Монголы в Дагестане в ХШ веке — трагическая страница в истории многих народов, в том числе и народов Кавказа. В начале этого века в Центральной Азии произошли события, сыгравшие пагубную роль в судьбах народов и цивилизаций Азии и Европы, наложили отпечаток на экономическую, политическую и культурную жизнь этих народов — образовалось Монгольское государство, а затем, в итоге обширных завоеваний — огромная Монгольская империя. Начались неслыханные до сих пор по своим масштабам и своей жестокости завоевания чужих территорий. В 1213—1221 г. под ударами монгольских орд пали одна за другой цветущие области — Восточный Туркестан, Средняя Азия. Восточный Иран. Везде, где проходили завоеватели, совершались бессмысленные убийства и разрушения. Десятки тысяч мирного населения были варварски вырезаны. Одно только упоминание имени монголов наводило страх и ужас.
Армянский поэт ХШ в. Фрик писал о страданиях своего народа:
монгол дагестан сопротивление история
Нет больше ни родинка, ни реки.
Не наполненных нашими слезами;
Нет больше ни гор, ни полей,
Не потоптанных татарами.
Лишь дышим мы едва-едва,
А ум и чувства у нас мертвы.
К. Маркс писал, что монголы «...совершают варварства в Хорасане, Бухаре, Самарканде, Валхе и других цветущих городах. Искусство, богатые библиотеки, превосходное сельское хозяйство, дворцы и мечети — все летит к черту».
Монгольские войска прошли по многим землям нашей страны. Всюду они встречали героическое сопротивление со стороны местного населения. Но многочисленные, хорошо вооруженные, подвижные и дисциплинированные войска врагов сметали все на своем пути, оставляя за собой разрушения и пылающие города и селения. Простые крестьяне и ремесленники проявили чудеса храбрости в борьбе с монгольской лавиной. Несколько месяцев потребовалось монголам, чтобы сломить сопротивление защитников цитадели среднеазиатского города Отрара. Три кровопролитных дня сопротивлялись жители Бухары. При защите одного из красивейших городов Средней Азии — Самарканда погибло несколько тысяч горожан. Только после упорных и жестоких боев монголам удалось ворваться в азербайджанский город Шемаха.
Два раза прошли монголы и по Дагестану. Первый раз это было в 1220 г. Монгольская армия, руководимая прославленными полководцами Джэбэ и Субэдзем, утопив в крови области Средней Азии, ворвалась в Азербайджан и Грузию. Один за другим пали многие цветущие города, причем, как правило, население беспощадно уничтожалось. После взятия многих городов Ширвана, монголы ринулись к Дербенту. Но жители города и воинские гарнизоны оказали сильное сопротивление. Город не дрогнул, крепостные стены выдержали удары стенобитных и камнеметных машин. Монголы не осмелились продолжать атаку крепости пошли на хитрость, обратившись к правителю Ширвана, то есть ширваншаху. Персидский историк Рашидаддин пишет об этом: «Так как пройти через Дербент невозможно, они послали ширваншаху сказать: «Ты пришли несколько человек, чтобы мы заключили мир». Ширваншах послал 10 человек из вельмож своего народа; одного из них монголы убили, а другим сказали: «Если вы покажете путь через Дербент, мы вас пощадим, в противном случае мы вас тоже убьем!» Они из страха за свою жизнь указали путь и те прошли».
Таким образом, монголы не захватили, вернее, не смогли захватить город–крепость Дербент, обошли его и двинулись дальше. Теперь уже путь их лежал не по равнине (то есть не по берегу Каспийского моря), а по неприступным горным тропинкам, преодолевая пропасти и горные вершины. Так, по внутренним районам Дагестана, преодолевая сопротивление местного населения (авторы называют их здесь общим названием лакзы), монголы прорвались на Северный Кавказ, на земли алан (предков современных осетин). Как пишет историк того времени, «пройдя Дербент Ширвана, татары вступили в области, в которых много народностей: аланов, лакзов и несколько тюркских племен, ограбили и убили много лакзов-мусульман и неверующих и произвели резню среди встретивших их враждебно жителей тех стран и дошли до аланов, состоящих из многих народностей.» Хотя монголы прошли по внутренним районам Дагестана, укрепиться же здесь захватчикам не удалось.
Вскоре последовал еще один поход, более мощный, более длительный, более жестокий. Если первый поход монгольских войск на Кавказ носил разведывательный характер, то второй поход, начавшийся в 1231 г., ставил целью прочно укрепиться здесь.
