Смекни!
smekni.com

Первые Романовы Михаил Федорович и Алексей Михайлович (стр. 5 из 7)

2.1.Начало царствования. Соборное Уложение. Усиление самовластья.

Несмотря на то, что он получил превосходное образование, Алексей Михайлович еще не мог править самостоятельно. Самым близким к молодому царю человеком в это время был его воспитатель Борис Иванович Морозов. Алексей Михайлович искренне любил и уважал своего наставника, и неудивительно, что в первые годы царствования Алексей Михайловича именно Морозов управлял страной. С.М. Соловьев писал, что «Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб не быть временщиком, чтоб не пользоваться своим временем для своих частных целей». Неумеренные злоупотребления Морозова и его родни, крайне неудачная налоговая политика, которую они проводили: в 1646 были введены пошлины на соль, они собирали с людей громадные налоги, (в частности налог на соль), в результате продукты поднялись в цене, стали недоступными населению, а у торговцев гнил залежавшийся товар. Это привело к тому, что 2 июня 1648 года в Москве вспыхнул так называемый «Соляной бунт». Во время бунта было убито несколько высших государственных чиновников. Для умиротворения народа Алексей Михайлович был вынужден не только отлучить Морозова от государственных дел, но и отправить его в ссылку.

Между тем перед правительством стояло много задач и проблем, требовавших возможно быстрого решения. С.Ф. Платонов писал по этому поводу: «На бедную, еще слабую средствами Русь при Алексее Михайловиче обстоятельства наложили столько государственных задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленного ответа, сто невольно удивляешься исторической содержательности царствования Алексея Михайловича».

Первым в списке безотлогательных дел стояло создание свода государственных законов, поскольку существовавшие судебники безнадежно устарели. Сразу после Соляного бунта (в 1648 году) в Москве был созван Земский Собор, принявший так называемое «Соборное Уложение»,( то есть свод государственных законов: земельных, семейных, уголовных и других.) подготовленное комиссией князя Н. И. Одоевского, как считается, при участии Алексея Михайловича. Уложение, представлявшее собой новый для России уровень законодательной практики, включало специальные статьи, регулировавшие правовое положение отдельных социальных групп населения. Был увеличен поместный оклад служилых людей, введены дополнительные наделы оскудевшим помещикам. Крепостное состояние крестьян по Уложению утверждалось наследственным, срок сыска беглых крестьян — бессрочным. Таким образом, был завершен процесс законодательного оформления крепостного права. Насильное обращение крестьян в холопов было запрещено. Удовлетворены были требования и посадских людей, недовольных существованием «белых» слобод, т. к. они включались в тягло, что облегчало жизнь посада в целом.

Уложение закрепило понятие государственного преступления, каковым считались измена, заговор против государя и преступный умысел на «государское здоровье». Отдельные правовые нормы Соборного Уложения 1649 продолжали действовать до начала XIX века.

При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине XVII в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 году Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы "служилого города". Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя».

Характер Алексея Михайловича.

Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII века. Слишком мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально подчинился влиянию бывшего своего дядьки Б. И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера. Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. «А мне грешному, — пишет он, — здешняя честь, аки прах». Вообще царь умел отзываться на чужое горе и радость. Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Во всех делах, начинаниях царь Алексей Михайлович продолжал, с одной стороны, традиции старой Руси, с другой — не чурался новшеств, более того — стремился к ним, понимая, что Россия сильно отстала от европейских стран во всяких мастерствах, просвещении и военном деле. Отсюда — приглашения иноземцам приезжать в Москву на службу. Современники прозвали его «тишайшим царем». Действительно, в быту, придворных отношениях он был, как говорится, гневлив да отходчив. Мог наказать палкой или пинками, обругать кого угодно, вплоть до своего тестя — боярина И.Д. Милославского. Такие сцены были не редкостью, но на жизнь приближенных, их имущество царь не посягал. Более того, проявлял сердечность, мог попросить прощения у обиженного им человека, старался примириться с ним. По отношению же к «подлым людям», поднимавшимся на мятежи против своих обидчиков, бывал, и не раз, беспощаден, отнюдь не «тишайшим». Царь Алексей был внимательным и рачительным хозяином в своих дворцовых владениях. Он немало писал. Сочинил, например, устав сокольничей службы, поскольку очень любил охоту с соколами; пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час» (то есть всему своё время) — писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».

Женитьба. Морозов.

Когда царю пришла пора жениться 1647 год, собрали до 200 невест во дворец; выбранной оказалась дочь Р. Всеволожского. Но вскоре поползли слухи: она страдает падучей болезнью (эпилепсией), и ее отставили, родственников выслали из столицы. Поговаривали, что случившееся — интрига, идущая от Морозова. В начале 1648 г. сыграли сразу две свадьбы — царь Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской (16 января), а Б.И. Морозов — на ее сестре Анне Ильиничне (десять дней спустя). Царские и морозовские родственники и свойственники приобрели большое влияние при дворе.

