Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.
Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области.
4.1. Старообрядчество в Тюменской области
В конце XVII - начале XVIII веков Приисетье стало одним из четырех центров раскольничества на Урале и в Сибири (известны также исторически сложившиеся центры старообрядчества в окрестностях Нижнего Тагила, Екатеринбурга и в Алтайском крае). Опираясь на немногочисленные летописные источники, а также устные предания, большинство исследователей склоняются к тому, что предками Исетских старообрядцев являлись переселенцы с Русского Севера, в частности с Соловецких и Архангельских земель. В 1751 году Тобольской конси
-20-
сторией были предприняты попытки насильственного обращения старообрядцев Приисетья в лоно Православной церкви. Однако, в большинстве случаев подоб
ные "увещевания" оказывались безуспешными и заканчивались либо открытым неповиновением либо актами самосожжения. Духовным наставником старообрядцев Приисетья являлся Мирон Иванович Галанин (1726-1806), которого мест
ные жители называли Святым Миронушкой. Некоторые исследователи считают Галанина основоположником крестьянской литературы. Язык оставленных им писем, текстов духовного и исторического содержания отличается от литературного языка бытовавшего в России конца XVIII века. Он более приближен к разговорной речи, и выражает суть самых высоких проявлений народной духовной жизни. Жизнь Мирона Галанина была близка к мученической. Он часто подвергался преследованиям и пыткам со стороны официальных властей и духовенства из-за своего высочайшего духовного авторитета среди старообрядческого населения. Более девяти лет Галанин провел в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга, подвергаясь жестоким лишениям и пыткам. Вместе с осужденными смертниками он выполнял непосильные работы на горнозаводском мраморном карьере. Могила Галанина в деревни Кирсаново является святым местом для старообрядцев так же как и колодец Святого Тарасия, который находится вблизи деревни Дружинино Шатровского района Курганской области.
В настоящее время в труднодоступных окрестностях Приисетья сохранились отдельные старообрядческие поселения, в которых строго соблюдаются сложившиеся на протяжение столетий законы веры и жизненного уклада. Как правило, старожилы неохотно идут на контакт с приезжими исследователями, старательно оберегая свои тайны от чуждого и враждебного им внешнего мира. Участник одной из экспедиций в старообрядческую деревню рассказывал, как местные жители впустили его в свой дом, однако, стакан из которого он пил поставили отдельно от остальной посуды, тем самым демонстрируя свое отношение к "мирским" людям, как к носителям некой "нечисти". В 1979 году основатель Исетского краеведческого музея А.Л. Емельянов обнаружил староверческую часовню, построенную на могиле Мирона Галанина в деревне Кирсаново. В районной газете об этом открытии была опубликована заметка, привлекшая внимание группы исследователей-краеведов из Тюмени. Однако, когда организованная экспедиция достигла своей цели, было обнаружено, что часовня опустела, из нее исчезли все иконы. Существует два предполагаемых объяснения этому происшествию - либо после появления газетной публикации часовня была разграблена некими зло
-21-
умышленниками, либо иконы были перемещены староверами в более надежное потайное место. До 60-х годов ХХ века во многих старообрядческих деревнях Приисетья сохранялась своя уникальная календарная и семейная обрядность, которая подробно описана рядом исследователей Тюмени и Урала. До недавних времен можно было встретить старообрядческие селения, в которых местные жители продолжали строго придерживаться образцов старинной одежды. Вот как описывает эти тра-
диции сотрудник Тюменского областного краеведческого музея Г.А. Королева: "Незыблемым было требование носить одежду старинных образцов. С.Т.Чащилова, жительница с.Кирсанова, вспоминает о том, что в соседних дерев
нях и селах девушки надевали модные в 20-30-е годы парочки - юбку и кофту из одного куска ткани. Модницы наряжались в юбки и кофты разной расцветки, а среди староверов всякие попытки заменить лямочники с сарафанами на модную одежду пресекались. Порой тайком сшитую юбку и кофту девушка не успевала даже надеть. Мать отбирала и запирала наряд в чулан, либо рубила ненавистные ей вещи, заставляя девушку носить лямочник".
Сохранившиеся очаги старообрядства в Приисетье демонстрируют уникальные примеры жизненного уклада, подчиненного продолжающей жить на протяжении веков самобытной духовной культуре.
-22-
Заключение
Во-первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.
Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.
В третьих, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.
-23-
Список литературы
1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
2. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.
3. Кириллов И. А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1996.
4. Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.
5. Настасе Д. Заметки об имперской идее на Руси до 1453 г.//Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центов идеологии и культуры до XVII в. VI Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 28–30 мая 1986 г. М., 1997.
6. Энциклопедия «Аванта +» Религии мира, часть 2, издательство
7. Сайты Интернета:
http://www.wikipedia.org.ru/
http://staroobryadets.tamb.ru/
http://www.ikz.ru/
http://etno.clow.ru/information/
http://www.kvest.com