Смекни!
smekni.com

Масонство в России (стр. 6 из 10)

Не устраивал Павел и Англию, следовательно, английских масонов. Его взгляды и убеждения резко расходились с масонскими, и скрывать он это не хотел. Русские и английские масоны задумали устранить императора. Мысль о государственном перевороте была высказана вице-канцлером Паниным в беседе с английским послом в мае 1800 года52. Масоны стали всячески стремиться удалить от Павла преданных ему людей. 1 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками.

Данное печальное событие, происшедшее накануне явных разногласий масонов и Павла, повлекло различные суждения об убийцах Павла. Так как масоны были глубоко разочарованы отношением Павла к масонскому движению и их настроения были уже откровенно враждебны. Был явный повод приписать это убийство масонам.

Масонство, как политическое движение, хранило в себе очень большую движущую реакционную силу. С помощью своих рычагов – лож, они распространяли свои убеждения и мысли в народ. Резкое отношение масонов к насилию привлекало в их ряды людей, враждебно настроенных к государственному строю.

Определенная группа декабристов, причем весьма активных – П. Пестель, М. Орлов, Н. Тургенев, А. Муравьев и другие, - сохраняло до начала 1820 года интерес к масонству. Они в основном интересовались методами и приемами конспирации и передачи информации53.

1.10 Масонство при Александре I

Вначале царствования императора Александра I русские масоны различных направлений были объединены только одной мыслью: вернуть Ордену Вольных Каменщиков утраченное им в России значение.

В России сохранились, и после запретов, ложи. Эти братья выжидали благоприятных времен. Ложа «Пеликана и благотворительности» сберегла заветы шведской системы; акты братства «Злато-Розового креста» хранились у И.А. Поздеева и А.О. Лабзина, которые в последний год царствования императора Павла усиленно старался привлечь новых членов в тайно образованную им розенкрейцерскую ложу. 15 января 1800 года, в Петербурге начала работу ложа «Умирающего Сфинкса» под молотком Лабзина. В 1802 году действительный камергер А.А. Жеребцов открыл в Петербурге ложу «Соединенные друзья», по французской системе. Несколько позднее в 1803 году, стараниями тех же московских розенкрейцеров, в Москве открылась тайная ложа под председательством сенатора П.И. Голенищева-Кутузова – ложа «Нептуна». Членов ложи питали алхимическая и магическая литература. В 1805 году в Петербурге решено было придать новый блеск ложе «Пеликана и благотворительности», посвятив ее юному монарху после испрошенного разрешения. 11 октября была открыта ложа «Александра благотворительности и коронованному Пеликану». Придуман отличительный знак – серебряный Иоаннтский крест. Украшенный золотым солнечным сиянием, в центре которого коронованный пеликан, кормящий своих детенышей, помещен в прописной букве А. Во главе ложи стал И. В. Бебер, бывший секретарь Великой Национальной ложи, масон «осмотрительный, благоразумный и велико мудрый». 9 марта 1809 года была образована ложа «К мертвой голове», для овладения премудростями54.

Исследователи приходят к выводу, что царствование Александра I было «золотым» веком для масонов. Они практически выходят из подполья, привлекают в ложи политических, общественных деятелей, государственных людей, ученых, писателей. Эпоха гонений безвозвратно ушла в прошлое.

Таким образом, масонство в России квалифицировалось как «политическая организация нового типа». Цель масонства – вести человечество к достижению царства любви и истины. Будущее – это общество, построенное на любви ко всему людскому роду, чистоте души. В советской историографии обращение к истории русского масонства начала ХХ в. служит оружием в политической борьбе и именно это является источником интереса к «королевскому искусству». Масонство собрало в себя множество замечательных людей. Их объединяла страстная вера в идеалы свободы, добра и справедливости, непоколебимости прав человека.

В тоталитарном обществе масонство создает свои негосударственные объединения ищущих духовного возрождения людей, постепенно подменяя ими величественные. Эти две концепции человека несовместимы. Именно масонство создает термин «интеллигенция». Это показывает, что масонская концепция человека – это живая, развивающаяся общественная проблема.

Напуганное революционным движением в Европе и крестьянскими волнениями в России, правительство Екатерины II развернуло борьбу против революционной мысли.В 1822 году были закрыты пять лож: Елизаветы Добродетели; Трех Добродетелей; Трех Светил; Дубовой долины к верности; Орфей. Русские масоны видели давно в лице Павла – «отца» своего движения. Взгляды Павла на масонство резко изменились после Французской революции.Всеми действиями и распоряжениями Павел стремился показать, что масонство при нем ничего не достигнет.Масоны задумали устранить императора. 1 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками. В царствование Александра I масоны практически выходят из подполья.


