Помимо рассмотренных нами специальных военных училищ в ведении первоначально департамента Генерального штаба, а позднее - Главного штаба находилось Военно-топографическое училище. В соответствии с принятым в 1866 г.[743] Положением о Военно-топографическом училище в его задачу входила подготовка руководителей топографических съемок и геодезических работ. В училище принимались топографы унтер-офицерского звания и воспитанники средних учебных заведений. Первоначально курс училища был рассчитан на два года, а позднее, в 1875 г., увеличен до трех лет. Общий состав юнкеров - 40 человек, а выпускалось в год от 6 до 19 человек, как в звании офицера, так и в чине чиновника военного ведомства. Окончившие учебное заведение по 1-му разряду получали чин подпоручика, по 2-му - прапорщика и по 3-му - гражданский чин XII класса. Выпуск был небольшим - в 1862-1879 гг. от 6 до 19 человек в год[744].
Вследствие того, что военные училища не могли обеспечить потребности в офицерских кадрах, встал вопрос о создании юнкерских училищ. К этой проблеме обращались неоднократно, но это были частные попытки, и к успеху они не привели. Так, в 1856 г. при армейском корпусе в Воронеже была образована двухгодичная юнкерская школа, где юнкера проходили курс обучения с целью получить офицерское звание. Но в 1863 г. в связи с передислокацией корпуса школа была закрыта. Не нашла поддержки как со стороны руководства страны, так и со стороны военного ведомства инициатива генерал-адъютанта Ридигера, создавшего в 1856 г. комитет для образования при армейских корпусах юнкерских школ. Но, несмотря на встречавшиеся затруднения в вопросе устройства юнкерских училищ, частные попытки открыть их продолжались на протяжении 1859-1862 гг. Это указывалось на неотложную необходимость их создания.
Новый тип школы - юнкерские училища возникли в 1864 г.[745] Они создавались в целях «…доставления низшим чинам регулярных войск и урядникам из дворян и обер-офицерских детей иррегулярных войск научного и строевого образования, необходимого для офицера»[746]. В 1865 г. были открыты 4 пехотных и 2 кавалерийских юнкерских училища[747].
Говоря о значении юнкерских училищ, генерал-адъютант Д.А. Милютин в отчете Венного министерства за 1865 г. писал: «Открытие юнкерских училищ принято было в армии с большим сочувствием. Настоятельная потребность в этих заведениях давно осознана у нас всеми»[748].
Первоначально юнкерские училища создавались при корпусных штабах, они не имели единой организации. С 1864 г. училища стали подчиняться непосредственно военным округам, а в учебном отношении - Главному управлению военно-учебных заведений[749]. С принятием Положения о юнкерских училищах 16 марта 1868 г. данные учебные заведения приобрели более стройную организацию. Численность юнкеров в каждом училище определялась в 200 человек, а чуть позже возросла до 300-400 человек[750].
В училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся. С 1869 г. было разрешено поступать в училища детям унтер-офицеров, происходивших из других сословий. Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после выпускного экзамена за училище или по окончании курса. В противном случае они приравнивались по сроку выслуги к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище им надо было прослужить в унтер-офицерском звании 3 месяца, получить одобрение начальства и выдержать вступительный экзамен по пяти общеобразовательным предметам.
Курс обучения состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. В первом изучались общеобразовательные предметы, во втором – специальные[751]. При определении объема содержания специального образования за основу были взяты навыки, необходимые для командования батальоном.[752] По окончании обучения юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по усмотрению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства, независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные по 2-му разряду - только при наличии вакансии.
Сословный состав юнкерских училищ очень сильно отличался от состава военных училищ. К концу XIX в. почти половину обучающихся в юнкерских училищах составляли дети крестьян, мещан и казаков.
К началу 1871 г. число юнкерских училищ возросло до 16, из них было 11 пехотных, 2 кавалерийских, два смешанных и одно казачье[753].
С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но основную часть офицеров давали именно эти училища. Несмотря на большую роль юнкерских училищ в деле обеспечения армии офицерскими кадрами, они все же целиком этой проблемы не решили. Если к середине 70-х гг. Военному министерству удалось ликвидировать некомплект офицеров по штатам мирного времени, то запаса офицеров на случай развертывания армии создано не было.
