Дата 10 октября 1917 года вошла в историю подготовки Великого Октября как ее важнейший, поворотный момент. В этот день ЦК партии большевиков по предложению В.И. Ленина принял, а 16 октября на своем расширенном заседании подтвердил решение о вооруженном восстании.
В стране неудержимо падало производство, владельцы предприятий сознательно провоцировали их остановку, надеясь превратить разруху в средство борьбы с надвигающейся революцией.
Широкие массы трудящихся, окончательно убедившись в контрреволюционном характере буржуазной власти и в преступном соглашательстве с ней меньшевиков и эсеров, переходили на стороны партии большевиков, поддерживая ее лозунг "Вся власть Советам!". Предложение большевиков о взятии власти Советами мирным путем партии меньшевиков и эсеров отвергли: соглашатели и на этот раз предпочли союз с буржуазией против революционного народа. В сложившихся условиях вооруженное восстание оставалось единственным путем, который вел к устранению антинародной власти, спасению страны от неминуемой катастрофы, удовлетворению интересов трудящихся.
На заседании ЦК партии 10 октября, на котором впервые после июльских дней присутствовал Ленин, вопрос о восстании был решен окончательно. Ленинский курс на восстание восторжествовал. Центральный Комитет партии полностью согласился с ленинской оценкой внутреннего и международного положения как исключительно благоприятного для успеха восстания.
Вооруженное восстание в Петрограде началось 24 октября 1917 года.
В ночь на 24 октября Временное правительство постановило: закрыть большевистские газеты, привлечь к суду членов ВРК за отправку в воинские части телефонограммы о неподчинении штабу округа, арестовать всех большевиков, которые ранее были освобождены из тюрем под залог. По указанию Временного правительства штаб округа отдал приказ о немедленной отправке в Петроград стрелкового полка "увечных воинов" из Царского Села, школ прапорщиков из Гатчины, Петергофа и Ораниенбаума, батареи конной артиллерии из Павловска, женского ударного батальона из Левашева.
В 5 часов 30 минут утра 24 октября отряд милиционеров и юнкеров произвел налет на типографию, где печаталась газета "Рабочий путь" - центральный орган партии большевиков. Поставив охрану у всех выходов, милицейский комиссар предъявил приказ Полковникова о немедленном прекращении печатания газеты и закрытия газет "Рабочий путь" и "Солдат".
Утром 24 октября состоялось экстренное заседание Центрального Комитета партии большевиков. Заслушав доклад ВРК, ЦК сделал вывод, что правительство перешло в наступление. Были определены меры, направленные на то, чтобы дать отпор контрреволюционерам и обеспечить переход сил революции к активным действиям. Центральны Комитет постановил: предложить ВРК привести революционные силы в боевую готовность, немедленно открыть типографию газеты "Рабочий путь", обеспечить охрану и своевременный выпуск очередного номера, создать опорный пункт – запасный штаб в Петропавловской крепости, установить связь с железнодорожниками и наблюдение за Временным правительством, организовать продовольственное дело, установить связь с Москвой, провести переговоры с левыми эсерами о совместных действиях.
Восстание началось. В течение нескольких часов 24 октября в рабочих районах, на заводах и фабриках, в воинских частях и на кораблях все пришло в движение. Каждый революционной отряд получил от ВРК боевое задание. В районах по указаниям ВРК отряды Красной гвардии стали занимать важнейшие учреждения и решающие в стратегическом отношении пункты города, окружать училища, казармы казачьих полков. Отборные отряды красногвардейцев направились в Смольный, где они получали боевые задачи. Ленинский план вооруженного восстания стал осуществляется.
Днем 24 октября красногвардейцы и революционные солдаты отбили попытки правительственных войск развести мосты через Неву. К 7 часам вечера мосты, за исключением Николаевского, охранялись красногвардейцами и солдатами. Юнкерам удалось развести Николаевский мост, отрезав Васильевский остров от центра города. Штаб округа контролировал движение и по Дворцовому мосту, занятому юнкерами и "ударницами" из женского батальона.
К 5 часам вечера комиссары ВРК, опираясь на солдат Кексгольмского полка, заняли Центральный телеграф. Примерно в это же время ВРК взял под свою охрану продовольственные склады столицы.
