Таким образом, со дня своего образования и до сегодняшнего масонство изменялось постоянно. Своими действиями и идеями оно влияло на политическое движение, привлекая к себе образованных и интеллигентных людей.
Но единства в масонстве, как такового не было. Даже в пределах одной страны братья входили в ложи различных центров, которые не всегда поддерживали дружеские отношения.
В декабре 1965 года на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Ей предшествовали тайные совещания с обсуждениями и спорами. Взывание на демонстрации к совести есть не что иное, как масонское эхо. Масонские ложи стремились расширить сферу своего влияния в государстве. В их союзы, что было немаловажно, входили и люди находящиеся на руководящих постах. Но разобщенность внутри лож сыграла свою отрицательную роль и в ХХ столетие масоны вошли не в единстве. Усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбу с СССР. Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать.
Заключение
Масонство проникло в Россию из Англии. Первая ложа возникла в Москве еще в царствование Алексея Михайловича. Есть мнение, что масонство в Россию ввел сам Петр 1. Масонство собрало в себя множество замечательных людей: мыслители Монтескье и Вольтер, полководцы Суворов и Кутузов, государственные деятель и писатель Грибоедов, величайший поэт – Пушкин и многие другие. Этих людей объединяла страстная вера в идеалы свободы, добра и справедливости, непоколебимости прав человека.
Цель масонства - вести человечество к достижению «золотого века», царства любви и истины.
Самой яркой личностью в масонстве XVIII столетия был Н. И. Новиков. Вначале он отнесся к масонству с недоверием, но именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям. Новикова заносят в политические консерваторы из-за его решимости действовать «внутри системы». Еще одна яркая личность – это Елагин. Он открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе и пришел к выводу, что масонство должно заключать в себе превосходное и полезное для рода человеческого.
После недолгого царствования Петра на престол в 1762 году вступила Екатерина II. Первое время к масонству она относилась терпимо. В тоталитарном обществе масонство создает свои негосударственные объединения ищущих духовного возрождения людей, постепенно подменяя ими величественные, но пустые формы. Эти две концепции человека несовместимы, чем и объясняются последовательные репрессии и разгром ордена вольных каменщиков в конце правления Екатерины.
Многие выдающиеся деятели оставили свой след в масонском движении. Одним из таких является Елагин. Он завязал отношения с Великой Лондонской ложей. Благодаря Елагину в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. Он был назначен Великим мастером Петербургской провинциальной ложи. В 1774 году Елагин открыл в Петербурге ложи.
3 сентября 1776 года состоялось соединение рейхелевских и елагинских лож, причем Елагин отказался от английской системы. В 1778 году был основан в Петербурге «Капитал Феникса», известный братьям масонам под именем Великой Национальной ложи шведской системы.
Напуганное революционным движением в Европе и крестьянскими волнениями в России, правительство Екатерины II развернуло борьбу против революционной мысли, а так же похвалы Павлу, раздававшиеся из масонского общества, усилили внимание Екатерины. В 1822-1826 годах гонения на масонов приобретают другой характер.
Русские масоны видели давно в лице Павла – «отца» своего движения. Но взгляды Павла на масонство резко изменились после Французской революции. Всеми действиями и распоряжениями Павел стремился показать, что масонство при нем ничего не достигнет. Масоны задумали устранить императора. Царствование Александра I было «золотым» веком для масонов. Они практически выходят из подполья.
После запрещения в 1822 году Александром I тайных обществ движение масонов начало возрождаться только с 1906 года. Инициатором возрождения масонства в России был депутат I Государственной думы М.М. Ковалевский. Он стремился сблизить политические группировки.
Возрождение масонства в России произошло на почве неудовлетворенности имевшимся опытом многопартийности. Принципы масонства должны были приостановить дробление сил оппозиции.
Конец 1909 года – это переломный момент в развитии масонства в России. До тех пор, пока не были «усыплены 3 ложи, возникшие под эгидой «Великого Востока Франции», движение носило обывательский характер, когда ложи вошли в объединение «Великий Восток народов России», оно политизировалось».
Роспуск прежних лож стал исходным моментом для перелома, поскольку ложи, основанные после 1909 года, и их верхушки никому не подчинялись.
Люди, вращавшиеся в ложах в то время, характеризовали отношения в них: организация не имела программы, члены ее сохраняли свободу действий, от них не требовали подчинения, не давали им директив. Кроме масонских лож этого течения, в России действовали также и другие ложи. После падения монархии и легализации политических партий масонские связи утратили прежнее значение.
Со дня своего образования и до сегодняшнего масонство изменялось постоянно, своими действиями оно влияло на политическое движение и своими идеями привлекая к себе образованных и интеллигентных людей.
