Государственные закупки хлеба в феврале-октябре были выполнены лишь на 48 % от потребностей, в августе — октябре на 33,5 %. С осени 1917 начинается голод в армии, в середине октября командующий Северным фронтом генерал Черемисов В. А. сообщает правительству, что «Остается доедать сухари, после которых начнется голод со всеми последствиями».
К июню 1917 года влияние большевиков существенно возрастает. Они добиваются доминирования в системе фабрично-заводских комитетов (19 из 25 мест в Центральном Совете фабзавкомов), формируют собственные вооружённые отряды (Красную гвардию). Численность большевиков к июню 1917 года возрастает до 240 тыс. чел.
10 июня 1917 года Центральная Рада Украины провозглашает независимость.
12.2. Попытка наступления на фронте
В июне 1917 года военный министр Керенский выступает с инициативой начала нового широкого наступления на фронте. Он разъезжает по частям, ведя среди них много агитации, за что заслуживает прозвище «главноуговаривающего».
18 июня (1 июля) 1917 года Россия начинает попытку крупного наступления на фронте. Наступление началось ударами 7-й и 11-й армий Юго-Западного фронта по направлению на Львов.
Однако процессы разложения в армии, начатые в марте приказом № 1, к июню зашли уже слишком далеко. Части Юго-западного фронта начали в массовом порядке митинговать, и отказываться идти в наступление, резко возрастает дезертирство. Уже 20 июня (3 июля) наступление 7-й и 11-й армий прекращается. 23 июня (6 июля) 8-я армия наносит по германским позициям вспомогательный удар, к 30 июня (13 июля) выходит к реке Ломница.
6 (19) июля германо-австрийские части наносят контрудар в направлении Тарнополя[118], начинается отход русских 7-й, 8-й и 11-й армий.
9 (22) июля начинается наступление частей менее разложенного Румынского фронта силами 2-й и 4-й армий. Оно оказалось успешным, но, вследствия поражения на севере, это наступление развития не получило, и остановлено 14 (27) июля по приказу Керенского.
Также 9 (22) июля предпринята попытка наступления на Северном фронте силами 5-й армии в направлении Вильно, и 10 (23) июля на Западном фронте силами 10-й армии в направлении Ковно, однако она целиком проваливается.
12.3. Конфликт из-за дачи Дурново
В начале июня обстановка в Петрограде обострилась из-за скандала вокруг дачи бывшего царского министра внутренних дел (1905—1906) Дурново. Дача стала на время фактическим штабом организованной группы анархистов[119]. 5 июня 1917 года «боевой отряд анархистов» в 50 человек во главе с Блейхманом И. С. занял типографию газеты «Русская воля», объявив, что они прибыли «освободить рабочих типографии от гнёта капиталистической эксплуатации». При этом сама типография конфисковалась этой группой анархистов «для нужд социализма». На протесты Исполкома Петросовета анархисты заявили, что никакой власти они не признают, включая Совет.
Когда командующий Петроградским военным округом генерал Половцев с санкции съезда Петросовета силой выселил анархистов из типографии, по его словам, «публика, запрудившая все соседние улицы, устроила мне бешеную овацию, как будто бы я взял Берлин… Какие-то личности вскакивают на подножку автомобиля и жмут мне руки, девицы в окнах машут платочками и бросают цветы». За время пребывания в типографии анархисты успели выпустить листовку, гласящую:
Однако попытка выселить 7 июня анархистов из дачи Дурново (на которой, помимо анархистов, находились также рабочий клуб «Просвет» и правление профсоюзов Выборгской стороны, профсоюз булочников, комиссариат рабочей милиции 2-го Выборгского подрайона, совет Петроградской народной милиции[121]) вызвала массовое возмущение, и забастовки рабочих Выборгского района. В тот же день, 7 июня, забастовали 4 завода, 8го их число дошло до 28. В Петрограде распространились слухи о том, что власти якобы вызывают с фронта 20 тыс. казаков для карательной экспедиции. Под давлением I Съезда Советов демонстрация запланированная на 10 июня большевиками была отменена.
12 июня 1917 года судебный пристав явился к особняку Кшесинской с тем, чтобы выселить из него большевиков, и передать особняк самой Кшесинской во исполнение постановления суда, однако Петроградский военный округ и рабочая милиция отказались содействовать выселению, а вечером 12 июня Исполком Петросовета постановил выселение прекратить.
18 июня большевики провели манифестацию на Марсовом поле под лозунгами «Долой войну!», «Долой министров-капиталистов!». Анархисты первоначально отказались от участия в ней, заявив, что «не поддерживают буржуазных социалистов», однако всё-таки к демонстрации присоединились. Во время митинга вооружённые анархисты совершили налёт на «Кресты», освободив шесть своих сторонников и члена Военной организации РСДРП(б) Хаустова Ф. П.[122], причём налётом воспользовались для своего побега до 400 содержавшихся в тюрьме уголовников.