Керенского еще не покидала уверенность в том, что правительство подавит начавшееся восстание. На заседании Предпарламента днем 24 октября он заявил, что Временное правительство намерено "любыми средствами разгромить восставших". Керенский стремился стянуть к Зимнему дворцу остатки верных ему войск, продолжал требовать силы с фронта. Однако из всех вызванных в Петроград частей прибыли только небольшие отряды юнкеров из Петергофа, Ораниенбаума и Гатчины, две сотни казаков и женский ударный батальон. Остальные либо отказались подчинится штабу округа и заявили о признании ВРК, либо были задержаны местными Советами. Начали таять правительственные войска, уже находившиеся на Дворцовой площади. В 4 часа дня снялись с караула у Зимнего дворца самокатчики, заявив, что нести охрану больше не намерены. Из "ударниц" защищать Зимний дворец согласилась лишь часть 2-й роты, остальные потребовали отправки обратно.
В течение 24 октября революционные отряды взяли под контроль ряд важных пунктов и учреждений Петрограда. Обстановка требовала самых решительных наступательных действий по всему фронту. Именно эту задачу ставил ленинский план вооруженного восстания.
Однако ВРК медлил с переходом революционных войск в наступление на важнейшие опорные пункты контрреволюции: штаб Петроградского военного округа, Главный штаб, Зимний дворец и другие объекты. Троцкий, являвшийся председателем Петроградского Совета, настаивал на передаче решения вопроса о власти II съезду Советов. В докладе на совещании большевистской фракции делегатов II съезда Советов днем 24 октября он заявил: "Арест Временного правительства не стоит в порядке дня, как самостоятельная задача. Если бы съезд создал власть, а Керенский ей не подчинился бы, то это был бы полицейский вопрос, а не политический вопрос…Это оборона… Власть может перейти мирно".
Вечером 24 октября В.И. Ленин покинул конспиративную квартиру и направился в Смольный. Под руководством Ленина боевые силы революции развернули решительное, с каждым часом нараставшее наступление.
Вечером и ночью 24 и 25 октября происходил планомерный захват опорных пунктов и правительственных учреждений. За исключением Зимнего дворца и здания штаба военного округа, весь город был в руках революционных сил.
Атаковать Зимний дворец намечалось в ночь на 25 октября, но к этому времени не подошли подкрепления. К середине дня 25 октября весь город был в руках восставших. Правительство оказалось изолированным в небольшом районе Зимнего дворца. Во второй половине дня 25 октября члены полевого штаба ВРК собрались в Петропавловской крепости для уточнения плана овладения Зимним дворцом. Было решено сужать кольцо окружения Зимнего дворца и, если не будет капитуляции, начать штурм не позднее 9 часов вечера.
Солдаты Павловского полка и красногвардейцы заняли штаб округа и Главный морской штаб
Гарнизон Зимнего дворца постепенно таял. Ушли казачьи сотни, часть юнкеров. Проникавшие внутрь дворца агитаторы ВРК склоняли на свою сторону новых и новых защитников Временного правительства.
В. И. Ленин, руководящий ходом восстания, настаивал на скорейшем овладении Зимним дворцом.
Для демобилизации контрреволюционных сил со стороны Петропавловской крепости и от арки Главного штаба было сделано несколько артиллерийских выстрелов, причинивших незначительный ущерб Зимнему дворцу. Штурмующие цепи придвигались по площади к дворцу. Отдельные группы штурмующих стали проникать внутрь дворца.
Никто из атаковавших не знал, где находилось Временное правительство. Приходилось "прочесывать" многие десятки комнат, обезоруживать юнкеров. В 1 час 30 минут дворец был полностью в руках восставших.
Временное правительство перестало существовать. В Зимнем дворце повсюду были расставлены часовые. Г.И. Чудновский стал командовать дворцом. Был обеспечен полный революционный порядок.
2.2.1 Первые декреты
Через два часа после ареста Временного правительства II Всероссийский съезд Советов ратифицировал два основных декрета, подготовленных Лениным. В Декрете о мире говорилось, что "рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24 – 25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире". В действительности декрет был адресован не правительствам, а скорее международному общественному мнению и свидетельствовал о желании новой власти подорвать сложившуюся мировую систему государств. Декрет гласил, что мир "без аннексий и контрибуций" означает всеобщий отказ от любого господства, навязанного народам Европы или Америки. Это было не чем иным, как призывом к разрушению колониальных империй. Большевики надеялись, что обнародование декрета, подкрепленное их победой, вызовет волнения, достаточные, чтобы вынудить правительства искать мира. Союзники России отказались рассмотреть эти предложения и признать новое правительство, обреченное, по их мнению, на скорое исчезновение. Вильсон в своем ответе напомнил о "14 пунктах" и отказался от сепаратного мира с центральными державами, а те, заинтересованные в том, чтобы получить свободу действий на востоке, дали понять, что согласны на переговоры с большевиками.