В V веке до н. э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко-персидских войн формируются общественные требования к каждому свободному греку. Эти требования сказываются в системе воспитания, направленной на выработку моральной и физической стойкости в быте и нравах древних греков этого времени. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою.
Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Все это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически трудиться, во время работы носили еще более простую одежду "экзомис" - кусок грубой ткани (ок. 2,30 х 1,40 м.). В талии экзомис укрепляли поясом. Голову покрывали остроконечным колпаком - "пилосом". Пастухи, охранявшие стада на горных пастбищах, носили одежду из козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове "кинэ" - кожаный или меховой колпак, подобный шлему .
Прическа. До совершеннолетия (16 лет) юноши носили довольно длинные волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте - короткие. Люди преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них сохранялись. Борода у греков, особенно спартанцев, считалась признаком мужества. Обычай брить бороду возник только в эпоху Александра Македонского (IV век до н. э.).
Доспехи воинов. Собственно, одежда воинов состояла из двух предметов - короткого хитона и хламиды, которую надевали сверх доспехов. Греческие доспехи были сравнительно легкими, отличались художественной отделкой и рациональным построением. На протяжении многих веков они оставались не- изменивши образцами для других народов.
Каждая из местностей Греции имела свою форму шлема: беотииский - закрывал не только голову, но щеки и нос, а гребень был украшен султаном; дорийский-был с низко спущенным забралом; коринфский - так низко опущен на лоб, что почти полностью скрывал глаза.
Женский костюм. От архаического периода сохранились изображения двух видов женских костюмов. Первый: сверх хитона-рубашки надета узкая длинная юбка из плотной орнаментированной ткани и короткая свободная кофточка без рукавов. Победа остается за плиссированным или крепированным хитоном, сверх которого носили перекинутый через плечо шарф - "фарос" .
Сандалии у женщин были более мягкие и изящные, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.
В начале V века до н. э. среди древнегреческих женщин считалось недопустимым выставлять напоказ свое богатство и родовитость. Но по мере того как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц древних обычаев. Аристофан в комедиях постоянно высмеивал страсть своих современниц к украшениям, богатым одеждам, косметике.
Форма и линии древнегреческой женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус открыли грекам все те приемы, с помощью которых можно было сделать женщину более красивой, более стройной. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, над чем смеялись драматурги и поэты, но и создание чисто художественных средств, к которым относилась и форма прически. Поднятые на затылке волосы поддерживались повязкой или сеткой, от чего шея казалась длиннее и тоньше, пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты) и поднимались к узлу на затылке, создавая изящную линию формы головы. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.
Украшения. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем довольно полное представление о драгоценных и недрагоценных древнегреческих украшениях. Тончайшая ювелирная работа-диадемы, шпильки и сетки для волос из золота, серьги, браслеты, ожерелья, застежки-фибулы, кольца из золота и сплава золота с серебром (ил. 80) - достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные, они оттеняли женственную красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев.
"Существует только одна наука - это наука история", - писал столетие назад один из великих европейских ученых, пытаясь разобраться в существовавшей тогда системе наук. Он имел в виду, что как законы природы, так и законы человеческого общества познаются в их развитии: ничто не стоит на месте, все изменяется.
Было время, когда в нашей стране изучение прошлого сводили к голым схемам, к "обществоведению", как это тогда называлось. Знание же конкретных фактов, имен исторических деятелей, дат, исторических названий считалось излишним.
Для того, чтобы убедить ребенка или даже взрослого принять необходимое, но невкусное лекарство, его обычно, скрывают в сладкой оболочке или помещают в красивую разноцветную капсулу. Подобным же образом поступали, начиная с глубокой древности историки, когда хотели побудить подрастающее поколение к изучению событий прошлого или законов истории. Об этих событиях рассказывали не только в хрониках и скучных исторических пособиях, но и в очерках или исторических повестях, занимательность которых привлекала читателя. Чем больше был талант рассказчика, тем охотнее читали и переписывали его произведения; некоторые из них сделались на многие века образцами исторических сочинений. Одним из таких классиков науки стал грек Плутарх, самый крупный представитель так называемого биографического жанра в истории. И по сегодняшний день во многих странах, культура которых выросла на базе античности, писатели пытаются рассказать об окружающем их мире, составляя биографии современных деятелей культуры или общественной жизни. Такие книги пользуются большим успехом, выходят целыми сериями (например, популярная у нас серия "Жизнь замечательных людей"; иногда книги с биографиями современных исторических деятелей называют "Новый Плутарх".
Кем же был этот писатель, навеки вошедший в историю литературы? Греческий ученый и общественный деятель, Плутарх из Херонеи (47-120 гг. н.э.) происходил из знатной и богатой семьи, получил прекрасное образование в Афинах и Александрии - культурных центрах тогдашнего греческого мира. Еще в юности Плутарх изучил всю историческую и философскую литературу греков и стал одним из самых образованных людей своего времени.
В эпоху Плутарха Греция уже давно утратила независимость и превратилась в одну из многочисленных провинций Римской империи. Римские завоеватели жестоко угнетали подчиненные народы. Однако с греками они обращались несколько мягче. Высокие достижения эллинской культуры приносили Риму немалую пользу: знатные римляне охотно читали греческие книги, украшали свои дома греческими статуями, а иногда перевозили в Италию даже целые архитектурные сооружения. Вскоре они поняли, что выгоднее приглашать в Италию греческих зодчих и ваятелей, чем перевозить по морю статуи или части зданий. Римские ученые пользовались достижениями греческих медиков, историков, агрономов, архитекторов, и жизнь в Риме благодаря этому становилась более комфортабельной и приятной. "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила",- писал на рубеже новой эры поэт Гораций.
Исключительная образованность Плутарха сделала его желанным гостем в Риме. Он был принят и даже играл некоторую роль при дворе императора Траяна (98-117 гг. н. э.). Соотечественники тоже осыпали Плутарха почестями, справедливо полагая, что уважение, которое ему оказывал император, не может не отразиться на их собственной судьбе. Когда писатель умер (120 г.), ему на общественный счет был сооружен памятник. Впоследствии на этом памятнике была выбита стихотворная надпись поэта Агафия. В надписи говорилось о том, что жизнь Плутарха принесла богатые плоды и много пользы людям. В своих "Параллельных жизнеописаниях" он сумел найти в Риме параллели к жизням замечательных людей Греции, но,- писал Агафий,- "жизнь самого Плутарха была столь замечательна, что к ней даже он сам подобрать параллель бы не смог".
Чем же заслужил Плутарх столь высокую похвалу? Безмятежное благополучие, сопутствовавшее его жизни, позволило Плутарху написать такое количество произведений, каким могли похвалиться лишь очень немногие из античных писателей. До нас дошло 154 полностью сохранившихся произведений - более четырех тысяч современных книжных страниц, а еще приблизительно столько же было утрачено за те столетия, которые отделяют время писателя от начала книгопечатания. Боль-шинство книг Плутарха посвящено философским, религиозным, моральным и близким к ним вопросам.