Сравнивая данные тенденции и пытаясь объяснить их взаимосвязь и взаимовлияние, Клаузевиц прибегает метафоре: «Поэтому наша задача заключается в разработке теории, которая поддерживала бы баланс между этими тремя тенденциями, наподобие объекта, подвешенного между тремя магнитами» [XXIII].
Фактически, Клаузевиц использовал данный физический феномен для описания явлений, которые в настоящее время изучаются в рамках нелинейных наук и демонстрации разницы между чистой теорией, исходящей из возможности и необходимости точных измерений, и реальным миром, в котором всегда присутствует неопределенность и случай. Он опирался на понятия и терминологию термодинамики и электромагнетизма, и мы сталкиваемся с практикой использования передовых для своего времени достижений науки в качестве метафоры для объяснения и постижения изучаемого явления.
Таким образом, образ взаимодействующего «удивительного триединства» – это богатая метафора. Однако является ли она всего лишь литературным, стилистическим приемом, или же речь идет о чем-то фундаментальном и важном для понимания Клаузевица? Раймонд Арон считает, что мы имеем дело с качественным сдвигом и переходом от дуализма к тройственности, который впоследствии сформировал как Клаузевица, так и современных стратегистов[XXIV].
2.2 Классификация войн
Классификация http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0 - YANDEX_6http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0 - YANDEX_5 войн http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0 - YANDEX_7проводится начиная с китайского полководца и мыслителя Сунь-Цзы (конец 6 - начало 5 вв. до н. э.),продолжается в работах А. Македонского, Петра 1,А. Суворова и, конечно, К. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.nbuv.gov.ua%2Fportal%2Fnatural%2FSovt%2F2010_1%2FErmoshi.pdf&lr=213&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%83&l10n=ru&mime=pdf&sign=a3cd3e8778eebfe03eaabd0f9113c1c9&keyno=0 - YANDEX_6 Клаузевица. Согласно традициям немецкой философской школы, война у Клаузевица обладает двойственной природой, не биполярной, то есть состоящей из двух противоположностей, но именно двойственной – объективной и субъективной. Объективная природа войны включает такие элементы, как насилие, трение, случай и неопределенность, которые являются неотъемлемыми атрибутами всех войн без исключения. Войны могут различаться по масштабу (и быть локальными, региональными, глобальными), по типу (от прямого боевого столкновения до операций по поддержанию мира), но, в любом случае, перечисленные выше объективные элементы в той ли иной степени присущи любой войне. Субъективная природа войны включает элементы, которые уникальны для каждой из войн. К ним могут быть отнесены военные силы, доктрины, вооружение, местность и пр. Объективные и субъективные элементы можно также рассматривать как внутренние и внешние атрибуты войны.
У Клаузевица объективная и субъективная природы войны оказываются связанными и непрерывно взаимодействующими. Новые вооружения или доктрины ведения войны, например, могут увеличивать или уменьшать степень насилия или неопределенности, но никогда не могут полностью исключить их. Аналогичным образом политические мотивы или цели могут воздействовать на решения по применению того или иного вида вооружений или тактики, что, конечно же, не может носить абсолютного характера. Тем самым объективная и субъективная природа войны у Клаузевица это "нечто большее, нежели просто хамелеон". Хамелеон может менять свою окраску, но не внутренние органы, на войне же всё взаимосвязано, подвижно и подвержено изменению.
Метафора триединства также оказывается выстроенной на основе двойственности[XXV].Триединство говорит о том, что природа войны неотделима от исторического, политического и прочих контекстов конкретной войны и ни одна из тенденций, априори, не является более предпочтительной.
С субъективной точки зрения манифестация данных тенденций происходит: через правительство, которое пытается направить войну к определенной цели; через военных акторов, таких как командующие и армии, которые сталкиваются с неопределенностью боя; и через народ, который становится источником эмоциональной энергии, необходимой для стойкости и выдержки в серьезной борьбе.