Матвеев.

В последние годы правления царя Алексея при дворе особенно возвысился А. С. Матвеев. Через два года по смерти М. И. Милославской (4 марта 1669 г.) царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной, 22 января 1671 г. Матвеев, поклонник западноевропейских обычаев, давал театральные представления, на которые ходил не только сам царь, но и царица, царевичи и царевны (например, 2 ноября 1672 г. в селе Преображенском). 1-го сентября 1674 г. царь "объявил" сына своего Федора народу как наследника престола

Браки и дети.

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Трое из его сыновей впоследствии царствовали. Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.

Мария Ильинична Милославская (13 детей):

Дмитрий Алексеевич (1649 — 6 октября 1649). Евдокия (февраль 1650 — март 1712). Марфа (август 1652 — июль 1707). Алексей (февраль 1654 — январь 1670). Анна (январь 1655 — май 1659). Софья (сентябрь 1657 — июль 1704). Екатерина (ноябрь 1658 — май 1718). Мария (январь 1660 — март 1723). Фёдор (май 1661 — апрель 1682). Феодосия (май 1662 — декабрь 1713). Симеон (апрель 1665 — июнь 1669). Иван (август 1666 — январь 1696). Евдокия (февраль 1669 — февраль 1669).

Наталья Кириловна Нарышкина (3 детей):

Пётр (30 мая 1672 — 28 января 1725) Наталья (август 1673 — июнь 1716) Феодора (сентябрь 1674 — ноябрь 1678)

Многие из них рано умирали или были недолговечны.

2.2.Патриарх Никон.

Второй по величине и значимости реформой, проведение которой назрело, была церковная реформа. Дело в том, что за время смуты в церковных книгах, которыми священнослужители пользовались во время богослужений, накопилось большое число неточностей и расхождений. Исправление книг проводилось постепенно, но патриарх Никон, являвшийся доверенным лицом Алексея Михайловича, решил ускорить этот процесс (1653 - 1656 г.г.). Исправлению подлежали не только сами книги, но и некоторые стороны церковных обрядов. Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственною ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царским, и был посвящён в патриархи 25 июля 1652 г. Кроме того, возник спор о том, как именно исправлять книги и обряды и что, собственно, является правильным, а что нет. Многие московские священники были не согласны с мнением патриарха. Все это усугублялось еще тем, что патриарх Никон претендовал на власть не только церковную, но и светскую, считая, что власть государственная во главе с царем должна полностью подчиняться власти церковной во главе с патриархом. Будучи очень близок к Алексею Михайловичу, Никон долгое время оказывал сильное влияние на царя. Вплоть до того, что Алексей Михайлович оставлял его управлять страной во время своего отсутствия. С.Ф. Платонов писал: «Алексей Михайлович был из таких сердечных людей, которые не могут жить без дружбы, всей душой привязываются к людям, если те им нравятся по своему складу...» Именно сердечным другом был патриарх Никон. Но в отличие от царя патриарху не хватало просто дружбы: он претендовал на власть. «Нужно заметить, - писал С.Ф. Платонов, - что он был почти на 25 лет старше Алексея Михайловича; эта разница лет облегчала ему влияние на царя. Это не была дружба сверстников, а влияние очень умного, деятельного и замечательно красноречивого человека почтенных лет на мягкую впечатлительную душу юного царя... Никон был практик, Алексей Михайлович - идеалист». Понятно, что при всем идеализме царя подобная дружба не могла продолжаться долго. Будучи человеком крайне честолюбивым, Никон стремился заполучить все больше и больше власти и однажды переступил черту. Во время войн 1654—1658 гг. царь часто отсутствовал в Москве, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Возвратившись из походов, он стал тяготиться его влиянием. Царь и патриарх поссорились, а в 1658 году Никон был смещен с патриаршего престола. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и непочтительно стали относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не могла снести обиды; 10 июля 1658 он отказался от своего сана и уехал в Воскресенский монастырь. Государь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Лишь в 1666 году на духовном соборе под председательством александрийского и антиохийского патриархов Никон лишён архиерейского сана и заточен в Белозерский Ферапонтов монастырь. Деятельность патриарха Никона привела к церковному расколу. В 1666 году в Москве состоялся Великий собор, одобривший все реформы Никона (хотя самого Никона он осудил). В итоге все приверженцы старого порядка вещей были названы еретиками (сами они назвали себя старообрядцами, поскольку выступали за старые, то есть неисправленные обряды).В результате этого решения Русская Церковь оказалась расколотой.