Смекни!
smekni.com

Казанский Государственный медицинский институт в годы Великой Отечественной войны (стр. 1 из 3)

Казанский Государственный Медицинский Университет

Реферат

Тема: Казанский Государственный Медицинский Институт в годы Отечественной войны

выполнила: Зайнутдинова Диляра,

студентка группы 4102 стоматологического факультета КГМУ.

Научный руководитель:

к. и. н. Фасхутдинова Е. Н.

2010 г.

Оглавление

Казанский государственный медицинский институт в годы великой отечественной войны

Казанский медицинский институт в годы великой отечественной войны

Научно-исследовательская работа в КГМИ

Использованная литература


Казанский государственный медицинский институт в годы великой отечественной войны

Проанализированы мероприятия в Казанском государственном медицинском институте в 1941 - 1945 гг. по увеличению выпуска специалистов, активизации научных исследований, оказанию специализированной медицинской помощи раненым военнослужащим, предупреждению и лечению больных в тылу, всесторонней помощи армии. Казанская медицина дала фронтовым хирургам местную анестезию раствором новокаина и масляно-бальзамическую эмульсию для лечения ран.

Мировая история не знает более тяжёлых испытаний, чем те, которые выпали на долю нашего народа в Великой Отечественной войне. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) в трудные годы стала одной из крупнейших тыловых баз по оказанию помощи раненым, восстановлению их здоровья. Почти в полном составе в ТАССР были эвакуированы наркомздравы СССР и РСФСР, а также 42 медицинских вуза из разных городов Советского Союза - Минска, Витебска, Смоленска, Киева, Ленинграда, Москвы и др. Таким образом, Казань в годы войны была однимиз крупнейших медицинских центров нашей страны. Казанский медицинский институт под руководством назначенного незадолго до начала Великой Отечественной войны (24 мая 1941 г.) директора С.В. Курашова перестроил учебную, научную, лечебную и воспитательную работу на военный режим, обеспечив решение оборонных задач, бесперебойную подготовку врачей и практическую помощь органам здравоохранения [4]. С первых дней войны были срочно пересмотрены учебные программы, ускорены обучение и выпуск врачей, готовых к работе в военных условиях. Учебный год начался 1 августа. Студентам приходилось переносить все тяготы военного времени: после 8-часовых занятий они шли в эвакогоспитали и помогали раненым, работали санитарами, медицинскими сестрами и фельдшерами, там же проходили производственную практику. Кроме того, вместе с преподавателями студентов часто призывали к работам оборонного характера - они рыли окопы и рвы в нескольких километрах от города, учились устраивать землянки, разворачивать медицинские пункты, выносить раненых с поля боя и сутками стоять у операционных и перевязочных столов, работая при свете коптилок и ураганным огнем противника. Спасая раненых и больных, они с благодарностью вспоминали своих преподавателей, передавших им свой богатый опыт. Часто, отложив медицинские инструменты, они защищали раненых с оружием в руках.

Преподавание велось в сложных условиях дефицита кадров: с каждой кафедры института было мобилизовано в армию от 2 до 9 преподавателей - всего более 100 человек, в том числе доценты, ассистенты, аспиранты и ординаторы. В лабораториях кафедры биохимии было так холодно, что замерзали реактивы в бюретках. Места преподавателей, мобилизованных в армию, замещались практическими врачами или эвакуированными учеными. Например, кафедру кожно-венерических болезней возглавляла член-корреспондент АН СССР, проф.О.Н. Подвысоцкая. Лекции по общей хирургии читал военный врач В.Н. Шубин, практические занятия проводились Л.С. Любимовой и В.Н. Голубевой.

Молодых врачей готовили прежде всего для работы на фронте. Всего за годы Великой Отечественной войны институт подготовил 7 выпусков врачей, в частности в 1941 г. - 3 (из них 2 досрочных) числом свыше 900 врачей, из которых более половины были мобилизованы в армию [6, 7]. Кроме того, за годы войны в республике было обучено около 3,5 тысячи медсестер и свыше 3 тысяч сандружинниц. На территории ТАССР была развернута мощная сеть эвакогоспиталей. Только в 1941-1942 гг. в Казани было организовано 45 госпиталей, в которых раньше размещались институты, школы, клиники медицинского института и ГИДУВа, больницы, студенческие общежития, гостиницы, клубы и другие здания [10, 11]. В Казанском военном госпитале - старейшем лечебном учреждении страны - в военные годы работали врачами в последующем профессора и доценты КГМИ и ГИДУВа М.Х. Файзуллин, В.В. Громов, К.А. Маянская, Н.И. Любина, В.М. Осиповский, Г.А. Башкирев, В.В. Грубер. Врачами госпиталя в послевоенном периоде закончены и защищены 3 докторские и 4 кандидатские диссертации, опубликовано свыше 90 научных работ. Но главный результат работы госпиталя - это возвращение в строй 80,4% раненых и больных. В 1941-1945 гг. здесь получили помощь 32384 человека, выполнено 13 тысяч операций. Постоянными консультантами в годы войны и в послевоенное время в госпитале были профессора Л.М. Рахлин, И.В. Домрачев, Н.В. Соколов, Л.И. Шулутко, В.В. Громов, Д.Е. Гольдштейн, С.М. Алексеев [1, 3].

