Смекни!
smekni.com

Октябрь 1917 года: большевистский заговор или народная революция (стр. 2 из 8)

К тому же революция – это закономерный итог общественного развития любой страны. Она происходит тогда, когда народ доведён до отчаяния, либо сверху, путём реформ, либо снизу путём вооружённого переворота. Но революционные по своей сути перемены наступают в стране всегда.

1.2 От февраля к октябрю

Одна или две революции? Этот вопрос, применительно к Февралю и Октябрю 1917 года, давно уже является предметом дискуссии, и ответы на него давались различные. Представители советской исторической науки – а так же и большинство эмигрантских политиков – жестоко противопоставляли Октябрь Февралю. Первые возвеличивали Октябрь, как славную социалистическую революцию по отношению к презренному буржуазному Февралю. Вторые прославляли благодетельный демократический Февраль в противоположность разнузданному охлократическому Октябрю. Среди зарубежных историков, однако, широко была распространена позиция, согласно которой Февраль и Октябрь были лишь различными этапами единого революционного процесса, так что первый закономерно перетекал во второй. Разумеется, и Февраль и Октябрь – это обозначения ступеней революционного процесса именно в сфере политической надстройки, но понять их природу, не обращаясь к рассмотрению существа проходившей в России социальной революции невозможно.

Февральская революция победила. Старая государственная система рухнула. Сложилась новая политическая ситуация. Однако победа революции не предотвратила дальнейшего углубления кризисного состояния страны. Экономическая разруха усиливалась. К прежним социально-политическим проблемам: война и мир, рабочий, аграрный и национальный вопрос – добавились новые: о власти, будущем государственном устройстве и путях выхода из кризиса. Все это обусловило своеобразие расстановки сил в 1917 году.

Время от Февраля к Октябрю – особый период в истории России. В нем выделяются два этапа. На первом (март – начало июля 1917 г.) существовало двоевластие, при котором Временное правительство было вынуждено согласовывать все свои действия с Петроградским Советом, занимавшим более радикальные позиции и обладавшим поддержкой широких народных масс.

1-го марта Совет рабочих депутатов объединился с созданным в этот же день Советом солдатских депутатов и стал называться Совет рабочих и солдатских депутатов. Первым их совместным актом стал знаменитый Приказ № 1. Этот приказ официально подчинил армию Совету, а не Временному правительству. Теперь не офицеры командовали своими подразделениями, а специальные комитеты, которые же и решали, кому выдавать оружие и когда идти в атаку. Без их одобрения ни один офицер не смел предпринять любые решительные действия. Офицерам запрещалось даже носить оружие. Все титулы и звания были упразднены, отменено обращение к солдатам на "ты" и строжайше запрещалось грубое и жестокое обращение с солдатами. Все армейские должности становились выборными, таким образом, солдаты получили право голоса и другие гражданские права. Этот приказ полностью убрал армию из-под контроля Временного правительства и подчинил её Советам.

На следующий день после обнародования этого приказа император Николай II был вынужден подписать отречение от короны за себя и сына. Империя передавалась в руки его брата Михаила, который однако, не чувствуя за собой достаточно мил и поддержки не рискнул сесть на трон. Таким образом, правлению династии Романовых в России настал конец.

После отказа Николая II от трона перед страной стал вопрос о выборе пути развития. Несколько политических лагерей отстаивали свои мнения на пути последующего развития страны. Консерваторы стояли на том, чтобы Россия оставалась только монархией. А пока все "болезненные" вопросы откладывались до момента, когда готово будет начать работу Учредительное собрание. Либерал-демократы (наиболее многочисленная группа) предпочитали оставить власть за буржуазией, в чём с ними были солидарны и меньшевики.

Принципиально новый вариант предоставили большевики. Россия должна была стать социалистической республикой со всеми вытекающими, как то: передача земли крестьянам в безвозмездное пользование, заключение мира с Германией, национализация частной собственности и так далее. Естественно такая программа пользовалась успехом только у крестьян и рабочих, однако их поддержки хватило, чтобы осуществить Октябрьский переворот.

На втором этапе (июль – 25 октября 1917 г.) с двоевластием было покончено. Установилось единовластие Временного правительства в форме коалиции либеральной буржуазии (кадеты) с "умеренными" социалистами (эсеры, меньшевики). Однако и этому альянсу не удалось добиться консолидации общества. В стране усилилась социальная напряженность. С одной стороны, росло возмущение масс проволочками правительства в проведении самых насущных экономических, социальных и политических преобразований. С другой стороны, правые были недовольны слабостью правительства, недостаточно решительными мерами по обузданию "революционной стихии"". Монархисты и правые буржуазные партии готовы были поддержать установление военной диктатуры. Крайние левые – большевики – взяли курс на захват политической власти под лозунгом "Вся власть Советам!" Временное правительство не осознало глубину экономического и политического кризиса, не сумело его преодолеть, а потому и не смогло удержать власть.

