Смекни!
smekni.com

Образование древнерусского государства. Норманнская проблема и ее современные трактовки (стр. 10 из 21)

В синодальный период Русское православие много внимания уделяло Миссионерству в Сибири, на Дальнем Востоке, я Америке. Японии, Китае, Корее, В1870 году открылось Православное миссионерское общество. В стране оформилась система духовного обучения: духовные училища (начальное звено) - семинарии (среднее звено) - академии (высшее звено). В числе преподавателей академии были выдающиеся богословы, историки, филологи. К 1876 году было подготовлено первое издание Библии на современном русском языке - так называемый Синодальный перевод, К концу XIX века стала формироваться церковная интеллигенция, оказывавшая большое воздействовал на духовную жизнь столиц и особенно, провинции. Выходили журналы и газеты, создавались благотворительные общества, при большинстве приходов были скрыты церковно- приходские или воскресные школы.

Православие продолжало давать обществу образцы русской святости и старчества как особой формы духовного наставничества. На всю Россию были известны имена старцев: Паисия Величковсмого (ум. в 1794 г.), епископа Игнатия (Брянчанинова. ум. В 1876 г., канонизирован в 1988 г., вологжанин по рождению), епископа Феофана Затворника (ум. в 1841 г.), Амвросия (ум. в 1893 г.) и многих других. Идеалы Православия глубоко воздействовали на русскую литературу (творчество Гоголя, Достоевского) и искусство (Иванов, Шишкин, Васнецов), отражались в философских исканиях славянофилов, а также К. Леонтъева, В. Соловьева и др.

Вместе с тем, к началу XX века выявились и проблемы церковно-социальной деятельности: известная общественная инертность духовенства, неготовность к активному противоборству с наступающим нигилизмом и атеизмом, а также социализмом, излишнее огосударствление самой церковной организации и пр. Были признаки падения веры и авторитета Церкви среди молодых поколений. Выход из создавшегося положения некоторые русские иерархи н церковные деятели видели в коренном преобразовании всего строя церковной жизни, в том числе в восстановлении патриаршества, демократизации церковных институтов, активном социальном служении.

Билет 26

Общественно-политическая мысль России в XIX в. Формирование и развитие консервативно-монархического, либерального, революционного движений

В России отсутствовал постоянный контроль за деятельностью чиновников со стороны общества. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения. Во главе государства стоял император, в его руках находилась и законодательная, и распорядительная власть. Император управлял страной при помощи огромной армии чиновников. Они готовили проекты законов, которые утверждал царь. Высшая бюрократия состояла в основном из дворян-помещиков. Между властью и отдельными группировками дворянства возникали конфликты. В XIX веке эти конфликты приобрели более острый характер в них стали втягиваться представители других сословий и классов. В 1866 году возникла тайная офицерская организация- «Союз спасения», возглавил Александр Муравьев. Главной целью общества было введение Конституции и гражданских свобод. Обсуждался вопрос и об отмене крепостного права. Позднее организация переименовалась в «Союз благоденствия».Цель Союза – искать мирные пути к решению возникающих в стране конфликтов. Просуществовал Союз 3 года. Требовалось создать новое общество, способное к более решительным действиям. В 1821-1822 гг возникло два новых общества – Северное в Петербурге и Южное (Украина). Проект Конституции был разработан Муравьевым. Он провозглашал сохранение монархии, введение федеративного устройства и создание 2-х палатного представительного органа Россия должна была стать конституционной монархией. Муравьев считал введение конституции при отмене крепостного права.

