Смекни!
smekni.com

Предпринимательство в средневековой Руси (стр. 3 из 7)

Глава 3. Российское предпринимательство в эпоху укрепления централизованного государства

§1. Укрепление Москвы. Появление мануфактур

Укрепление Москвы, стоявшей в узловом пункте русской торговли, где проходили речные пути, связывавшие бассейны Волги, Оки, других, более мелких, рек, во многом происходило благодаря рачительной, практичной политике московских князей. Иван Данилович Калита ("калита" - кожаный кошель с деньгами) стал примером для последующих поколений московских князей-собирателей. Они смогли не только заполучить право на сбор ясака - дани для Орды, но и завоевали великокняжеский престол. Формирование централизованного государства требовало надежных источников для пополнения казны. В то время их было не так много - торговля и налоги на торговлю и ремесло. Отсюда происходит прямая заинтересованность великокняжеской власти в расширении хозяйственной деятельности и торговли, особенно внешней. Присоединение Иваном III Новгорода к Москве подорвало монополию Новгорода на торговлю со странами Европы и ликвидировало экономическое давление Ганзейского союза на русское купечество. Проявлявшиеся недовольства новгородцев против власти Москвы завершились карательной экспедицией, в ходе которой 150 бояр были казнены, 50 богатейших новгородских купцов с семьями были переселены во Владимир, около 10 тысяч зажиточных семей высланы в Нижний Новгород и другие города близ Москвы.

Централизация и репрессивные меры первых московских государей против Новгорода, Твери, Торжка и других городов нанесли серьезный урон представителям купечества, которых грабили "государевы слуги". С другой стороны, более сильное государство своим авторитетом обеспечивало поддержку купцам, торговавшим с заграницей. Это касалось гостей-сурожан, которые формировали караваны и везли товары из Крыма в Москву и обратно. Именно в их среде впервые появилось складничество, когда от трех до пяти человек объединяли свои капиталы для закупа товаров. Кто-то из них привозил товары из Крыма, другие в это время торговали ими в Москве или в других городах Московского государства. В торговле с южными и восточными странами были заняты люди самого разного достатка. Одни закупали товар на несколько десятков рублей, у других оборотный капитал исчислялся тысячами. Кто-то вообще брал чужие деньги в кредит, как, например, знаменитый своим беспримерным путешествием "за три моря" в Индию тверской купец Афанасий Никитин. Среди наиболее зажиточных купцов-сурожан XV в. встречаются фамилии Ховриных, Шиховых, Бобыниных, Ермолиных. Купцы в России не только торговали, но и занимались организацией производства в реальном секторе экономики. Например, подобия рассеянной мануфактуры, когда предприниматели распределяли заказ производителям-надомникам, получая в итоге готовый товар (так, в одних домах лен мяли, чесали, в других пряли пряжу, в третьих ткали, в четвертых белили и красили, выдавая заказчику готовое к продаже полотно), появились в Новгороде еще в XIV в., примерно в одно время с шерстяными мануфактурами Франции. Некоторые из них приобретали земельные вотчины, строили в Москве кирпичные сооружения, храмы. Наряду с расширением торговли, московские государи уделяли внимание производственным проблемам. Для решения государственных задач (вооружение войска, удовлетворение потребностей двора, чеканка денег и др.) требовались новые предприятия. Мелкое ремесленное производство уже не могло удовлетворить спрос на такую продукцию. Нехватка крупных частных капиталов и их сосредоточение преимущественно в сфере обращения побуждали правительство активно включаться в производственную деятельность, организовывая казенные мануфактуры. (Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручном ремесленном производстве.)

