Смекни!
smekni.com

Экономическое и военно-политическое сотрудничество СССР и Анголы в 80-е годы (стр. 3 из 7)

Активизировавшаяся в условиях научно-технической революции интернационализации производства и обмена способствуют более быстрому вызреванию материальных предпосылок социализма во всемирном масштабе. С другой стороны, эта интернационализация сопровождается развитием многонациональных корпораций, представляющих собой наиболее агрессивную реакционную силу. Как правило, они являются составной частью раковой опухли современного капиталистического мира – военно-промышленных комплексов. Капитализм с его частнособственническим отношениями тормозит решение возникших мировых проблем, хотя технические условия для их решения созрели.

Успешно проходила деколонизация Анголы, возглавленная патриотической организацией МПЛА. Началось формирование новых органов власти, подразделений национальной армии, массовых организаций. Однако в стране началась гражданская война, провоцируемая империалистами, в которой ударными силами против МПЛА выступили ФНЛА и УНИТА.

Империалисты и расисты, разжигая войну против молодого государства, прикрывались демагогической фразеологией о «единстве национальных сил», «О коалиционном правительстве» и т.д. Не все африканские деятели сразу разобрались в этой демагогии. Многие искренне заблуждались.

Социалистические страны и прогрессивные государства Африки пришли на помощь ангольскому народу. «Народное сопротивление, руководимое МПЛА, своевременная помощь, оказанная социалистическими и прогрессивными странами, в особенности Советским Союзом и Кубой,-писала газета «Юманите», - не позволила Претории «проглотить» Анголу. Так считали и писали советские политологи и коммунистические СМИ в ту пору. Так что же «притягивало» сверхдержавы и их союзников в этом регионе?

Во-первых, Ангола – аграрная страна со сравнительно развитой по африканским масштабам промышленностью, основой которой являются нефтяная и горнодобывающая отрасли.

Во-вторых, алмазы после нефти являются первым по значимости источником валютных поступлений в казну государства.

В-третьих, по запасам полезных ископаемых Ангола – одно из богатейших государств Африки. В стране добывается нефть (общие запасы – 1,6 млрд.т., промышленные – 420 млн.т.), газ, алмазы (300-350 млн.карат), имеются месторождения железной (0,2-0,5 млрд.т.), медной (125-280 млн.т.) руд, фосфоритов (60-150 млн.т.), кварца (800-1000 млн.т.), гранита (1200 млн.т.), флюиритов, золота, серебра, редкоземельных элементов, гипса, каолина, сырья для производства цемента. Ангола обладает также значительными гидроэнергетическими ресурсами.

В-четвертых, военно-морские базы Анголы поступили в распоряжение советской оперативной эскадры, аэродромы были предоставлены для посадок нашей стратегической, разведывательной, транспортной и противолодочной авиации. А для создания национальных ВС в эту страну направлены тысячи военных советников.

В-пятых, руководство СССР, не считаясь со средствами, стремилось превратить Анголу в эталон африканского социалистического государства, целиком и полностью ориентирующегося на Советский Союз.

Имея богатейшие ресурсы, Ангола не могла не представлять интерес других государств, тем более интегрирующимся по политическим блокам, и стремительно развивающие собственные экономические, военно-политические выгоды. Военное противостояние в Анголе, длившееся почти тридцать лет, завершилось. Но, несмотря на прошедшие годы, тема войны в этой далекой африканской стране и участия в ней наших военнослужащих продолжает оставаться в центре внимания. Председатель Союза ветеранов Анголы, региональной общественной организации (РОО), объединяющей участников оказания интернациональной помощи Республике Ангола, полковник Вадим Сагачко свидетельствует: «Масштабы нашего вовлечения в ангольский конфликт как советского, так и российского периода – до сих пор тайна за семью печатями. Как и точные данные о погибших в этой войне».

Только за период официального военного сотрудничества СССР с Анголой с 1975 по 1991 год в этой африканской стране с целью оказания помощи в строительстве национальной армии побывали около 11 тысяч советских военнослужащих: из них 107 генералов и адмиралов, 7211 офицеров, более 3,5 тысячи прапорщиков, мичманов, рядовых, а также рабочих и служащих СА и ВМФ, не считая членов семей советских военнослужащих. Кроме того, в этот период у берегов Анголы несли боевую службу тысячи советских военных моряков, в том числе и морских пехотинцев, которые находились на борту заходивших в порты Анголы боевых кораблей. А были еще летчики, врачи, рыбаки, специалисты по сельскому хозяйству. Всего, по подсчетам Союза ветеранов Анголы, через эту страну прошли не менее 50 тыс. советских граждан.

Официально опубликованные цифры советских потерь в Анголе меньше афганских или корейских. В Афгане армия, КГБ и МВД СССР потеряли 14 433 человека и 287 военнослужащих считались пропавшими без вести, а война в Корее, по официальным данным, унесла жизни 142 офицеров и 133 человек рядового и сержантского состава. В Эфиопии, например, по официальным данным, погибли 79 советских военнослужащих, а во Вьетнаме – 16 человек.

