В 1782 г. в городах были устроены управы благочиния в качестве полицейских органов с обязанностью производства следствий по всем видам преступлений — так был сделан первый шаг по отделению следствия от суда и уменьшению роли судьи в процессе. Вотчинный суд остался на прежних основаниях.
Созданные Екатериной II судебная система и процесс просуществовали без радикальных перемен до судебной реформы 1864 г., хотя некоторые исследователи полагают, что в XIX в. розыскной процесс взял перевес над состязательным. Вряд ли с этим можно согласиться. Со времени Екатерины II и вплоть до судебной реформы 1864 г. применялись три формы процесса: 1) в случаях государственных и других тяжких преступлений — преимущественно розыскной процесс, 2) при рассмотрении маловажных уголовных дел и гражданских дел — преимущественно состязательный процесс и 3) в остальных случаях — смешанная форма процесса, совмещавшая элементы состязательного и розыскного процессов.
Таким образом, большее число дел рассматривалось в соответствии с нормами состязательного или смешанного процесса. В судах первой и второй инстанций как по уголовным, так и по гражданским делам заседателями являлись представители сословий, что не позволяло судьям принимать единоличные решения, как обычно бывало при розыскном процессе. По данным Министерства юстиции, в гражданских палатах в 1840—1850-е гг. «процесс по форме», т. е. розыскной процесс, применялся лишь при рассмотрении 1.2—1.4% всех дел, допускалось мировое соглашение между тяжущимися сторонами. Существовала довольно широкая возможность апелляции, что также несовместимо с розыскным процессом: например, в 1840—1850-е гг. апелляция по уголовным делам в судах первой инстанции охватывала примерно 30% случаев, по гражданским делам — 30—36% всех случаев. Львиная доля обвиняемых по уголовным делам во время следствия находилась на свободе — от 80% в 1830-е гг. до 90% в начале 1860-х гг. С 1782 г. в городах произошло отделение следствия от суда, что лишило суд инквизиторского характера, когда судья был и следователем, и прокурором, и судьей. Все перечисленное несовместимо с духом розыскного процесса и свидетельствует о том, что принципы состязательного процесса не умирали, а, наоборот, развивались.
Преемники императрицы внесли некоторые изменения как в судебные органы, так и в процесс. При Павле I были ликвидированы суды второй инстанции — губернские магистраты, верхние земские суды и верхние расправы, которые дублировали деятельность палат уголовного и гражданского суда, а также нижние расправы и восстановлена Тайная канцелярия, вскоре после его смерти упраздненная.
При Александре I, в 1802 г., была окончательно отменена пытка, во все суды введены представители сословий, в новых университетах созданы автономные суды. Благодаря этому роль общества в осуществлении правосудия увеличилась. В 1809 г. были запрещены апелляции для лиц податных состояний; в 1823 г. апелляции были вновь разрешены для всех осужденных, но после прибытия к месту наказания. В 1802 г. было создано Министерство юстиции, которому вверялось управление всем судебным ведомством и прокуратурой, а для облегчения этой задачи министр юстиции исполнял также обязанности и генерал-прокурора, возглавлявшего надзор. Судебная система пополнилась коммерческими судами, учрежденными специально для разбирательства торговых споров как между купцами, так и между купцами и представителями других сословий. Первый коммерческий суд в 1808 г. появился в Одессе, в 1853 г. возник последний девятый суд в Тифлисе; к началу XX в. осталось всего 7 судов. В 1832 г. их деятельность была поставлена на твердые основания закона «Учреждением коммерческих судов и уставом их судопроизводства». Важные изменения в отношении суда над крестьянами произошли при Николае I. Свод законов 1832 г. урегулировал порядок наказания крестьян разных категорий их владельцами — помещиками, казной и дворцовой администрацией. В 1839 г. для государственных крестьян были созданы специальные суды — волостная и сельская расправы (волость — более мелкая административная единица, чем уезд), состоявшие исключительно из выборных от крестьян. Закон четко определил компетенцию суда и смягчил наказания, которые он мог налагать на крестьян. В отношении помещичьих и дворцовых крестьян смягчение наказаний произошло по Уложению о наказаниях 1845 г.
В результате всех изменений судебная система к началу реформы 1864 г. имела следующий вид. Низшей инстанцией для государственных крестьян являлись волостные и сельские расправы. Эти суды разбирали мелкие иски и проступки крестьян. Они состояли из выборных старшины и двух заседателей. Волостная расправа решала дела по спорам до 15 р., сельская расправа — до 5 р. По проступкам расправы могли назначать штраф от 25 коп. до 1 р. Низшей инстанцией для помещичьих и удельных являлся вотчинный суд помещиков и администрация удельных крестьян, которая имела над ними права, равные правам помещика над своими крестьянами. Помещик и администрация имели право на следующие наказания в отношении крестьян: наказание розгами — до 40 ударов, палками — до 15 ударов, заключение в сельской тюрьме — на срок до 2 месяцев, в смирительном доме — на срок до 3 месяцев, отдача в арестантские роты — на срок до 6 месяцев, а также сдача в рекруты и удаление навсегда из имения с представлением изгоняемого преступника в распоряжение местной коронной администрации. Однако компетенция низшего судебного звена — общинного суда не была определена в законе, и он действовал по обычаю и старине.