В 1479г. в Москве был построен литейный Пушечный двор, на котором к середине XVII в. работало свыше 100 человек и отливалось ежегодно до 200 пушек. Это была мануфактура, использовавшая четыре группы квалифицированных рабочих и несколько групп подсобных рабочих. Были созданы также Печатный, Хамовный и Монетный дворы, Оружейная палата, изготовлявшая мушкеты, карабины, пистолеты, Серебряная палата, кирпичные заводы, типография. На Монетном дворе, основанном в 1654г., было занято более 500 человек Подобного рода казенные предприятия, работавшие для удовлетворения дворцовых потребностей, были распространены и в странах Западной Европы (мануфактуры Генриха Бурбона и Кольбера во Франции, елизаветинские мануфактуры в Англии). Нужды двора обслуживали дворцовые мануфактуры. Как и в Западной Европе, эти предприятия производили предметы роскоши: бархат, тонкое полотно, тонкой выделки кожу - сафьян, стекло и др. Уровень мастерства работников таких мануфактур был очень высок. Но это было производство не на рынок, а исключительно на заказ царского двора, и поэтому оно не могло способствовать развитию рыночных отношений. Частное предпринимательство было тесно связано с государством. При этом государство охотно обращалось к иностранному опыту. Приглашали иностранных мастеров, которые на средства казны налаживали производство товаров государственного спроса. Еще Иван Грозный дал разрешение англичанам искать руду и строить завод на Вычегде. Условиями соглашения было обучение русских людей металлургическому делу, обязательство продажи казне железа по твердой цене, хотя разрешался и вывоз металла в Англию с уплатой пошлины.

Принявший русское подданство голландец Андрей Денисович Виниус, занимавшийся вначале хлебной торговлей на архангельском севере, получил ссуду на строительство железоделательных и чугунолитейных заводов. В 1632г. он основал Тульский железоделательный завод, к 1637г. - еще два завода, образовавшие единый комплекс. Оружие и пушки Виниус поставлял в казну, а прочие товары имел право продавать. Дело его продолжил Петр Гаврилович Марселис, который совместно с Ф. Акемой продолжил строительство тульских заводов и, кроме того, построил 4 завода в Кашире. Марселис получил в 1644г. жалованные грамоты на организацию железоделательных заводов на реках Ваге, Костроме, Шексне, в 1665г. - на разработку медных руд в Олонецком крае. В 1646г. за успехи в металлургии Виниус был возведен во дворянство.

Постройка иностранцами частных железоделательных заводов стала первым важным шагом на пути создания крупного промышленного производства. На этих заводах применялись простейшие механизмы, вододействующие установки. Рабочая сила вербовалась в основном по найму, хотя также "по государеву указу" привлекались ремесленники дворцовых слобод. Рабочие получали жалованье денежное и продуктами. Подати, приходившиеся на работников мануфактур, предприятие уплачивало готовой продукцией - железом и оружием. Новые экономические процессы находили отражение в натуральном хозяйстве вотчин, где стали складываться предпосылки рыночных отношений. Выросшие на базе крестьянских промыслов вотчинные мануфактуры, первоначально обслуживавшие внутренние потребности хозяйства, приобретали в ряде случаев значительные масштабы. Это позволяло им выходить на уровень регионального и даже национального рынка. Известны многочисленные предприятия боярина Б.И. Морозова, располагавшиеся в основном близ Нижнего Новгорода: железоделательные, поташные, винокуренные, кожевенные, кирпичные. Подобные производства были заведены многими представителями аристократии: Милославскими, Черкасскими, Трубецкими, Одоевскими. На этих предприятиях использовался труд крепостных. Дешевая рабочая сила повышала прибыльность, но одновременно тормозила совершенствование производственного процесса. Вместе с тем в середине XVII в. крепостные крестьяне стали уходить в отход и работать по найму. Это стало результатом распространения денежной ренты в процессе развития рыночных отношений и повышения потребности крепостников в денежных средствах. Развитие мелкотоварного производства выдвигало из среды мастеровых удачливых ремесленников, ставших впоследствии владельцами крупных промышленных предприятий. Значительное число крупных заводчиков вышло из среды мелких промышленников Тулы, Ярославля, Вологды и других городов.