1.3 Кризис партии

Буржуазия, обуржуазившиеся помещики, значительная часть состоятельной интеллигенции опирались на экономическую мощь, образованность, опыт участия в политической жизни и управлении государственными учреждениями. Они стремились предотвратить дальнейшее развитие революции, стабилизировать общественно-политическую обстановку и упрочить свою собственность.

Рабочий класс состоял из городских и сельских пролетариев. Они успели почувствовать свою политическую силу, были предрасположены к революционной агитации и готовы с оружием защищать свои права. В городах стихийно возникали фабрично-заводские комитеты для установления рабочего контроля над производством и решения спорных вопросов с предпринимателями.

Крестьянство требовало уничтожения крупной частновладельческой земельной собственности и передачи земли тем, кто ее обрабатывает. В деревне создавались местные земельные комитеты и сельские сходы, которые принимали решения о переделе земли.

Солдаты выступали за окончание войны и широкую демократизацию всех военных институтов. Они активно поддерживали основные требования рабочих и крестьян, являлись главной вооруженной силой революции.

Крайне правые (монархисты, черносотенцы) после Февральской революции потерпели полный крах. Исторической перспективы не имели октябристы, безоговорочно поддерживавшие промышленников в рабочем вопросе и выступавшие за сохранение помещичьего землевладения. Все они ориентировались на подавление революции, служили опорой контрреволюционных заговоров.

Кадеты из оппозиционной партии стали правящей, первоначально заняв во Временном правительстве ключевые посты. Они стояли за превращение России в парламентскую республику. В аграрном вопросе они по-прежнему выступали за выкуп государством и крестьянами помещичьих земель. Кадеты выдвинули лозунг сохранения верности союзникам и ведения войны "до победного конца".

Эсеры, наиболее массовая партия после революции, предлагали превратить Россию в федеративную республику свободных наций, ликвидировать помещичье землевладение и распределить землю между крестьянами "по уравнительной норме". Они стремились прекратить войну путем заключения демократического мира без аннексий и контрибуций, но в то же время считали необходимым защищать революцию от германского милитаризма. Летом 1917 года в партии эсеров выбелилось левое крыло, которое протестовало против сотрудничества с Временным правительством и настаивало на немедленном решении аграрного вопроса. Осенью левые эсеры оформились в самостоятельную политическую организацию.

Меньшевики – вторая по численности и влиянию партия – выступала за создание демократической республики, право наций на самоопределение, конфискацию помещичьих земель и передачу их распоряжение органов местного самоуправления. Во внешней политике они, как и эсеры, заняли позицию "революционного оборончества".

Кадеты, эсеры и меньшевики откладывали реализацию своих программных положений до окончания войны и созыва Учредительного собрания. Эсеры и меньшевики, действовавшие в едином политическом блоке, пользовались большим авторитетом в Советах, профсоюзах, аграрных комитетах и других общественных организациях.

Большевики заняли крайне левые позиции. В марте руководство партии было готово сотрудничать с другими социалистическими силами, оказать условную поддержку Временному правительству. Оно восприняло идею "революционного оборончества"

После возвращения В.И.Ленина из эмиграции была принята его программа. Она предусматривала переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. Политическим стержнем программы была идея установления республики Советов рабочих и беднейших крестьян и в связи с этим отказ от поддержки Временного правительства. В экономической сфере предлагалась конфискация помещичьей и национализация всей земли; переход к контролю Советов за производством и распределением продуктов; национализация банковской системы. Большевики выступали за немедленный выход России из империалистической войны. Их программа исключала сотрудничество с "умеренными" социалистами и в принципе была нацелена на захват политической власти.Уже 3 марта Временное правительство заявило о своём стремлении довести войну до победного конца, пообещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, провести экономические реформы. Впоследствии выборы в Учредительное собрание и реформы оттягивались по принципу: сначала победа на фронте, потом – реформы. Лидеры Петросовета, исходившие из тезиса о незрелости России для социализма, заняли позицию условной поддержки буржуазного Временного правительства и контроля за его действиями.Тем временем ситуация накалялась. Заявление министра иностранных дел П. Н. Милюкова вести войну до победного конца вызвало апрельский кризис. Мощные демонстрации протеста вынудили уйти в отставку ряд министров Временного правительства. Кроме того, в него вошли представители меньшевиков и эсеров. Большевики тем временем приобретали всё большую популярность. На I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 годаЛенин открыто заявил, что его партия "готовая взять власть целиком". Это заявление было подкреплено мощными демонстрациями под лозунгом "Вся власть Советам!".