Царь Пунта, позарившись на бронзовое оружие, привезённое купцами, соглашается признать суверенитет Египта над его царством и подносит египтянам щедрые дары: слоновую кость, чёрное дерево, шкуры леопардов, крупные необработанные алмазы, около тонны благовонной смолы и саженцы священных благовонных деревьев. Через несколько дней, к месту высадки египтян выходит почётное посольство, которое, за три дня пути провожает Тутмоса и его спутников в столицу Пунта. Правителю Пунта уже доложили, что явились чуть ли не полубоги, на громадных, неведомых ранее кораблях, целиком закованные в драгоценную медь, несущие бронзовое оружие и медные щиты, числом около пяти тысяч. Царь Пунта встречает египтян как почётных гостей, сразу же, либо испугавшись их военной мощи и флота, либо выгодным сделкам, (в египетском отряде были переводчики, знавшие язык загадочной страны) обменивают неизвестное аборигеном вино и бронзовые орудия труда и оружие на такое количество золото, что за один раз его не смогла принять на борт египетская эскадра - через несколько месяцев торговая флотилия, при поддержке только одного военного корабля вывозит оставшееся.[22] Царь Пунта, поняв, что выше всего египтяне ценят золото, предлагает ежегодный обмен на бронзу и дань - раз в четырнадцать лет, в половину того, что погрузили на военные корабли. Точная масса неизвестна, но понятно, что это было огромное количество, сравнимое с золотом Нубии. Через полгода экспедиция возвращается в Египет с богатейшей добычей, покорив загадочную страну без войны. За это время Хатшепсут укрепляет свою власть ещё больше - региональная аристократия подчиняется ей, лишившись поддержки армии и Тутмоса - знамени оппозиции. Богатейшая добыча ещё больше укрепляет её авторитет. Конечно же, страна была покорена армией, пусть ни один лучник Тутмоса даже не выстрелил, для царя Пунта было достаточно факта прибытия столь мощной силы в пределы его страны. Но, формально, это была дипломатическая победа Хатшепсут, золотой песок, диковинные для Египта изделия и крупные самородки добыли не воины при грабеже горящих развалин, а купцы, обменивая на изделия из бронзы, получая за меру меди, пять мер золота. Это был факт и Тутмос ничего не мог с этим поделать.
Кризис разрешился полной победой "Фараона Мааткара". А всего через год реформы Хатшепсут наконец-то принесли свои плоды - уровень сельскохозяйственного производства вырос в четыре раза, по сравнению с началом её правления, больше половины шло на экспорт, внутренние цены на продовольствие упали, потянув за собой внутренние цены на золото. Казна Хатшепсут в течение года полностью восстановилась, а ещё через два года - увеличилась вполовину! Теперь власть Хатшепсут стала абсолютно непоколебимой.
Умерла Хатшепсут по всей вероятности естественной, не насильственной смертью, что в общем-то было редкостью по тем временам. Гробница с ее саркофагом была расхищена в древности и не содержала никаких останков, когда был открыта в новейшее время. Благодаря этому родилась легенда, что царица-фараон и ее фаворит Сенмут оставили свое царство, когда перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвами кровавой расправы. При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобы Тутмос III мог с полным правом занять престол.
хатшепсут фараон царица египет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В правление Хатшепсут меняется египетская внешняя политика – прекращаются захватнические походы, которые активно совершали ее предшественники. Возможно, это объясняется не столько непрочностью положения Хатшепсут, политика которой была ориентирована на внутренние дела, сколько тем, что благодаря предшествовавшим фараонам Египет не испытывал внешнего давления. Кроме того, от активной завоевательной политики царицу мог удерживать не страх перед усилением войска и подрастающим Тутмосом, а заинтересованность в мире для реализации честолюбивых замыслов таких как, например, строительство храмов и путешествие в страну Пунт.Тем не менее, это не исключает того, что после совершения военного похода в Нубию, имевшего место в правление Хатшепсут, царица сама награждала отличившихся воинов, как это было принято делать фараонами. При этом следует иметь в виду, что Хатшепсут являлась выразительницей интересов довольно широкого слоя высокопоставленных вельмож и жречества, по-видимому, не заинтересованных в крупных военных действиях. Реально пошатнувшимся положение Хатшепсут можно считать только после смерти ее дочери от Тутмоса II Нефруре, с которой она, очевидно, связывала планы укрепления своего влияния. Вероятно также, что Хатшепсут намеревалась передать в будущем ей свою власть.
Последовавшее после смерти Хатшепсут уничтожение ее многочисленных скульптур и изображений в Фивах (в частности, в ее поминальном храме Дейр-эль-Бахри) расценивается отечественными и некоторыми зарубежными исследователями как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут. Возможно, что фараон руководствовался не личными мотивами, а политико-религиозными соображениями, поскольку неестественное существование женщины – фараона противоречило мировоззрению древних египтян, противоречило Маат – древнему принципу гармоничного вселенского устройства и, более того, создавало потенциальную угрозу династическим наследникам мужского пола. Точно не известно, почему правления делились по династиям. Традиции этой положил начало жрец Манефон, написавший историю Египта, но не приведший, однако, никаких причин данного явления. Связующими фигурами вполне могли быть царицы, передающие царскую кровь от одной династии другой.
Предложенная точка зрения согласуется и с мнением ряда зарубежных египтологов, согласно которому Тутмос III желал устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола, и при котором женщина могла стать фараоном. Хатшепсут пыталась утвердить в стране последовательно матриархальное право престолонаследия, но этому помешала смерть ее дочери Нефруре и отсутствие реальных кандидатов на трон среди женщин. Этими мотивами, очевидно, и руководствовался Тутмос III, когда принял решение уничтожить ряд изображений и надписей своей предшественницы, но что было реально осуществлено лишь под конец его правления. Поэтому царствование Хатшепсут осталось эпизодом в истории Египта, не повлекшим за собой изменение традиционного порядка престолонаследия.
Таким образом, можно сделать вывод, что единственным препятствием для Хатшепсут – фараона был ее женский пол. Если бы она была мужчиной, то ее царствование осталось бы одной из самых славных страниц истории древнего Египта, а ее имя вошло бы в официальные египетские перечни царей. Однако Хатшепсут была женщиной и это очень мешало ей в политическом отношении, поэтому царица и повелела изображать себя в мужском облике, чтобы народ, издревле привыкший к царям – мужчинам, видел в ней законного фараона. Этих целей царица достигала путем продуманной внутренней политики и развернутой пропаганды в изобразительном искусстве, поэтому нет никаких оснований считать Хатшепсут «случайным» и, тем более, слабым фараоном, возведенным на трон исключительно интригами придворных кругов, оттеснивших законного претендента на престол – Тутмоса III. Без всякого сомнения, Хатшепсут была волевой и честолюбивой женщиной, воспользовавшейся удобным случаем для прихода к власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Авдеев В.И. История Древнего востока. - Л., ОГИЗ 1948. - 588 с.
Бадак А.Н. История Древнего мира. Древний Восток. / А.Н.Бадак,
И.Е. Войнич, Н.А. Волчек –М.Н., Харвест, 1998. - 832 с.
Бругш Г. Все о Египте. - М., 2000, с. 236-247.
Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - М., 1976, с. 148-157.
Морэ А. Цари и боги Египта. - М, Алетейа, 1998. - 240 с.
Силиотти А. Египет. Долина царей. - М., 2001, с. 100-111.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 2005. – 576 с.
Тураев Б., Брестед Д. История Древнего Египта. – 2006.-608 с.