Смекни!
smekni.com

Организация и деятельность Киевской городской полиции к середине ХІХ века (стр. 1 из 3)

Организация и деятельность киевской городской полиции к середине ХІХ века


В первой половине Х1Х века развитие капиталистического уклада хозяйства приводит к кризису феодального строя в Российской империи. Существующие в стране крепостнические производственные отношения вступили в противоречие с развивающимися капиталистическими производственными силами, стали тормозящим фактором на пути прогресса. Отражением данного противоречия в общественно–политической жизни государства явилось еще большее обострение классовой борьбы. Росло число крестьянских выступлений, волнения охватывали армию и рабочие массы.

В империи возникла безотлагательная необходимость приведения реформы всей системы управления государством в соответствие с изменившимися социально–экономическими условиями страны, а также внешними обстоятельствами, особенно войнами.

Комплекс назревших социально-экономических, ряда других внутри – и внешне государственных проблем нашел выход в первые десятилетия ХІХ века в Российской империи в существенных изменениях в организации государственного аппарата. Созданная в данный период времени система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями до 1906 г., когда была учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты "Основные законы Российской Империи", ставшие по существу первой Конституцией России.

Данные эволюционные события в полной мере отражались навсех аспектах жизни одного из самых крупных городов Российской империи – Киеве, который с начала Х1Х в. являлся административным центром Киевской губернии, а с 1832 г. –большинства территории Правобережной Украины. Ходом своего преобразования он оказывал значительное влияние на экономическое и политическое развитие этого края. Несмотря на господство феодально-крепостнического строя, в экономику города все больше и больше проникали элементы капиталистических производственных отношений.

В первой четверти ХІХ века в промышленности города преобладали казенные мануфактуры, на которых господствовал принудительный труд различных категорий населения. К таким промышленным предприятиям относился прежде всего "Арсенал", на котором было занято 720 рабочих, в основном солдат, отбывающих здесь рекрутскую повинность, помещичьих крестьян, "отданных в работы", кантонистов (воспитанников военно-сиротских приютов), а также небольшого числа мещан-ремесленников.

Всего в городе насчитывалось 73 промышленных предприятия, на которых по неполным данным в 40-х годах ХІХ века было занято около 7 тысяч человек. Экономика города укреплялась и расширялась возрастающими темпами. Накануне реформы 1861 года объем выпускаемой предприятиями Киева продукции исчислялся в 2,3 млн. рублей.

Газета "Киевские губернские ведомости" в 1856 г., исходя из реальных фактов экономического преобразования города обоснованно утверждала: "Киев можно назвать одним из промышленных городов России".

В экономическом образе Киева первой половины ХІХ века происходили качественные изменения. Городская промышленность делала первые шаги по пути технической революции, обустройства и цивилизации городской жизни. Накануне реформы в Киеве насчитывалось 1057 магазинов и лавок, 24 харчевни, 21 колбасная, 29 винных погребов, семь кондитерских, один ресторан, три гостинных двора для приезжих. Продолжали функционировать семь базаров: Печерский, Крещатицкий, Галицкий, Житний, Лукьяновский, Львовский, Лыбедской.

Все более значительное место в экономике Киева занимала ярмарочная торговля, посредством которой осуществлялась связь города с другими крупными промышленными и сельскохозяйственными центрами и районами страны. Ежегодно в Киеве собиралось шесть ярмарок. Самой крупной была Контрактовая, проходившая с 15 февраля по 1 января в торговой части города - на Подоле. Здесь наряду с продажей промышленных и сельскохозяйственных товаров заключались различного характера договоры между предпринимателями и помещиками, предоставлялись кредиты, оплачивались долги и прочее.

Все это, соответственно, способствовало увеличению численности населения Киева. Если в начале века здесь проживало немногим более 22 000 человек, то в 1856 г. – 62 500 человек или почти в три раза больше. К этому времени Киев входил в группу наиболее крупных городов, занимая шестое место в Российской империи.

Значительную дополнительную часть населения города составляли его временные жители, прибывавшие сюда в поисках заработка и по ряду других причин. Только по паспортам и билетам в Киеве в 1845 году насчитывалось семь тысяч временных жителей, нанимавшихся преимущественно в качестве прислуги и поденщиков. Кроме того, в Киев ежегодно прибывало 50-80 тыс. богомольцев. В летних лагерях находилось около 30 тыс. военнослужащих. Увеличивалось население города и во время проведения ярмарок.

