Интересны и взгляды Бодена на религию. В работе «Colloquiumheptaptlomere» («Разговор семерых») он описывает спор между семью последователями разных религий. Основная мысль работы состоит в том, что существует естественный фундамент, общий для всех религий, о есть то, что объединяет различные религии, сильнее того, что разъединяет.
Важный вклад в развитие социальной мысли Ренессанса внес Томмазо Кампанелла(1568-1639). Он выражает мысль о необходимости больших преобразований, направленных на установление справедливого общества. В отличие от Мора. Он полностью убежден в возможности реализации этой идеи путем восстания. Он был участником заговора, замышлявшегося для ниспровержения испанского владычества и установления имущественного и социального равенства. После раскрытия заговора Кампанелла пригова-ривается к пожизненному заключению.
Социальная программа Кампанеллы изложена в его книге «Город Солнца», написанной в тюрьме. Повествование в ней ведется от лица морехода, посетившего остров Тапробану со столицей Город Солнца. Государственное устройство Солнечного города, как и «Утопии» Мора, основано на отсутствии частной собственности. В Городе Солнца существует разделение труда (умственный труд отделен от физического). Государством управляет самый одаренный гражданин – Метафизик, опирающийся на трех помощников, а те, в свою очередь, на более узких специалистов (всего в городе сорок начальников). Смена постов может происходить по решению общего городского собрания, которое проходит дважды в месяц, а Метафизик и три его заместителя могут сменяться только тогда, когда появятся люди, превосходящие их своими способностями. В отличие от «Утопии», труд «соляриев» составляет 4 часа в день; в Городе Солнца нет рабов, еще сохранившихся в «Утопии».
Развитие социально-политической мысли в эпоху Возрождения не является односторонним. С одной стороны, идеалом представляется сильная центральная власть; с другой стороны, были продолжены идеи Платона о разработке идеального государства, получившие раскрытие в социальных утопиях Т.Мора и Т.Кампанеллы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М, 1995.
2. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
3. М.Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
4. Введение в философию. В 2 ч. Ч. 1/ Под редакцией И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989.
5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980.
6. История науки в кратком изложении/ Пер. с чеш. И.И.Богута. – М.:Мысль, 1991.
7. История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIX веков). – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шикалина, 1996.
8. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов/ Под ред. И.И.Кального. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
9. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2002.
10. Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т. 2. – М.:, 1980.
11. Макиавелли Н. Государь. М.: 1990.
12. Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный двор, 2003.
13. Б.Рассел. История западной философии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
14. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК «Петрополис», 1994.
15. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002.
16. Философия/ Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.
17. Философия/ Под ред.О.А.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002.
18. Хрестоматия по истории философии: Учеб. Пособие для вузов. Ч.1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.
19. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М, 1995.
20. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М 1976 г.
21. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
22. Н.А.Дмитриева «Краткая история искусств» Выпуск I и выпуск II