Муравьев рассчитывал на поддержку своих планов мелким и средним дворянством, не веря в организованность народных масс. Муравьев предлагал вынести свой проект на рассмотрение учредительского собрания. В 1825 году произошло восстание декабристов. Восстание подавлено, сила декабристов - они бросили вызов самодержавию, требуя свободы и прав. Почти вес декабристы были дворянами. Причины неудач реформаторского движения «сверху» и «снизу» в первой четверти XIX века – отсутствие поддержки начинаний как Зимнего дворца, так и дворянских революционеров. К тому же сам декабризм не был единым – отсутствовала единая точка зрения на самодержца и самодержавную власть вообще. Однако, декабристу заставили общественное движение последующих десятилетий искать свои решения насущных проблем российской жизни. Первые либеральные течения появляются в России в начале 1840-х годов. Западники и славянофилы не считали положения России безнадежным и настаивали на проведения двух мероприятий – отмене крепостного права и смены формы правления. Однако, методы решения этих проблем у них были разные. Западники (Кавелин, Чичерин) отстаивали Европейский вариант развития России – превращение ее в буржуазную республику или конституционную монархию. Славянофилы (Хомяков, братья Кириевские) отстаивали возвращения к традиционным русским порядкам, измененным Петром I. Эти порядки по их мнению могли бы вывести Россию из кризиса. Главным устоем народной жизни они считали крестьянскую общину с ее общим землевладением и землепользованием. Выборным старостой сходом всех ее членов для решения важных вопросов жизни деревни. Община учила жить по крестьянским нормам. О развитии личности в подобной системе говорить не приходится. Оба либеральных течения России понимали, что страна скатывается вниз, ее ждут страшные социально-политические потрясения. Избежать их можно было, избавивших от крепостничества и гнета власти. Славянофилы и западники пытались отыскать пути для постепенного перерождения дворянства и феодально зависимого крестьянства в буржуазные классы, а абсолютистской монархии - в правовое капиталистическое государство.

Билет 27

Реформы 60-х - 70-х гг. XIX в. в России и их историческая оценка. Александр II

Военные реформы. В 1861 году военным министром был назначен генерал Милютин, который провел ряд важных реформ. Они имели целью создания крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ следовало перейти от рекрутч. к всеобщей воинской повинности. 1 января 1864 года был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Земства сыграли большую положительную роль в поднятии местного хозяйства, в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Через несколько лет после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц. На аналогичных основаниях в 1870 году была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а так же заведования школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы проводились по трем съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков, рабочие, не платившие налоги не участвовали в выборах).

Судебная реформа. Одновременно с земской реформой в 1864 году бела проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания были открыты для публики. Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями (12 человек по жребию из всех сословий, которые выслушав судебные прения, принимали вердикт «виновен», «не виновен», или «виновен, но заслуживает снисхождения»). Заседание вел председатель суда. Обвинение выдвигал прокурор, которому возражал защитник. Судьи на основания вердикта присяжных выносили приговор или прекращали дело. Русское общеуголовное законодательство не знало такой меры наказания, как смертная казнь. Только специальные судебные органы (военные суды, особое присутствие Сената) могли приговорить к смертной казни. Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека и обходившийся без присяжных заседателей, мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Принцип несменяемости судей обеспечивал независимость суда от администрации. И все же судебная реформа 1864 года не была завершена до конца. Для разбора мелких дел в крестьянской среде существовал сословный волостной суд. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление существовало в России до конца 1904 года.


Билет 28

Создание многонациональной российской империи. Национальная политика самодержавия (XVI - XIX вв.)

