В мае 1908 года в Москве возник межпартийный кружок, в который вошли: левые кадеты, Партии демократических реформ, народные социалисты, трудовики, эсеры, меньшевики и беспартийные левые. «Входным билетом» в кружок была «непримиримость к существующему правительству». Обнинский считал, что все должны сговориться насчет образа действия в решительный момент. Плеханов и Дан ответили, что всегда поддерживали идею объединения, но это преждевременно. Кружок просуществовал недолго. Его участники, по своим убеждениям, уже тогда были близки к масонству80. Есть предположения, что в результате этих контактов при содействии масонов стал издаваться московский меньшевистский журнал «Возрождение». В Петербурге депутаты III думы Некрасов, Н.К. Волков, В.А. Степанов – так же, как и Обнинский, левые кадеты – предложили в 1910 году войти в масонскую ложу председателю думской социал-демократической фракции Н. С. Чехидзе, который в свою очередь привлек в нее другого депутата-меньшевика Е.П. Гегечкори.
Проблема большевизма и масонства до конца не изучена. Петербургские масоны хотели привлечь в «литературную ложу» Потресова, «но к нему не нашли никаких подходов». Из источников видно, что наиболее содержательна переписка Скворцова-Степанова с Лениным по поводу совещаний представителей либеральных и социалистических партий, созванных весной 1914 года в Москве по инициативе прогрессиста Коновалова. Предполагалось разработать план, чтобы предотвратить «государственный переворот» сверху, и заставить правительство осуществить обещание манифеста 17 октября – задача, равнозначна лозунгу «защиты конституции», под которым кадеты и прогрессисты выступили на выборах в IV Государственную думу. По партийному составу участников и характеру предполагаемой деятельности совещания почти ничем не отличалось от того московского кружка, о котором рассказал Обнинский в 1908 году Плеханову и Дану. После того, как в 1957 году в советской печати впервые были упомянуты «коноваловские» совещания, а в 1959 году Ленинская переписка – Меньшиков-эмигрант Г.Я. Аронсон оценил совещание как «акцию масонов» и указал, что «среди большевиков, как и среди социалистов других толков, были масоны». А в 1972 году В.И. Старцев заметил, что, созывая совещания, Коновалов руководствовался директивой руководящего органа масонской организации, но никаких фактов в подтверждение этого не привел81.
Об участии в российских масонских ложах некоторых большевиков имеется ряд свидетельств: масонов И. Н. Майнова, В. А. Оболенского, Кускова, Некрасова, Гальперна. Запись в дневнике Мельгунова насчет большевиков-масонов датирована 26 апреля 1915 года82.
Люди, вращавшиеся в ложах в то время, характеризовали отношения в них: организация не имела программы, члены ее сохраняли свободу действий, от них не требовали подчинения, не давали им директив83. Это означает, что масоны, входившие в те или иные партии, по-прежнему сознавали себя в первую очередь кадетами или меньшевиками, а так же затем масонами; приоритетными были не масонские узы, а партийные решения и партийная дисциплина. Даже если бы, как сообщал впоследствии Некрасов, масоны действительно давали обязательство ставить «директивы масонства» выше партийных, осуществить этот принцип на деле не удавалось84.
2.4 Новые понятия в масонстве
Знакомясь с масонством, невозможно не обратить внимания на его особенности: организационная структура, терминология, символика, ритуалы. У каждой ложи были свои отличительные знаки. Но понятия «притушение» и «радирование» во всех ложах понималось одинаково85.
«Притушение» или «усыпление» - это решение, в силу которого ложа или отдельная ее часть остается в масонской организации, но без права на какую-либо в ней деятельность (участие в заседаниях, собраниях). Такое решение может быть принято вышестоящей ложей за нарушение ею правил или в случае ее бездеятельности. Эта мера принимается и к отдельным членам ложи. Ложа может сама ходатайствовать об «усыплении» и каждый член имеет на это право. Так же и наоборот: ходатайствовать о восстановлении в определенную ложу. Это была не столь строгая мера.
Например: в 1909 году ложи Великого Востока Франции» были «усыплены» по решению русского руководства. В 1917 году «усыпленные» вернулись в ложу.
