ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Лучшая форма правления — конституционная монархия. Монарх представляет начало власти, народ и его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели.
Для создания в Российской империи конституционных основ необходимо учредить в России двухпалатное законосовещательное собрание. Верхняя палата образуется на базе Государственного совета из назначаемых правительством чиновников, нижняя — из выборных представителей, которые должны выражать интересы всего народа.
Все течет все изменяется, поэтому от состояния общества зависит, насколько оно способно пользоваться политической свободой, в определенные периоды в исторической жизни, на первый план должен выступить элемент власти, чтобы спасти государство от разложения. Но как подмечает Чичерин Борис Николаевич это всегда временное явление, вызываемое определенными условиями. Идеалом всегда остается гармоническое единство всех элементов и политической свободы. Наиболее соответствующий этому идеалу правления, является конституционная монархия. Она имеет все выгоды политической свободы, но устраняет многие из ее недостатков. И если выбор образа правления зависел бы от воли к совершенству, а не от жизненных условий и состояния общества, то конституционная монархия, по мнению Чичерина Борис Николаевича была бы предпочтительнее перед другими. Быть представителем целого и управлять его действиями это высшее общественное призвание, для исполнения которого требуется и высшая способность. С другой стороны, существование демократического элемента сдерживает поползновения аристократии к владычеству над народной массой и служит гарантией, что права и интересы этой массы не будут нарушены. Над всеми партиями стоит совершенно независимая от партий, умеряющая и сдерживающая власть монарха, который сам непосредственно не вмешивается в борьбу партий, не управляет и поэтому не подвергается нападкам и осуждениям. Вследствие своего высокого положения и вследствие унаследованной привычки отождествляет свое личное благо с благом всей страны, монарх обладает наибольшими возможными для человека гарантиями беспристрастия и справедливости (президент республики есть избранник большинства, т. е. все-таки известной партии, он обладает властью не по собственному праву, временно, не имеет никаких наследственных традиций). Отсюда огромная важность и безусловная необходимость монархического элемента, который, таким образом, является четвертой властью наряду с законодательной (парламент), правительственной (министры) и судебной. Если конституционный монарх, не довольствуясь своею ролью посредника и усмирителя, захочет сам давать направление делам, вопреки желаниям и потребностям народа, выражаемым его представителями, тогда в государстве водворяются нескончаемые раздоры, иногда приводящие к революции.
Спор о том, принадлежит ли Борис Николаевич Чичерин либеральному крылу русских мыслителей, продолжается, по сей день. Так пологая ,что классический либерализм - это, в числе прочего, максимальное ограничение государства не только в экономической, но и во всех других сферах, он видит в государстве только средство для осуществления либеральных целей, то Чичерина Борис Николаевича, можно охарактеризовать как сторонника государства. Но рассматривая что Чичерин Борис Николаевич критиковал социалистов за то, что в их учении частное отрицается во имя общего, лицо поглощается обществом. Признавая общечеловеческую цивилизацию, Чичерин Борис Николаевич стремился законсервировать преимущественно социальный и сословный строй в России и на этой основе установить мирное сожительство деревни и города, дворянства и буржуазии при преобладании деревни над городом, дворянства над другими сословиями, аристократии как первенствующего сословия на долгое время. Это больше подходит для идеология консерватизма, а не либерализма. Чичерин одним из первых начал возрождать в России теорию естественного права и учение о правах личности как естественных правах. Этот факт свидетельствует о том, что в сфере философии, в том числе философии права, Чичерин придерживался либеральных принципов. Но и это - лишь еще один либеральный фрагмент в нелиберальном в целом мировоззрении Чичерина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
философ чичерин неогегельянство монархия
Размышляя о роли государства в обществе Чичерин подчеркивает, что не чрезмерно маленькая, ни чрезмерно большая роль не дает возможности полноценному эффективному развитию общества, так наглядно можно увидеть нынешнюю ситуацию когда государство не полностью выполнив своеобразное структурное построение в обществе, больше интересуется такими вопросами как чем лицо живет, о чем думает , не утаил ли что, так например налоговая система в России на данный момент больше карательный орган, чем стимулирующий. Исследовать единицы общества необходимо, но не для определения его наказания, а для создания условий для его дальнейшего процветания, а вместе с ним процветание самого государства. Нахождение первопричины, например преступности, а не устранение последствий является первоочередной задачей государства во всех сферах. Популярность Чичерина, не столько среди философов сколько среди политиков, объясняется более просто тем что он имея опыт наблюдения о зарубежном наиболее функциональном устройстве государства и неприемлемость в нашей стране этих правил пытается понять почему менталитет нашего народа не принимает зарубежный опыт. Чичерин под свободой понимает еще и свободу к творчеству, определенной самости, которая должна служить не для списания жилищного кодекса у французов, а для собственноручного его создания, только создав свое творение и обработав его со временем по многочисленным граням, возможно найти отзыв и понимание в своем отечестве. Предпочтение Чичерина к конституционной монархии является не до конца обоснованным, но где то оправданным с практической точки зрения в Российской реалии, как показывает всемирный опыт в истории многих стран форма правления и благополучие ее народа в основном не зависит друг от друга, и неважно какой вид правления находится у власти, для реализации его процветания. Подмеченная Чичериным интеллектуальная связь общества с государством, наиболее реально показывает причинно-следственные связи, взаимоотношении государства и народа. В настоящее время не задавая вопросов, почему и как возможны данные последствия нынешнего времени, как необходимо регулировать отношение и поведения лиц, почему большинство именно так относятся и реагируют на право, основной вопрос – что делать дальше? Принимая все как есть, общество ненаправленное на диалог с государством, ни когда не займет ведущее место для подражания других стран. Неосмысленное копирование чужого опыта так же не приводит к необходимому результату, для примера можно рассмотреть в наше время местное самоуправление, когда данный институт во всем мире считается примером демократии, и действует от имени и для населения его выбирающим, для взаимодействия с государственными органами, у нас в частности в Екатеринбурге администрация всем незащищенным слоям населения отвечает всегда одной фразой что у них нет законных оснований что либо делать, все в точности наоборот, порою государство встает на защиту этого общества от администрации, общества которое машет рукой на администрацию и понимает, что замена мера, никак не влияет на саму администрацию. Чичерин в некоторых своих суждениях преследует цель помочь синтезу общества с государством, он утверждает что, сильная и твердая власть необходима, но она должна быть направлена на те цели, которые указываются общественным благом, должна руководиться просвещенным пониманием истинных потребностей народа. В плохую колею попадают те правители, которые всего более дорожат началом власти, преувеличивая его значение, отвергая все остальное, они тем самым подрывают его основы. При таком направлении исчезает то, что составляет главную внутреннюю силу власти — нравственный ее авторитет. Сильной может считаться только та власть, которая находит опору в обществе, это верно для всех образов правления. БН утверждает, что нет более опасного заблуждения, как смешение силы власти с господством произвола.
Библиографический список
1. Соловьев В.С. Мнимая критика (ответ Чичерину) Философия права 2007г.
2. Наталья Белевцева. Наука как религия, или Религия как философия нг-наука 2001г
3. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III. - Москва, типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894 г.