В эвакогоспитали Казани перенесли работу клинических кафедр, и часть преподавателей института стали их сотрудниками [10, 11]. Среди них были опытные специалисты хирурги, заведующие кафедрами факультетской и госпитальнойхирургии педиатрического факультетаИ.В. Домрачев, общей хирургии Б.Г. Герцберг, госпитальной хирургии Н.В. Соколов, факультетской хирургии С.М. Алексеев, топографической анатомии и оперативной хирургии И.Ф. Харитонов.

Казанская медицина вошла в историюВеликой Отечественной войны методом местной инфильтрационной анестезии новокаином, разработанным А.В. Вишневским.80% оперативных вмешательств на фронте выполнялось этим методом, и выпускники Казанского мединститута повсюду его внедряли. Столь же успешно применялись масляно-бальзамическая эмульсия при лечении ран и различные виды новокаиновых блокад (вагосимпатическая, паранефральная, пресакральная), которые служили не только для профилактики, но и для лечения шока [3, 9].

В годы войны казанскими хирургами было сделано неимоверное количество сложнейших операций, спасших жизнь сотням тысяч раненых. Только за 1941-1943 гг. коллективом кафедры госпитальной хирургии (зав. - проф. Н.В. Соколов) было проведено свыше 6600 операций и лечение более 9 тысяч больных. Большие успехи были достигнуты в области пластической хирургии. Е.А. Домрачева смогла в буквальном смысле сохранить лицо многим нашим воинам, изуродованным тяжелыми ранениями. Ее операции с применением филатовского стебля были уникальны и опередили развитие мировой пластической хирургии на 20 лет [2]. Напряженную работу в терапевтических отделениях возглавляли заведующие кафедрами пропедевтики внутренних болезней, госпитальной терапии А.Г. Терегулов, факультетской терапии З.И. Малкин, нервных болезней Л.И. Омороков, психиатрии М.П. Андреев, рентгенологии М.И. Гольд штейн, фтизиатрии Б.Л. Мазур, детских инфекций А.Ф. Агафонов, являвшийся директором Центрального педиатрического института РСФСР, инфекционных болезней Б.А. Вольтер, офтальмологии В.Е. Адамюк и А.И. Мурзин, отоларингологии Н.Н. Лозанов и др.

Большую практическую и консультативную помощь госпиталям оказывали заслуженный деятель науки РСФСР, проф. А.В. Вишневский, главный терапевт отдела эвакогоспиталей Татнаркомздрава проф.В.И. Катеров, главный хирург проф.Л.И. Шулутко. Профессора и преподаватели медицинских вузов выдвигались на руководящие должности: профессора А.Ф. Агафонов и Т.Д. Эпштейн работали заместителями наркома здравоохранения Татарии, доцент Д.Е. Потехин - заведующим горздравотделом Казани, Ф.Ф. Муртази - заведующим здравотделом Свердловского района Казани, доценты В.Н. Мурат и М.А. Ерзин, ассистенты Н.И. Попков и В.П. Андреев - начальниками эвакогоспиталей или их отделений. Сотрудников института неоднократно направляли для оказания консультативной помощи врачам и больным периферийных госпиталей, для ликвидации возникавших очагов инфекции, в комиссии военкоматов, на донорские пункты, хозяйственные и оборонные работы [4].

Несмотря на трудности военного времени, в институте продолжалась научная работа. Изменилось только направление исследований кафедр - почти вся тематика стала военной или оборонной. Работали фактически все хирургические и терапевтические кафедры, клиники нервных, глазных и ЛОР-болезней, ряд теоретических кафедр (биологии, биохимии, гистологии, нормальной и патологической физиологии и др.) [2]. В госпиталях,институтах, лабораториях изучали характер военно-травматических повреждений, изыскивались новые, более совершенные методы их лечения, реабилитации раненых и больных, возвращение их в строй. Уже к концу 1941 г. были внедрены в практику результаты таких важных исследований, как применение витамина В при лечении длительно незаживающих язв и ранений (Малкин '84‰{З.И., Сечень Е. Б.), лечение легочных нагноений (Горяев Н.К., Терегулов А.Г., Вольтер Б.А., Катеров В. И.), ампула для переливания, хранения и транспортировки крови (Вяселев Р.А., Казаков К. С.). Профессорами Л.И. Шулутко и Б.Л. Мазуром, врачом Л.А. Тарасовой были получены хорошие результаты при лечении бактериофагами поврежденных мягких тканей. Профессор Н.В. Соколов и доцент П.В. Гулевич разработали метод лечения ожогов риванолом. Профессор Л.И. Омороков выявил эффективность лечения гнойных ран распылением белого стрептоцида. Профессор М.И. Гольдштейн с успехом применял рентгенотерапию при ранениях мягких тканей в случаях длительного заживления. На кафедрах физиологии, гистологии и нервных болезней комплексно изучался вопрос о функциональной ценности регенерации нервного ствола при его сшивании различными способами. Профессор А.И. Лаббок и ассистент Я.М. Криницкий разработали метод наложения шва на переднюю стенку кишечника при создании анастомоза при ранениях органов брюшной полости.