Правительство считало, что брожение 20-х гг. происходило от поверхностного воспитания и вольнодумства, заимствованного из иностранных учений, поэтому следовало обратить внимание на «воспитание» молодого поколения, дать силу в воспитании «истинно русским началам» и удалять из него всё, что бы им противоречило. На этих же началах должна была основываться и вся государственная и общественная жизнь. К таким исконным началам русской жизни, по мнению идеолога николаевского царствования министра народного просвещения и духовных дел С.С. Уварова, относились «православие самодержавие, народность», которые были положены в основу так называемой теории «официальной народности», ставшей идейным выражением охранительного направления. Но главные положения вышеназванной теории были сформулированы в 1811 г. историком Н.М. Карамзиным в его «Записке о древней и новой России». Эти идеи вошли в коронационный Анифест императора Николая I и последующее законодательство, обосновав необходимость для Российского государства самодержавной формы правления и крепостнических порядков, а добавлением С.Уварова было понятие «народность»11. Провозглашённую триаду он считал «залогом силы и величия» Российской империи. Понятие «народность» рассматривалось С. Уваровым как самобытная черта русского народа, как исконная приверженность к царскому самодержавию и крепостному праву. Сущность уваровского представления о русской жизни состояла в том, что Россия – совершенно особое государство и особая национальность, непохожая на государства и национальности Европы. На этом основании она отличается всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней невозможно приложить требования и стремления европейской жизни.
Россия имеет свои особые учреждения, с древней верой, она сохранила патриархальные добродетели, мало известные народам Запада. Прежде всего, это касалось народного благочестия, полного доверия народа к властям и повиновения, простоты нравов и потребностей. Крепостное право сохранило в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, и положение русского крестьянина лучше положения западного рабочего. Уваров полагал, что главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию.
«Устойчивая» крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу: «там» – мятежи и революции, «здесь»- порядок и покой. Этими идеями должны были руководствоваться литераторы, историки, воспитатели.
Уваровское виденье политической системы было довольно своеобразным.
Уваров стремился соединить усвоение Россией европейской системы образования с сохранением собственной традиционной социально–политической системы. “Во всем пространстве государственного хозяйства и сельского домоводства, – заявлял он, – необходимы: русская система и европейское образование; система русская – ибо то только полезно и плодовито, что согласно с настоящим положением вещей, с духом народа, с его нуждами, с его политическим правом; образование европейское, ибо больше как когда-нибудь мы обязаны вглядываться в то, что происходит вне пределов отечества, вглядываться не для слепого подражания или безрассудной зависти, но для исцеления собственных предрассудков и для узнания лучшего”12.
министр просвещение уваров
Примечания
1. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 328
2. Фомин Г.Ю. История России. М.: Просвещение, 1985. С. 240
3. Там же. С. 255
4. Там же. С. 256
5. Попов М.К. История России. М.: Просвещение, 1968. С. 371
6. Там же. С. 273
7. Жуков Л.И. История России. М.: Высшая школа, 1997. С. 213
8. Шелохаев В.В. Вопросы истории. М.: Дом печати, 1998. С. 294
9. Кириллов В.В. Указ. соч. С. 333
10. Фомин Г.Ю. Указ. соч. С.273
11. Амирков С.Н. История моего государства. М.: Высшая школа, 1998. С. 419
12. Там же. С. 425
Список литературы
1. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт-Издат, 2005. 650 с.
2. Шелохаев В.В. Вопросы истории. М.: Дом печати, 1998. 348 с.
3. Попов М.К. История России. М.: Просвещение, 1968. 430 с.
4. Амирков С.Н. История моего государства. М.: Высшая школа, 1998. 510с.
5. Фомин Г.Ю. История России. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
6. Жуков Л.И. История России. М.: Высшая школа, 1997. 457 с.