Русское многонациональное государство XVI – XVII века значительно расширилось. В первой четверти XVIII века в его состав вошли Эстония и большая часть Латвии, а во второй половине века – Казахстан и Грузия. В 1772 году было положено начало и в конце века завершено воссоединение в едином государстве русского и белорусского народов. В конце века в состав России вошла Литва и завершилось воссоединение большей части украинских земель. Естественно, что социально-экономическое развитие, политический строй, культура и быт вошедших в состав России народов были весьма различны. Существенные отличия имела и политика, проводимая царским правительством на различных землях. Общим было то, что новые территории постепенно втягивались в систему господствующих социально-экономических отношений, на них распространялись общерусские порядки, законодательство, административное деление, органы власти, управления и суда, сословные права, привилегии, повинности, подати и т.д. Почти весь XVIII век большая часть земель Украины оставалась под властью Речи Посполитой. Одновременно с этим земледельцами на Украине становились и Русские помещики, покупавшие, захватывавшие и получавшие там землю в пожалование. Помещикам приходилось использовать труд вольных поселенцев. Главным направлением сельского хозяйства Южной Украины становится производство пшеницы. После вхождения Правобережья в состав России землевладение, сословные права и привилегии магнатов и шляхты в отношении земли и крестьян были сохранены, а коронные имения переданы русским помещикам. На Правобережье борьба против крепостного гнета сливалась с борьбой против национального и религиозного угнетения со стороны польских панов, администрации и католического духовенства. Это было прямым положением национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII веке. Включение Левобережной Украины в состав всероссийского рынка, ликвидация в 1754 году таможенной границы между Украиной и Россией, развитие городов и рост территориального разделения труда способствовали прогрессу в развитии торговли. Широкое распространение получили ярмарки. Так, в Черниговской губернии в конце века устраивалось по 115 ярмарок в год, а на слободской Украине – около 275. В Россию с Украины шло большое количество скота, шерсти, пряжи, табака, сушеных фруктов, соли; а из России – ткани, мех, железо и др. Народ Молдавии по прежнему находился под турецким игом. Тяжелейший национальный и социальный гнет, а так же постоянные набеги и вторжения турок и крымских татар привели к полному разорению к нищете населения, к обезлюдению страны, к упадку городов, с\х и всей экономики. Литва и более двух третей Белоруссии находилась под властью Речи Посполитой до 90-х годов XVIII века. На их территории развертывались военные действия северной войны, что сопровождалось большими разрушениями, голодом и эпидемией чумы. Это привело к сокращению населения, к упадку городов. Под влиянием формировавшегося всероссийского рынка население Поволжья втягивалось в обмен и торговлю изделиями сельского ремесла. Ремесло у народов Поволжья было развито слабее, чем у русского населения района. В городах особенно предъявлялся спрос на серебряные украшения для праздничного убранства женского костюма у всех народов Поволжья. Народы Поволжья и Приуралья, за исключением татар и башкир, вошли в состав России в то время, когда феодальные отношения у них еще полностью не сложились. Родоплеменная знать не успела превратиться в класс феодалов и не могла играть роль прочной социальной опоры самодержавия. Это явилось одной из причин того, что в результате ряда мер родоплеменная, знать Поволжья была лишена своих привилегий, а основная масса нерусского населения была превращена в различные категории феодально-зависимых государственных крестьян. Собственником всех земель было государство. Народ коми в XVIII веке населял территорию в верховьях рек Печеры, Вычегды и Выми. Главный город края – Яренск в Великоужстюгской провинции Архангельской губернии. Сеяли рожь и ячмень, но урожайность была низка. Было развито скотоводство. Благодаря длительной совместной жизни с русским населением среди коми было широко распространено знание русского языка и письменности. Башкиры в XVIII веке переживали стадию перехода от полукочевого скотоводства к земледелию. В деревнях они жили только зимой, а остальное время года кочевали в пределах своих волостей. Сеяли там преимущественно яровые хлеба, так же занимались охотой, рыболовством и бортничеством. Ремесло развито слабо, обработка продуктов животноводства носила домашний характер. Однако в это время за пределы Башкирии вывозилась кожа, воск, шерсть, соло, меха, скот. Торговые сделки заключались с русскими и среднеазиатскими купцами на Ирбитской ярмарке. Но самодержавие нуждалось в башкирах как в военной силе в Приуралье, Зауралье и Западной Сибири. Поэтому в конце XVIII-XIX веке башкиры превращаются в своеобразное военное сословие. С конца XVI – первой половины XVII века калмыки постепенно проникли в пределы Российского государства. Царское правительство отвело им полупустые степи по Яику, обеим сторонам Волги – от Астрахани до Царицына и Самары – и степи Придонья. Они получили право вести беспошлинную торговлю на местных рынках. Калмыцкие правители – тайши – обязались нести военную службу. В жизни народов Сибири в XVIII веке усилился процесс разложения первобытного строя и перехода от родовых отношений к феодализму. Русские купцы устремились сюда скупать пушнину, пуская в ход спиртные напитки и закабаляя рядовое нерусское население. Политика царизма на территории, занятой кочевыми и охотничьими народами Восточной Сибири и Камчатки, привела к усилению власти старейшин, которым был поручен сбор ясака.