Считается, что в Анголе в период с 1975 по 1991 год в ходе боевых действий погибли и умерли 54 советских гражданина, в том числе 45 офицеров, 5 прапорщиков, 2 солдата срочной службы и двое служащих. За этот период были ранены 10 человек. Однако приведенные цифры - это официальные данные. Они не учитывают интенсивность боевых действий и степень вовлеченности в них советских советников и специалистов, а также потери гражданских специалистов. Они также гибли и попадали в плен наряду с военными – ангольская война не щадила никого. Тем более что многие раненые и погибшие в той войне оформлялись как «умершие от естественных причин» либо «заболевшие тропическими болезнями». Поэтому Вадим Сагачко уверенно заявляет: «Есть основания считать, что погибших советских граждан в тот период в Анголе было гораздо больше». Сколько? Это еще предстоит выяснить, так как архивы по военно-политическому сотрудничеству с Анголой до сих пор засекречены.

В Анголу широким потоком пошла советская военная помощь. Так в Анголу с принятием независимости 11 ноября 1975 г, из СССР прибыло 27 крупнотоннажных транспортов из СССР и Кубы с боевой техникой, автомобилями, оружием и боеприпасами. Также оружие и боеприпасы поставляли Югославия, ГДР, Алжир.

До апреля 1976 года в МПЛА из СССР поставлено: 30 вертолетов МИ-8, 10 истребителей МиГ – 17 и МиГ -19, 70 танков Т-34, 200 танков Т-54, 50 плавающих танков ПТ-76, более 300 БТР – 152, БТР-60 ПБ, БМП -1 и БРДМ, около 100 установок залпового огня БМ-21 и БМ-14, отправлены 122 мм артиллерийские системы Д-30, минометы, зенитные установки ЗИС-3-76, ЗПУ-1, ЗУ-23-4, ЗУ-23-2, ПЗРК «Стрела-2» и современное стрелковое оружие.

ЮАР сосредоточил на границе с Анголой 101 «черный» батальон, батальон «Буффало», 61 механизированную бригаду ВС ЮАР. На границе с Анголой насчитывались около 20000 солдат иофицеров, до 150 танков и БТР, 400 артиллерийских орудий, 80 современных боевых и транспортных самолетов и вертолетов.

В «Битве за Куиту-Куанавале» (получивший кодовое название «Модулар» в ЮАР), было уничтожено около 1400 унитовцев, захвачено более 1380 единиц артиллерийского и стрелкового оружия, сбито около 40 самолетов и вертолетов ВВС ЮАР. О масштабе боевых действий говорит тот факт, что ангольские и кубинские ВВС с августа 1987 г. по май 1988 г. совершили 2950 боевых вылетов с аэродромов Куиту-Куанавале и Менонге. Около 1100 из них пришлось на выполнение боевых задач по нанесению ракетно-бомбовых ударов по наземным войскам, в ходе которых были уничтожены сотни унитовских и южноафриканских солдат и офицеров, а также десятки единиц боевой техники.

Согласно данным ЮАР, самолеты ВВС ЮАР «Мираж F-1AZ» и «Буканир» совершили около 700 самолето-вылетов и сбросили на позиции ангольских и кубинских ВС 3068 бомб: 1 658 250 кг осколочных, 872 250 кг фугасных, 433 120 кг осколочных и 105 120 кг фугасных авиабомб.

В 70-80 гг. в «битве за секретами» Ангола занимала особое место. Советским военным советникам и военному атташе нередко удавалось отслеживать к противоборствующей стороны новых образцов оружия и боевой техники. Эти трофеи отправлялись в Москву и тщательно изучались.

Причем среди захваченных образцов оказалось оружие не только западного производства. Например, в 1979 году, в одном из боев в 200 км от Луанды был захвачен китайский танк Т-59. Участник операции советский военный специалист капитан Владимир Заяц был награжден медалью «За боевые заслуги». Лидер УНИТА Жонас Свамиби первый из лидеров повстанческих движений имел на вооружении американский ПЗРК «Стингер». Приказом главного военного советника в Анголе генерал-лейтенанта Г. Петровского в начале 80-х годов был создан оперативный штаб для руководства поиском и захватом образцов этого комплекса. В войска ФАПЛА была отправлена секретная директива с указанием оказывать советским специалистам "любую помощь" в захвате комплекса либо его составляющих. Однако Генштаб ФАПЛА не разрешил самостоятельно действовать в опрерации по захвату этого новейшего комплекса. Поиск и захват «Стингера» осуществляли кубинские и ангольские военные. В 1982 г были захвачены несколько новейших ПЗРК «СТИНГЕР ПОСТ». Образец нового американского ПЗРК стал настоящим подарком для советских летчиков в Афганистане. Его изучение позволило принять адекватные меры по снижению потерь авиации ОКСВ в ДРА.

Советские военные советники отслеживали и передавали в Генштаб ВС СССР также информацию о новых типах и видах оружия, применяемых южноафриканскими войсками в Анголе. Так, в 1987 году южноафриканские ВВС впервые в своей практике стали использовать так называемые умные бомбы. Широко применяли южноафриканцы и оригинальные шариковые бомбы. Их убойная сила на порядок превосходила стандартную бомбу ?Mк-81. В 120-килограммовой кассете заключалось 19 тысяч стальных шариков диаметром 8,5 мм, занимавших пространство между внутренней и внешней фиберглассовыми оболочками. При подрыве одной такой бомбы накрывался участок 40 на 70 метров. Впервые это смертоносное оружие было использовано в 1985 году против двух бригад ФАПЛА и советских советников на берегу Ломбы.