В знак протеста гласные (депутаты) предприняли 25 октября шествие к Зимнему дворцу в знак солидарности с осаждённым в это время Временным правительством.
По дороге к гласным Городской думы присоединяются представители ВЦИК Съезда Советов крестьянских депутатов, а также социалисты, только что покинувшие II Съезд рабочих и солдатских депутатов. Шествие разрастается до 400 человек, однако на Невском проспекте при попытке пройти в сторону Адмиралтейства его блокируют революционные матросы. До применения силы не дошло; демонстранты развернулись, и ушли обратно.
Очевидец событий, Джон Рид так описывает это происшествие[149]:
30 октября (12 ноября) большевистская фракция покидает городскую думу, назвав её «гнездом контрреволюции».
17 ноября 1917 года Петроградская городская дума распускается декретом Совнаркома, как «пришедшая в полное противоречие с настроениями и желаниями петроградского населения»[167]. Дума расходиться отказалась, и 20 марта была разогнана отрядом революционных матросов из 30 человек во главе с Флоровским И.
16.6. Выступление Керенского-Краснова
25 октября (7 ноября) Керенский бежит из Зимнего дворца в расположение штаба Северного фронта во Пскове. Псковский Совет заявляет о своей поддержке большевиков. Командующий Северным фронтом генерал Черемисов В. А. отказывается снимать с фронта части для подавления большевистского восстания.
26 октября Керенский безуспешно пытается организовать подавление большевиков с помощью 3-го кавалерийского корпуса генерала Краснова. Однако казаки не испытывали особого желания воевать за уже успевшего себя дискредитировать Керенского. В выступлении приняла участие лишь часть корпуса (около десяти сотен), 27 октября занявшие Гатчину, 28 октября — Царское Село. Основные силы «мятежников» группировались в Гатчине, из-за чего в советских источниках выступление иногда называлось «гатчинским мятежом».
26 октября ВРК предписывает железнодорожникам заблокировать передвижение корпуса, 27 октября ВРК стягивает к Красному Селу и Пулкову красногвардейцев и кронштадтских матросов, Центробалт направляет на Неву боевые корабли, с тем чтобы прикрыть революционные силы артиллерией.[168] 29 октября ВРК направляет около 20 тыс. человек на рытьё оборонительного рубежа «Залив-Нева». Основное руководство этой деятельностью осуществляют Подвойский, Антонов-Овсеенко. Войска, направленные на подавление выступления Керенского-Краснова, возглавляет левый эсер Муравьёв М. А., позднее, в июле 1918 года сам поднявший мятеж против большевиков.
Ленин и Троцкий лично руководят подавлением выступления. 28 октября Ленин прибывает в штаб Петроградского военного округа, лично разрабатывает план расстановки военных кораблей на Неве. 29 октября Ленин и Троцкий прибывают на Путиловский завод для проверки подготовки артиллерийских орудий и бронепоезда. 30 октября Троцкий прибыл в Пулково, где состоялось решающее столкновение с силами генерала Краснова. На месте событий находился также глава Центробалта Дыбенко П. Е. После переговоров Дыбенко с казаками Керенский бежит.
29 октября меньшевистко-правоэсеровский Комитет спасения Родины и революции поднимает мятеж в Петрограде. Центром восстания стал Инженерный замок, а основной вооружённой силой — размещавшиеся в нём юнкера Николаевского инженерного училища. Смещённый большевиками командующий Петроградским военным округом Полковников Г. П. объявил себя командующим «войсками спасения», и своим приказом запретил частям округа исполнять приказы ВРК. На какое-то время восставшим удалось захватить телефонную станцию и отключить Смольный, арестовать часть комиссаров ВРК и начать разоружение красногвардейцев. Однако основная масса войск Петроградского гарнизона к восстанию не присоединилась. Уже к 1100 29 октября силы ВРК отбили телефонную станцию, и превосходящими силами окружили Инженерный замок. Окончательно выступление было подавлено к утру 30 октября.
Также утром 30 октября силы генерала Краснова вступают в бой на Пулковских высотах с кронштадтскими матросами и красногвардейцами, имеющими десятикратное преимущество в численности. 31 октября в 210 ночи Троцкий, на тот момент лично находившийся в Пулково, от имени Совнаркома отправляет в Петроград телеграмму о победе. 1 (14) ноября революционные войска входят в Гатчину, окончательно подавив «мятеж». Сам генерал Краснов П. Н. 1 ноября сдался большевикам под «честное слово офицера, что не будет более бороться против Советской власти», однако вскоре уезжает на Дон, где с марта 1918 активно участвует в такой борьбе. Во время Второй мировой войны генерал Краснов присоединился к сотрудничавшим с Германией казачьим формированиям, по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР повешен 16 января 1947 года.