Первой инстанцией для всех сословий, кроме городского (купечество категорически отказалось от подсудности ему), был уездный суд. Окончательно в нем решались все уголовные дела при осуждении обвиняемого на исправительное наказание, т. е. без потери всех гражданских прав, или прав состояния, а из гражданских дел — при величине иска до 30 р. Все остальные дела отправлялись на ревизию в следующую инстанцию. Уездный судья выбирался дворянами, заседатели — дворянами и крестьянами, кроме помещичьих. Но крестьянские заседатели присутствовали только при разборе дел, касавшихся крестьян.
Второй судебной инстанцией были палаты уголовного и гражданского суда, находившиеся в каждой губернии. Палата уголовного суда служила ревизионной инстанцией для дел, поступающих из всех судов первой инстанции, находившихся в данной губернии (на ревизию шло около 40% дел), и судом первой инстанции по делам о должностных преступлениях. Дела о представителях всех сословий, кроме дворянства, решались палатой окончательно, и только дела о дворянах передавались на ревизию в Сенат. Палата гражданского суда рассматривала в апелляционном и ревизионном порядке все гражданские дела. По искам до 600 р. ее решения были окончательными, по искам на большую сумму дела передавались на утверждение в Сенат. Как суду первой инстанции палате были подсудны дела по искам об имениях, находившихся в разных уездах данной губернии, по искам о городской коммунальной собственности и споры об авторском праве. Председатели судов в палаты уголовного и гражданского суда назначались от короны, заседатели — от дворян и городского сословия для разбора дел, касавшихся соответственно дворянства и городского сословия.
Высшей судебной инстанцией по уголовным и гражданским делам в империи был Сенат. Целых 10 из 11 его департаментов занимались судебными делами в порядке апелляции и кассации. В исключительной компетенции Сената, был суд над губернскими предводителями дворянства по должностным преступлениям. Департаменты Сената находились в Петербурге, Москве и Варшаве, к каждому было прикреплено несколько губерний. В департаментах окончательное решение по делу принималось в случае единогласия всех сенаторов. В противном случае дело переносилось на рассмотрение в общее собрание судебных департаментов, где для принятия решения требовалось квалифицированное большинство, решение затем утверждалось министром юстиции. При несогласии сенаторов или министра юстиции дело направлялось в Государственный совет. Сенаторы назначались императором из заслуженных сановников и имели чин не менее III класса (соответствовал военному чину генерал-лейтенанта), в состав Сената по должности входили все министры; генерал-губернаторы принимали участие в его заседаниях, когда рассматривались дела их губерний.
На практике суды разных инстанций применяли как состязательную, так и розыскную формы процесса в зависимости от дела. Но с отменой пытки в 1802 г. и телесных наказаний в 1863 г. розыскной процесс приблизился к состязательному процессу, тем более что в первом всегда присутствовали элементы второго.
1864—1913 гг. Судебная реформа 1864 г. коренным образом изменила и судоустройство, и судопроизводство. Документы судебной реформы включали 4 закона: о судоустройстве, о гражданском процессе, об уголовном процессе и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судебная система была упрощена, стала всесословной, и, что очень важно, был введен суд присяжных, избираемых самим населением. Поскольку 90% населения страны составляли крестьяне, из них и формировался в основном состав присяжных. Вводились всего две судебные инстанции. Первой инстанцией стали окружные суды (обычно по одному на губернию). Решения с участием присяжных считались окончательными и могли быть обжалованы только в кассационном порядке. Суд присяжных разбирал преступления, которые влекли за собой лишение (полностью или частично) гражданских прав (прав состояния). При отсутствии присяжных решения могли обжаловаться в судебную палату, которая объединяла несколько окружных судов в один судебный округ. В качестве суда первой инстанции судебная палата разбирала дела о государственных и должностных преступлениях; эти дела рассматривались при участии сословных представителей: предводителей дворянства, городского головы губернского города и волостного старшины. Сенат являлся кассационной инстанцией, которая могла возвратить дело на новое рассмотрение только в случае нарушения правил судебной процедуры. Для разбора маловажных уголовных дел и мелких исков на сумму, не превышавшую 500 р., были созданы мировые суды с упрощенным судопроизводством. Мировые судьи избирались уездным земским собранием (в С.-Петербурге, Москве и Одессе — городскими думами) сроком на 3 года из числа цензовых граждан — земских и городских гласных. Их решения могли быть обжалованы в уездный съезд мировых судей. Был создан институт адвокатуры, адвокаты объединялись в корпорацию присяжных поверенных. Судьи и следователи стали несменяемыми, и от всех них, кроме мировых судей, требовалось специальное юридическое образование. Суд окончательно отделился от администрации, следствие — от суда и полиции. Представителем правительственной власти в суде стала прокуратура, подчиненная министру юстиции и не пользовавшаяся правом несменяемости.