Смекни!
smekni.com

Особенности общественного строя Древней Индии (стр. 3 из 3)

Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходных занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями (убой животных и выделка кож; уборка мусора; работа с трупами; профессия знахарей, палачей, актеров и т.п.). Они находились на низшей ступеньке социальной лестницы и составляли касты неприкасаемых (чандалов, парий, швапачей), не входившие ни в одну из варн и не принадлежащие ни к одной касте являлись изгоями. Законы Ману предписывали: "место жительства чандалов и швапачей должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы", "одеждами - одеяния мертвых, пища должна им даваться в разбитой посуде, украшения их должны быть из железа, и они должны постоянно кочевать", "днем они, отмеченные по приказу царя знаками., пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников", "им полагается. умерщвлять приговоренных к казни, они могут забирать одежды казенных, ложа и украшения", "их дела должны решаться между ними, браки - с подобными им". Закон запрещал представителям четырех варн общаться с неприкасаемыми.

Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты имели четкую внутреннюю организацию - органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, определенный регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и др. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами, причем многие из них были не всеиндийскими, а региональными и локальными группами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, давала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получать обусловленную нормой плату за нее и т.п. Все перечисленные новые черты и признаки достаточно заметно отличают касту от варны. Но главный принцип пожизненной принадлежности человека к касте по рождению при трансформации варн в касты остался неизменным. С возникновением системы каст в Индии резко уменьшилось и практически сошло на нет рабство иноплеменников, но не потому, что общество будто бы преодолело этап рабовладения, а просто вследствие того, что все иноплеменники отныне включались в какую-либо из низших каст или в число внекастовых неприкасаемых. Что же касается рабов-должников, то их статус продолжал оставаться практически без изменений.

древняя индия каста рабство

5. Заключение

Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой центральной политической власти, а быть может, и главной ее причиной. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ибо внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции.

В этом смысле особенности формирования облика и развития общественно-социальной структуры Древней Индии уникальны и продолжают оставаться предметом пристального интереса исторической науки.

6. Список использованной литературы

1. К.И. Батыр. Всеобщая история государства и права. - М.: Былина, 1999.

2. Л.С. Васильев. История востока. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1998.

3. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Часть 1. - М.: Норма-Инфа, 1998.

4. З.М. Черниловский, В.Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. - М.: Москва, 1994.

5. А.В. Севастьянов. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008.

6. Методическая разработка по дисциплине "История государства и права зарубежных стран". Тема 1: "Государство и право стран Древнего Востока". - М.: Московский ВИ ФПС РФ, 1999.

7. Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.

8. Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.