Сущность войны как продолжение политики другими насильственными средствами немецкий военный теоретик Клаузевиц относил к войне неограниченной, абсолютной. Он был сторонником неограниченных войн, отвергал в войнах ограничения в целях, в способах ведения, ратовал за освобождение войны от всех условностей, за доведение войны до той точки, за которой нет предела любой жестокости.
Неограниченную войну Клаузевиц связывал с участием в ней народа, что устраняло пределы использования материальных и духовных средств, напряжения сил. Совершенство войн он видел в войнах абсолютных. Неограниченная война, по его мнению, может достичь абсолюта, «черты крайности». Абсолют войны проявляется в политических и стратегических целях; в поражении вооруженных сил противника; в поражении мирного населения; в насилии в политике, в экономике, во всех сферах общественного сознания; в разрушении окружающей среды.
Абсолютная война Клаузевица проникнута человеконенавистничеством, «кровавой энергией»[XXVI]. Английский полководец Второй мировой войны Монтгомери, отнюдь не славившийся мягкосердечием и душевным отношением к подчиненным войскам, резко критиковал Клаузевица, который убеждал «не слушать генералов, побеждающих без кровопролития». При классификации войн Клаузевиц выделял войны «истребительные», в которых уничтожение неприятельских вооруженных сил является господствующим началом.
Клаузевиц полагал, что введение в философию войны принципа ограничения, умеренности является полнейшим абсурдом. Он создал духовный барьер от возможности гуманизации войны. «Все соображения о гуманности, – подчеркивал прусский генерал, – к которым вы стали бы прибегать, могут привести лишь к тому, что вы будете побиты менее сентиментальным противником»[XXVII]. Клаузевиц при описании конкретных войн не выявлял их захватнического или справедливого характера. Он правильно утверждал, что «всякая эпоха имеет свои собственные войны»[XXVIII], а изменения в военном искусстве вызываются «новыми общественными условиями и отношениями», однако не мог понять, чем в конечном счёте определяется развитие военного искусства, и объяснял это довольно противоречиво.
2.3 Роль войны в международных отношениях
Мировоззрение Клаузевица формировалось под воздействием идей Великой французской революции и национально-освободительного движения народов Европы начала 19 века. Его взгляды были умеренно буржуазными, в них наряду с прогрессивными идеями и резкой критикой феодальной военной системы уживались реакционные идеи, прусский национализм и антидемократизм. Философской основой его взглядов была идеалистическая философия Г. Гегеля, И. Канта и И. Г. Фихте. Клаузевиц впервые применил диалектический метод в военной теории, рассматривая явления военного искусства в их взаимосвязи и развитии. Он придавал войне огромное значение, считал её важным и эффективным средством достижения конкретных экономических и политических целей. Война ни в коем случае не является чем-то самостоятельным... Если война есть часть политики, то последняя определяет ее характер... И поскольку именно политика порождает войну, представляет собой ее направляющий разум, то война есть только инструмент политики, но не наоборот»[XXIX].
В работе несколько раз настойчиво варьируется и другая мысль: «Первоначальные политические намерения подвергаются в течение войны значительным изменениям и в конце концов могут сделаться совершенно иными…»[XXX]. Политическая цель войны никогда не может стать «деспотическим законодателем», потому что «ей приходится считаться с природой средств, которыми она пользуется, и в соответствии с этим самой подвергаться коренному изменению…»[XXXI]. Тем не менее именно политическая цель войны является ее единственным рациональным стержнем и делает ее «доступной разумному пониманию». Если не существует такого рационального ограничения войны, она развивается согласно своему «абстрактному» или «философскому» понятию. Характер используемых Клаузевицем терминов не должен вводить нас при этом в заблуждение: абстрактное и философское понятия означают доведение до «логического» конца «акта насилия, имеющего целью заставить противника выполнить нашу волю»[XXXII].