Завоевание Северного Кавказа началось одновременно с завоеванием других земель. Как известно, многочисленная монгольская армия разгромила в течение 1236—1239 гг. кипчаков, ворвалась в русские земли, захватила Рязань, Коломну, Москву, Владимир, Киев.
Одновременно монголы были заняты захватом на Северо-Восточном и Центральном Кавказе. В 1237—1238 гг. были захвачены земли адыгов, алан, было совершено вторжение в Крым.
В такой сложной обстановке монгольские отряды завоевали Азербайджан и ворвались на земли Дагестана. В 1239 г. был захвачен город Дербент и частично разрушен. Город почти обезлюдел, многие жители бежали в горы. Даже примерно через сто лет после указанных событий о Дербенте писали, что это маленький, малонаселенный, незначительный городок.
Обосновавшись в Дербенте, монголы решили продолжить захваты, подчинить все внутренние районы Дагестана и таким образом обеспечить полное господство в равнинных и предгорных районах. Момент для вторжения в горные районы был избран весьма удачный для монголов и тяжелый для народов Дагестана. В это время дагестанские правители не нашли между собой общего языка, не смогли объединиться. Они ссорились и нападали друг на друга, стараясь усилиться за счет соседей. Некоторые из них открыто перешли на сторону монголов. Все это облегчало врагам новые захваты. Часть монгольских войск вышла из Дербента и направилась в глубь гор, в сторону старинного аула Рича. Это был крупный и многолюдный аул, соседи, часто называли его городом. Войска сначала двигались по ровной местности, все было спокойно, вот конница легко преодолела одну реку, подошла к другой. Воды было мало, потому что стояла уже глубокая осень. Войска направились вверх по течению, На пути их встало селение Хив, но сопротивление жителей было сломлено, а селение разрушено. Чем дальше, тем труднее идти. Теперь врагу уже приходилось двигаться по узкому ущелью. Когда прошли несколько десятков километров, теснина вдруг расступилась — впереди лежало ровное поле, а слева, на самой вершине горы, перед врагом предстал аул Рича. Жители его заранее подготовились к сражению, к ним на помощь пришли многие другие аулы.
Наступило утро 20 октября 1239 года. Монголы начали наступление, но атака была отбита. Так день за днем одна атака проваливалась за другой. Уже 25 дней топчется враг под аулом, но взять его не может. Наконец силы защитников иссякли, врагам удалось ворваться в аул. Бои идут за каждую улицу, за каждый дом. Весь аул горит, погибло почти все население в нем, только последняя горстка храбрецов отступила к мечети и укрылась за ее стенами. Но это не спасло их. Мечеть была разрушена, прекрасные деревянные столбы и крыша сгорели, защитники все убиты. Обезлюдел, опустел и лежит в развалинах аул. Враги торжествуют победу. Теперь путь монгольских войск идет дальше на запад, к аулу Чираг. Чирагцы встретили врага с оружием в руках, но не смогли долго защищать родной аул. Много чирагцев сложили свои головы. Монголы хотели двинуться дальше, на Кумух, столицу одного из дагестанских владений, но дорога туда была уже закрыта. Стоял конец ноября, а впереди — высокий горный перевал, который зимой становится непроходимым.
Когда наступила весна 1240 года, монголы двинулись на Кумух, мимо Хосреха и Кули, вверх по течению реки Кули. В конце марта войска подошли к Кумуху и окружили его со всех сторон. Защита Кумуха — одна из героических страниц в жизни лакского народа. Правитель Кумуха собрал большое войско, несколько тысяч человек. К бою готовились все, кто был способен носить оружие. Завязалась ожесточенная битва. В горячих схватках погибли сотни воинов с обеих сторон. Монголы были вне себя от ярости, они грабили соседние аулы, сжигали их, но сломить сопротивление кумухцев им не удавалось. Монголы провели под стенами Кумуха весну и лето. Но какие только хитрости они не шли, но Кумух остался неприступным. В страшных сражениях защитники потеряли несколько тысяч воинов, почти все войско. Силы их таяли с каждым днем. Когда осталось чуть больше одной тысячи ослабших, уставших и раненых воинов, аул уже не мог больше противостоять натиску враги. Последние бои шли в крепости, которая находилась на горе, возвышающейся над аулом. 70 молодых защитников аула решили дать последний бой. Ни крепкие стены крепости, ни башни ее не спасли отряд отчаянных храбрецов. Все они нашли смерть под развалинами крепости. Это было в сентябре 1240 года.