К 1861 г в Киеве зафиксировано уже 70 050 постоянных жителей. В том числе: 19 962 мещан, 9 433 цеховых ремесленника, 1 388 купцов, 412 работных людей, свыше 6 тыс. крестьян различных категорий, 7 477 дворян и прочие. [25, С. 126 ]

В 1802 году царское правительство специальной грамотой подтвердило право Киева на самоуправление, которое было предоставлено городу по магдебургскому праву между 1494 и 1497 гг. В связи с этим горожане получили подтверждение на ряд льгот. В частности они освобождались от военной службы, формируя для охраны города из своей среды лишь пешую и конную милицию, так называемую "золотую корогву", пользовались правом беспошлинной торговли, винокурения и продажи спиртных напитков. Однако уже в 1834 году право на самоуправление было отменено. В царском указе о его отмене отмечалось, что "сей порядок не соответствует существенным выгодам города и права, некогда ему данные,…. или сами собой прекратились или обратились во вред и отягощение целому составу городского общества". На Киев было распространено действие екатерининского городового положения 1785 г., уже утвердившегося во всех городах России.

Магистрат сменила Городская дума. Возглавлял ее голова, избиравшийся на три года. Однако деятельность Думы всецело зависела от царских органов управления – губернатора, полицейских чинов, различных комиссий. Поэтому большую часть доходов, поступавших в городскую казну, Дума расходовала на содержание полиции, пожарной команды, присутственных мест, городских строений и т.д.

До середины ХІХ века застройка города проходила медленно. В 1817 году здесь насчитывалось 49 улиц, свыше 100 переулков. В городе было 3 919 деревянных домов, 49 частных каменных домов, половина которых находилась на Подоле, 60 городских общественных зданий. Территория города занимала в это время примерно около 5 тыс. десятин.

Многие лица, посещавшие в то время Киев, восхищались величием и красотой городских окрестностей. Вместе с тем они отмечали, что "внутренность Киева" разочаровала их. Один из приезжих так передавал свои впечатления: "Множество изб ветхих, полуразваленных на Крещатике, Печерске и старом Киеве… Если отнять от него великолепные соборы, монастыри, здания крепости, присутственные места, гимназии и десятка два частных домов, то Киев сделается ничтожным городом. Один только Подол заслуживает названия очень порядочного города. Мог ли я думать, чтоб этот многолюдный город, посещаемый жителями почти всей России, стоящий на такой богатой судоходной реке, существующий почти 15 веков, бывший долгое время столицей великих князей, так мало двинулся во внутреннем благоустройстве".

В процессе дальнейшей застройки Киева постепенно слились воедино три его основные части, некогда разделенные глубокими оврагами: Нижняя (Подол), Верхняя (Печерск) и Старокиевская.

Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в Киеве возлагалась на киевскую городскую полицию. На протяжении 21 года она существовала на основании штата, утвержденного 27 октября 1854 года. г По структуре полиции город разделялся на шесть частей (участков) и 22 квартала. Во главе киевской городской полиции был старший полицмейстер и его помощник – младший полицмейстер. Канцелярия состояла из 17 человек, а весь личный состав городской полиции составлял 312 человек. Данных сил было явно недостаточно для обеспечения надлежащего правопорядка на обслуживаемой территории и деятельность полиции признавалась несоответствующей требованиям, выдвигаемым временем.

Так, в результате ревизии киевской городской полиции проведенной в октябре 1857 года Г.Сельвестровичем, было выявлено, что ее делопроизводство находится в беспорядке и крайне запущенном состоянии. По утверждению проверяющего губернское начальство неоднократно привлекало виновных к ответственности. Однако каждая новая ревизия констатировала неудовлетворительное положение дел. Несмотря на увеличение в 1854 году штата киевской городской полиции делопроизводство здесь не только не было исправлено, а находится еще в большем беспорядке. Отмечалось, что оно запущено до такой степени, что личный состав собственными силами исправить создавшееся положение не в состоянии. Поэтому ревизией было внесено предложение образовать два дополнительных (временных) стола для гражданских и уголовных дел. При помощи их было необходимо систематизировать все дела, начавшиеся до 1 января 1857 года, и сдать их по окончанию в архив. В отчете о данной ревизии также отмечалось, что при разборке архива полиции по 1844 году было обнаружено 1200 неоконченных и неправильно сданных в архив дел.

Для создания вышеуказанных столов предлагалось откомандировать в полицию 10-12 чиновников губернского правления канцелярии начальника губернии. Заведование данными столами рекомендовалось возложить на секретаря и приставов гражданских и уголовных дел под общим надзором младшего полицмейстера. На содержание этих двух столов выделялось 2 тыс. рублей в год с содержанием столоначальников по 180 рублей в год.