2. Возрождение масонства в России после 1905 года

2.1 Первые масонские деятели

После запрещения в 1822 году Александром I тайных обществ русские подданные приобщились к масонству во время пребывания за границей, и только с 1906 года движение начало возрождаться в России. Масонские ложи стали воссоздаваться в условиях спада политической активности. После поражения первой русской революции все партии распались. Все это порождало потребность в новых формах связи55. Не политическая деятельность притягивала людей в масонство. Состав их лож был разнообразен: политические деятели, лица разных вероисповеданий, агностики, атеисты. Многие из членов лож были безразличны к политике. В общем и целом масонская организация была, прежде всего, местом, где могли встречаться и общаться без предвзятости, в атмосфере доверия, без подвозов обмениваться мнениями, не обходя и спорных вопросов. В итоге некоторые убеждались в возможности совместных действий в определенных областях общественной жизни. Из этого следует, что считать эти общества чисто масонскими было бы ошибкой. Но то, что масоны являлись в них ведущими, принимается без доказательств. Масонство в России квалифицировалось как «надпартийная либерально-буржуазная коалиция», «политическая организация нового типа», первоначальную доктрину которой сменила доктрина масонского заговора, осуществляющая «контрреволюционную волю» русской буржуазии56. В это время получил распространение тезис о противоположности двух этапов в развитии русского масонства – до и после 1909 года, впервые сформулированная Б.И. Николаевским: до тех пор пока не были «усыплены» ложи, возникшие под эгидой «Великого Востока Франции», движение «носило более или менее обывательский характер», тогда как на втором этапе, когда вновь созданные ложи вошли в объединение «Великий Восток народов России», оно политизировалось57. Высказывалось и другое мнение, что это был переход к политическому «квазимасонству», которое по этой причине не заслуживает внимания58.

Между тем в ложах «Великого Востока народов России» видное положение занимали те же деятели, что и в ранних ложах: Ф.А. Головин, С.Д. Урусов, В.А. Степанов и другие. Инициатором возрождения масонства в России был депутат I Государственной думы, лидер партии демократических реформ М.М. Ковалевский - его многообразная общественная деятельность всегда имела политическую окраску. Он стремился сблизить политические группировки, способные, как ему представлялось, «действовать на общей почве». Отчуждение среди них он считал скорее недоразумением, чем результатом неустранимых разногласий59.

В партию демократических реформ входил еще один видный деятель – С.Д. Урусов. По словам А.Я. Гальперна, Урусов был «душой (масонской) организации, главным ее инициатором и организатором»60. В 1905 году Урусов был привлечен С. Ю. Витте к переговорам о вхождении их в правительство61. Переговоры ни к чему не привели. В течении 4 месяцев Урусов занимал должность товарища министра при Дурново П.Н. В том же году его приняли в масонскую ложу «Возрождение», и «он с полным откровением рассказал всю свою жизнь, все пережитое им во время службы в министерстве внутренних дел, будучи товарищем министра… Он был страшно сосредоточен… И вид и голос его были удивительно искренни»62.

После этого Урусов отбыл трехмесячный срок тюремного заключения по делу «О Выборгском воззвании». 5 июля 1908 года староста заключенных думцев в Таганской тюрьме московский кадет и также масон А.Р. Ледницкий писал от их имени Урусову: «Вы здесь потому лишь, что пожелали разделить общие лишения, общую ответственность…Вы вплели в венок традиций аристократического рода воспоминания о тюрьме как награде для народного избранника!» Ледницкий выражал уверенность, что так думает все «русское общество». На деле же от него отвернулось большинство громких фамилий Москвы. Его дочь Софья вспоминала что они не желали «иметь с моим отцом и его семьей ничего общего»63.

Еще одним сподвижником масонства является Обнинский. Он был левым кадетом и республиканцем, находившимся в постоянной оппозиции к кадетскому руководству. Он ощущал свою невостребованность. Книгу «Последний самодержец», изданную анонимно в 1912 году в Берлине на средства Бебутова, Обнинский, написал в имении Урусова: по словам Урусова, тогда он тоже разделял «со многими искателями лучшего для России государственного порядка» враждебное чувство в отношении Николая II64.

Много было либералов, самокритично оценивающих свое членство в партиях оппозиции. «Имею глупость записаться в «кадетскую» партию», - признавался в 1906 году Л.И. Сумбатов-Южин. В московскую масонскую ложу «Возрождение» его приняли в числе первых. Главную задачу партии он видел в создании и соблюдении правил политической борьбы, которые исключали бы «позорный способ решения великих задач государственной жизни человеческой кровью и братоубийственной резней»65. Этим же мотивировал необходимость масонства в России Н.Н. Баженов: «Распространение нашего братства в России и именно в эту историческую минуту я считаю чрезвычайно важным, необходимым противоядием от ожесточенной классовой борьбы, в которой может погибнуть то немногое, что составляет русскую культурную организацию», - писал в 1907 году Сумбатову-Южину66. В масонских кругах высказывалось недовольство по поводу внутрипартийных и межпартийных отношений, преобладанием в обществе конфронтаций и конфликтов. В либеральной среде не было нужной терпимости. Имея это в виду, Голицын (анализируя) записал в марте 1912 года в дневнике: «В русских встречается так редко, что можно сказать, что мы им не владеем, - уважение к своим противникам – как к их мнениям, так и к самим личностям их. Слушая наши разговоры, кажется, будто каждый из нас считает тех, кто не разделяет его мнение, о чем бы то ни было мошенниками. А кроме того, несогласие с мнением своим почитает личной обидой… У нас нет человека. Который для оценки других людей не имел бы двух мер – одной для себя и своих близких, другой – для всех прочих. Эта двойственность проявляется по отношению ко всему – образу мыслей, чувствам, деяниям, поступкам»67.