В начале 60-х гг. XIX в. в ходе общей реформы народного образования в стране было создано два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия с преобладанием гуманитарных предметов и гимназия с естественно-математическим уклоном. С учетом этих преобразований военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные гимназии, преобразовав общие классы кадетских корпусов. Предполагалось заменить большинство офицеров гражданскими преподавателями и постепенно превратить эти заведения из закрытых в открытые и таким образом приблизить их к гражданским гимназиям[754].
Преобразование общих классов кадетских корпусов в военные гимназии было начато в 1863 г.[755] К августу этого года Главным управлением военно-учебных заведений уже были разработаны «основные начала» реформы. В виде опыта преобразование начали со 2-го Петербургского кадетского корпуса, переименованного с 1863/64 учебного года в военную гимназию[756]. По этому типу в 1864 г. были преобразованы в военные гимназии общие классы Первого кадетского, Первого и Второго московских корпусов, Орловского – Бахтина и Тульского – Александровского кадетских корпусов[757].
В течение 1865 и 1866 гг. на базе кадетских корпусов открылось 12 военных гимназий[758]. Остальные кадетские корпуса, за исключением Пажеского и Финляндского, были упразднены. В конце 1866 г. вышло Положение о военных гимназиях. «Военные гимназии, - говорилось в нем, - имеют целью доставить детям потомственных дворян, предназначенным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание»[759].
Как уже отмечалось, Военное министерство планировало в процессе преобразования кадетских корпусов в гимназии передать их ведомству народного просвещения, однако вскоре пришлось отказаться от этой идеи. По данному поводу Д.А. Милютиным было сказано следующее: «…Военное министерство убедилось в том, что оно не может рассчитывать на пополнение своих специально-военных учебных заведений юношами, получившими общее образование в гражданских гимназиях, что забота о подготовке необходимого контингента для военных училищ должна лежать на самом военном ведомстве»[760].
Военные гимназии, так же как и дореформенные кадетские корпуса, сохраняли сословно-дворянский характер. Только в Сибирскую и Оренбургскую военные гимназии допускались ученики из числа лиц всех сословий. В отчете Главного управления военно-учебных заведений за 1869 г. отмечалось, что «в военных гимназиях воспитываются на основании существующего закона почти исключительно дети потомственных дворян, не - дворяне допускаются в исключительных случаях»[761].
На основании Положения 1866 г. в военные гимназии принимались юноши с десяти до семнадцати лет. Для приема было установлено 26 разрядов. Кандидаты для приема в заведения, так же как и в дореформенные кадетские корпуса, отбирались не по степени их подготовленности, а на основании происхождения и служебных прав, которые имели родители. Такой порядок приема исключал всякий конкурс при поступлении. Как отмечается во всеподданнейшем докладе военного министра от 1872 г., «…при значительном количестве ежегодно поступающих просьб (до 1200) об определении детей в военные гимназии приходится около двух третей этого числа вовсе отстранять даже от приемного экзамена, а принимать детей, слабее приготовленных и менее одаренных природой»[762].
В военных гимназиях содержались воспитанники трех категорий: казеннокоштные, своекоштные и приходящие. Первые обучались бесплатно, за счет правительства, а также различных учреждений или пожертвованных капиталов. Своекоштные воспитанники платили за обучение по 250 рублей в год. Плата за посещение гимназий с приходящих взималась в том же размере, что и в гражданских гимназиях, находившихся в одном городе с военной гимназией, исключая Сибирскую, Тифлисскую и Оренбургскую военные гимназии, в которых плата взималась в меньшей сумме в сравнении с другими[763].
Внутреннее устройство военных гимназий отличалось от дореформенных корпусов главным образом тем, что вместо прежних строевых рот было принято разделение воспитанников на воспитательные группы по возрастам. Группы подразделялись на отделения по 25-30 воспитанников в каждом. Каждое отделение было поручено отдельному воспитателю, в обязанности которого входило руководство умственным и физическим воспитанием детей. Все гимназии имели приготовительный и шесть основных классов, обучавших 416 воспитанников.
В 1865 г. комиссией при Главном управлении военно-учебных заведений был составлен учебный план для военных гимназий[764]; в 1871 г. программы предметов в военных гимназиях расширились; в 1873 г. курс обучения был установлен в 7 лет вместо 6.