«Радиация» означала пожизненное исключение из масонства руководством ложи ее члена за грубейшее нарушение им масонских принципов, а также за длительную неуплату членских взносов. Но и эта мера не была строгой. Во многих случаях она отменялась.
Еще одно понятие масонства – «регулярность»86. К отдельному члену, оно означает, что он был посвящен в тайны «королевского искусства» в «регулярной» ложе и не был из нее «радирован» или «усыплен». Ложа считается «регулярной», если документ о своем основании получила от «Великого Востока» или «Великой Ложи» любой страны.
Существовало еще понятие «двойное членство»87, но оно скорее принадлежало компартиям, чем масонам. Решением IV конгресса Коммунистического Интернационала от 2 декабря 1922 года было запрещено «двойное членство». Идея этого решения сводится к вопросу о взаимоотношениях между рабочим и мелкобуржуазным движением. Опубликование этого решения, по словам Г.Е. Зиновьева, было признано неудобным. Поэтому широкие круги коммунистов об этом ничего не знали.
Все сказанное касается доминирующего в русском масонстве 1907 – 1917 прогрессивного течения, которое идейно было связано с течением в движении «королевского искусства» романских стран. Кроме масонских лож этого течения, в России действовали также и другие ложи – ложи консервативного течения, а также мистические, основанные мартинистами.
Следующей особенностью масонства считается – понятие о смерти. Они считали, что главной проблемой человеческой жизни есть смерть. Поэтому она так важна для понимания. Масонской философской и художественной антропологией. Любовь к смерти – одна из семи орденских добродетелей. Лопухин спокойно говорил о временности жизни. Шварц учил: «Смерть не иное что есть, как переменение организации или прехождение из одной жизни в другую». Трактат «Фигура генеральная» дает сухую формулу обыденной человеческой трагедии: «Смерть есть разделение частей, в целом существе соединенных»88.
2.5 Притихание масонских лож
Масонство не проявляло себя слишком ярко. Поэтому и власти реагировали на их действия, исходя из уже утвердившихся полицейских оценок степени опасности для режима той или иной партии, не придавая особого значения масонству в отдельности. После падения монархии и легализации политических партий масонские связи утратили прежнее значение, хотя и могли еще поддерживаться на индивидуальном уровне даже в первые годы большевистского режима. Для некоторых масонов-социалистов продолжением их масонского служения явилось участие в политическом Красном Кресте советского времени (Пешков, Муравьев, Кусков), но это никак не означало стремление восстановить масонские структуры. Тем же, кто ставил такую цель, не помогло отмежевание от досоветских «кадетских лож»89. Если дореволюционное масонство возникло преждевременно, то возрождать его в советских условиях было уже слишком поздно.
Таким образом, масонская организация была, прежде всего, местом, где могли встречаться и общаться без предвзятости.
Инициатором возрождения масонства в России был депутат I Государственной думы М.М. Ковалевский. Он стремился сблизить политические группировки. Отчуждение среди них он считал скорее недоразумением, чем результатом неустранимых разногласий. Сумбатов-Южин задачу партии видел в создании и соблюдении правил политической борьбы. Голицын записал в марте 1912 года в дневнике: «В русских встречается так редко уважение к своим противникам.
Возрождение масонства в России произошло на почве неудовлетворенности имевшимся опытом многопартийности. Принципы масонства должны были приостановить дробление сил оппозиции. Обнинский считал, что масонство – это учение, основанное на любви к человечеству вообще, а к страдающей его части в особенности. Учение, призывающее к свободе, равенству и братству, учение, отвергающее кровавые способы борьбы и вообще мирное.
В начале 1909 года в Петербурге работали три ложи, в Москве – две. Члены масонства мотивировали необходимость установления доверия между всеми сторонниками превращения России в правовое государство.
Конец 1909 года – это переломный момент в развитии масонства в России.
До тех пор, пока не были «усыплены 3 ложи, возникшие под эгидой «Великого Востока Франции», движение носило обывательский характер, когда ложи вошли в объединение «Великий Восток народов России», оно политизировалось».
Роспуск прежних лож стал исходным моментом для перелома, поскольку ложи, основанные после 1909 года, и их верхушки никому не подчинялись. В мае 1908 года в Москве возник межпартийный кружок. «Входным билетом» в него была «непримиримость к существующему правительству».