Но единства в масонстве, как такового не было. Даже в пределах одной страны братья входили в ложи различных центров, которые не всегда поддерживали дружеские отношения.
В декабре 1965 года на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Ей предшествовали тайные совещания с обсуждениями и спорами. Взывание на демонстрации к совести есть не что иное, как масонское эхо. Масонские ложи стремились расширить сферу своего влияния в государстве. В их союзы, что было немаловажно, входили и люди находящиеся на руководящих постах. Но разобщенность внутри лож сыграла свою отрицательную роль и в ХХ столетие масоны вошли не в единстве. Усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбу с СССР. Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что тема масонства не разгадана до конца и, наверное, не будет разгадана никогда. Она так завуалирована, что, разгадывая одну загадку, натыкаешься еще на две. Все перемешано и переплетено: религия, политика, мистицизм, вольнодумчество.
Компоненты порой несовместимы. Может потому оно и притягивает к себе интеллигенцию, то есть – людей думающих и рассуждающих.
Видна и пассивность в действиях этой организации. Масонство дает повод для размышления, даже подсказывает методику и методы борьбы в некоторых случаях, пускает сомнения в умы людей, но дальше этого не идет. Если вследствие таких действий происходит значимое событие, то они поддерживают его. Масонство никогда не являлось ни школой, ни церковью. Оно ставило себя над культурами и философскими системами. Позволяя каждому адепту воздвигать храм собственных убеждений и стремиться к претворению их в жизнь сообразно установкам ордена.
В соответствии с идеологией ордена масоны по кирпичику должны были долго и терпеливо воздвигать на планете равномерный и справедливый для всех людей строй. Их вдохновляла этика нравственного созидания и морального самосовершенствования в масштабах универсальной триады: свободы, равенства, братства. Члены масонства и поныне именуют себя людьми доброй воли, миролюбивыми строителями грядущего справедливого устройства общества и одновременно патриотами своих отечеств, законопослушными подданными и гражданами, это подчеркивается во всех уставных документах. К высшим идеалам они шли, служа собственным народам. Их отражало стремление помогать окружающим.
Невозможно утверждать насколько сильно масонство повлияло на исторический путь развития России. Однако, несомненно, оно смогло аккумулировать в своих рядах едва ли не самых лучших представителей общественной и политической мысли. Русские масоны немало сделали для России и не признавать это, значить, не признавать сам ход истории.
Литература
1. Андреев Д.А. Эволюция политической доктрины русского масонства 1906-1917. М.: Издательство Новая Волна, 1993. 450 с.
2. Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. М.: Просвещение, 1991. 295 с.
3. Берберова Н.Н. Люди и ложи. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 400 с.
4. Боровой А.А. Современное масонство на Западе. М.: МарТ, 1922. 348с.
5. Валишевский К.Ф. Петр Великий. М.: Знание, 1908. 354 с.
6. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. на Западе. С-Пб.: Луч, 1900. 312 с.
7. Гелиос М. Символика масонства. М.: Тайное издание, 1996. 255 с.
8. Гессен И.В. В двух веках. Жизненный отчет. М.: Высшая школа, 1937. 368 с.
9. Гульбинский Н. Масонство. М.: Дом печати, 1989. 405 с.
10. Елагин И. П. Записки из архива. М.: Просвещение, 1864. 268 с.
11. Иванов И. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. М.: Второе издание, 1998. 374 с.
12. Карпачев С.П. Масонство. Минск: Харвест, 1987. 215 с.
13. Мельгунов С.П., Сидоров Н.П. Масонство. Минск: Харвест, 1998. 530 с.
14. Николаевский В.И. Русские масоны и революция. М.: Просвещение, 1990.
15. Пайс Р. Россия при старом режиме. М.: Импульс, 1993. 416 с.
16. Платонов О.А. Терновый венец России. М.: Родник, 1966. 458 с.
17. Пыпин А.Н. Масонство в России XVIII и первая часть Х1Х века. М.: Наука, 1997. 400 с.
18. Розенталь М., Юдин П. Краткий философский словарь. М.: Политическая литература, 1954. 298 с.
19. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике ХХ века. М.: РОССПЭН, 1998. 317 с.
20. Топорков И.В. Самарские масоны. М.: Информсервис, 1996. 328 с.
21. Трубецкой С.И. Учение о логосе в его истории. М.: Издательксий Дом ОНИКС, 1906. 389 с.
22. Финдель И.Г. История франкмасонства. С-Пб.: Феникс, 1874. 288 с.
23. Шелохаев В.В. Вопросы истории. М.: Дом печати, 1998. 348 с.
24. Южин-Сумбатов А.И. Воспоминания, записи, статьи. М.: Знание, 1941. 314 с.
25. Яковлев Н.Н. Рассказы о «детях вдовы». Минск: Харвест, 1983. 368 с.
масонство движение ложа