19 июня дача Дурново всё-таки была выселена силами одной казачьей сотни и батальона пехоты с бронемашиной. При штурме погиб анархист Аснин Ш. А.[122], арестовано 59 человек, в том числе накануне освобождённых из «Крестов», но большевиков на даче обнаружено не было. Командующему Петроградским военным округом генералу Половцеву и министру юстиции Переверзеву П. Н. пришлось оправдываться перед I Съездом Советов, однако они вышли из положения, предъявив Съезду фотографии Аснина, на которых были видны многочисленные уголовные татуировки.
12.4. I Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов
Вскоре после Февральской революции социалисты начали подготовку к созыву Всероссийского совещания Советов рабочих и солдатских депутатов, которое состоялось с 29 марта (11 апреля) по 3 (16) апреля 1917 года в составе 480 делегатов от 139 действующих Советов и ряда воинских частей и соединений[123]. По итогам своей деятельности меньшевистско-эсеровское Совещание признало «революционное оборончество» («война до победного конца»), и введение 8-часового рабочего дня.
Проведение Совещания стало крупным шагом оформления системы Советов; следующим шагом формирования «советской легальности» стал созыв I Всероссийского Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Решение о проведении Съезда, как высшего органа Советов, было принято на Совещании, организационная работа возложена Совещанием на Исполком Петросовета. Нормы представительства выглядели следующим образом: Советы районов с населением от 25 000 до 50 000 избирателей посылали двух делегатов, от 50 000 до 75 000 — трёх, от 75 000 до 100 000 — четырёх, от 100 000 до 150 000 — пять, от 150 000 до 200 000 — шесть, свыше 200 000 — восемь.
Первый Съезд проходил 3—24 июня (16 июня — 7 июля) 1917 в составе 1090 делегатов[124]. По итогам выборов большевики оказались в резком меньшинстве, составив лишь 13,5 % делегатов Съезда. Однако уже на этом съезде Ленин пошёл на громкий демарш, ответив на утверждение меньшевика Церетели «В настоящий момент, в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займём ваше место. Такой партии в России нет» выкриком с места «Есть такая партия!». Эсеро-меньшевистское большинство встречает демарш Ленина смехом, на который он отвечает, что «вы можете смеяться сколько угодно…Окажите доверие нам, и мы вам дадим нашу программу. Наша конференция 29 апреля эту программу дала. К сожалению, с ней не считаются и ею не руководятся. Видимо, требуется популярно выяснить ее». В своём выступлении Ленин предложил «арестовать 50-100 крупнейших миллионеров», ввести рабочий контроль в промышленности и заключить мир[125].
Однако, по итогам голосования, Съезд принял эсеро-меньшевистскую резолюцию в редакции меньшевика Дана: полная поддержка министров-социалистов Временного правительства, продолжение «революционной войны» на принципах отказа от аннексий и контрибуций. По итогам своей деятельности Съезд избрал свой постоянный орган, ВЦИК, в составе 320 депутатов, ставший высшим органом в системе Советов. Состав ВЦИК был также меньшевистско-эсеровским: 123 меньшевика, 119 эсеров, 58 большевиков, 13 «объединённых социал-демократов», 7 прочих.
12.5. Июльское выступление большевиков
Вторая попытка захвата власти предпринимается большевиками в июле 1917. Первый Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, собравшийся 3-24 июня лишний раз подтверждает, что большевики по своему влиянию были на тот момент лишь третьими из социалистов. Съезд отвергает курс большевиков о прекращении войны и уничтожении системы «двоевластия», за что получают от Ленина название «соглашателей».
В конце июня Временное правительство пытается отправить из Петрограда на фронт ряд частей, наиболее сильно подвергшихся большевистской агитации. В первую очередь это относилось к Первому пулёмётному полку — самой большой части гарнизона, развёрнутой до 11 300 солдат и 300 офицеров. По численности он фактически соответствовал дивизии. Во время Февральской революции три батальона этого полка самовольно переселились из Ораниенбаума в Петроград, привлечённые решением о невыводе частей Петроградского гарнизона на фронт.
Полк находился на Выборгской стороне среди заводов. По выражению современника, французского журналиста Клода Анэ, сказанного про Выборгскую сторону в июле 1917 года, «Ленин и Троцкий царят здесь, как господа». В силу многочисленных контактов с петроградскими рабочими, полк постоянно подвергался социалистической агитации. Кроме того, дача Дурново находилась непосредственно вблизи заводов Металлический и Промет, что способствовало распространению на них пропаганды анархистов. Полк первоначально был сформирован, как одна большая учебная команда[119], раз в неделю отправляющая на фронт маршевую роту, поэтому солдаты полка особенно болезненно относились к возможной отправке на фронт. С началом июньского наступления Ставка приказала полку отправить на фронт сразу 30 пулемётных команд, в ответ на что 21 июня полковой комитет постановил маршевые роты не отправлять, «пока война не примет революционный характер».