Керенский бежит на Дон, и в двадцатых числах ноября прибывает в Новочеркасск, однако атаман Каледин А. М. отказывается с ним сотрудничать. Керенский окончательно эмигрирует из России только в июне 1918 года, в январе тайно посетив Петроград. Он собирается неожиданно выступить на заседании Учредительного собрания (куда он был избран от Саратовского избирательного округа, см. Список членов Учредительного собрания), однако ЦК партии эсеров запрещает ему этот шаг. В мае 1918 года Керенский безуспешно пытается примкнуть к московскому отделению эсеровского Союза возрождения России, а после чехословацкого мятежа — к правительству Комуча в Самаре[169], однако ЦК партии эсеров запрещает ему и это.
16.7. Восстание в Москве
25 октября (7 ноября) вслед за победой в Петрограде большевики решают организовать ВРК в составе 37 человек и в Москве. Однако здесь поддержка большевиков среди населения была меньше, чем в Петрограде. Кроме того, в состав ВРК, были включены и меньшевики, по выражению Ленина — «по старой привычке». В отсутствие Ленина, находившегося в это время в Петрограде, действия московского ВРК, к тому же частично меньшевистского, отличались нерешительностью. Сами же московские меньшевики объяснили своё участие в ВРК стремлением «смягчить губительные последствия» деятельности большевиков.
Неблагоприятным для большевиков фактором было и то, что в Москве скопились значительные силы (по некоторым оценкам — до 20 тыс. чел.) юнкеров, настроенных резко антибольшевистски. Сторонники разогнанного в Петрограде Временного правительства решают взять реванш в Москве, и организовывают Комитет общественной безопасности во главе с правым эсером Рудневым В. В.. При поддержке командующего Московским военным округом Рябцева А. И. Комитет решает опереться на юнкеров. Со своей стороны, ВРК опирался на часть большевистских войск (193-й полк, 56-й запасной пехотный полк, самокатный батальон и др.), и начал вооружение рабочих-красногвардейцев. На сторону большевиков переходят «двинцы» — солдаты, арестованные летом 1917 года в Двинске за отказ идти в наступление. 25 октября были освобождены, и стали самой агрессивной частью большевистских сил в Москве.
К 26 октября силы ВРК блокировали Алексеевское военное училище, 6-ю школу прапорщиков и кадетские корпуса в Лефортове, заняли почтамт, центральный телеграф и международную телефонную станцию. В свою очередь, силы КОБ контролировали центр Москвы, блокировав Кремль, гарнизон которого был настроен большевистски. Действия ВРК стали затруднены, так как КОБ блокировал в том числе Центральный арсенал в Кремле. Вечером 26 октября проходят переговоры между двумя сторонами, прерванные по требованию московской партийной организации большевиков.
27 октября произошли первые боевые столкновения. Произошла перестрелка между юнкерами и 120 солдатами — «двинцами», также юнкера обстреляли здание Моссовета. ВРК потерял телефонное сообщение со своими сторонниками, в ночь на 28 октября юнкера заняли Кремль, и расстреляли 300 (по другим источникам — 50) революционных солдат, посадив под арест 3 000. Некоторые исследователи считают расстреляных солдат первыми жертвами белого террора. В ходе боёв большевики обстреляли Московский Кремль артиллерией. 29 октября было установлено перемирие, причём обе стороны тянули время, надеясь на подход к Москве лояльных частей. В тот же день эсеры поднимают мятеж в Петрограде, ожидая подхода сил Керенского-Краснова. В ход событий вмешивается исполком профсоюза железнодорожников Викжель, потребовавший от обеих сторон перемирия и формирования «однородного социалистического правительства» из представителей всех социалистов, угрожая в случае нарушения перимирия одной из сторон пропустить в Москву войска другой стороны.
Донесение белогвардейцев, 2 ноября 1917 года, Москва:
К 3 ноября бои в Москве заканчиваются — лояльные Временному правительству и КОБ войска были либо блокированы, либо «разагитированы» на подступах к Москве, в частности, казаки, прибывшие на Брянский вокзал 2 ноября. В то же время на помощь Московскому ВРК с 30 октября начали прибывать революционные части из Балтийского флота, Петрограда, Иваново-Вознесенска и др. Подавление восстания в Москве стало образцом для «триумфального шествия Советской власти» во всей стране, и получило название так называемой «эшелонной войны»: лояльные большевикам части подтягивались по железным дорогам. 2 ноября Луначарский заявил Ленину протест по поводу произошедшего в этот день особенно активного артобстрела Кремля, и безуспешно попытался подать в отставку, которая была не принята. Ходившие в это время в Петрограде слухи о разрушениях в Москве были сильно преувеличены; так, утверждалось, что якобы от артобстрелов пострадал не только Кремль, а и Собор Василия Блаженного, а Успенский собор Московского Кремля во время артобстрела самого Кремля якобы сгорел. Непосредственный очевидец боёв, епископ камчатский Нестор, описывает разрушения следующим образом: