Смекни!
smekni.com

Виды гражданских правоотношений (стр. 2 из 5)

Точно также при определенных условиях актуальными могут быть имя как неотчуждаемое неимущественное благо, принадлежащее человеку, (например, в авторских правоотношениях), его возраст как формально-правовой критерий частичной дееспособности, эмансипации и нетрудоспособности (Ст. ст. 27, 28, 1088 ГК РФ), половая принадлежность (определяет критерии, по которым допускается вселение в одно помещение лиц разного пола), состояние здоровья (совершение сделки лицом, ограниченным в дееспособности), семейное положение, которое может иметь существенное значение в жилищных, пенсионных и наследственных правоотношениях.

Вторую группу субъектов гражданских правоотношений составляют юридические лица, которые являются основными участниками гражданского оборота. Одинаковыми признаками всех юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений являются организационная целостность (предполагает наличие для решения необходимых задач внутренней структурной организации, закрепленной в уставе, уставе и учредительном договоре, только в учредительном договоре или типовом положении в зависимости от их вида), имущественная обособленность (наличие имущества на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления), самостоятельная ответственность по всем принятым обязательствам своим имуществом, обособленным в результате создания юридического лица от имущества его учредителей, участие в хозяйственном обороте, судебных и иных публичных учреждениях от своего имени, которое может быть конкретизировано фирменным наименованием, зафиксированным в реестре юридических лиц, и местом его нахождения.

Правоспособность юридических лиц может быть общей, позволяющей участвовать во всем многообразии гражданских правоотношений (правоспособность всех коммерческих предприятий, за исключением унитарных предприятий), и ограниченной, позволяющей осуществлять только уставную деятельность (фонды, общественные организации).

Третью группу лиц, участвующих в гражданских правоотношениях, составляют государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования. Создание и прекращение их деятельности определяется специальным порядком, а не общими правилами, предусмотренными в гражданском законе для иных юридических лиц. Правоспособность и дееспособность публично-правовых образований, как и всех иных юридических лиц, совпадает, но и то и другое определяется специальными задачами и публичными интересами, а не универсальным характером реализации властных полномочий.[3]

Публично-правовые образования приобретают гражданские права и обременяют себя гражданскими обязанностями через свои органы, полномочия которых определяются нормативными правовыми актами публичного, а не частного права. Правовыми актами определяется соответствие действий их органов по отчуждению, приобретению имущества, имущественных прав и обязательств воле самих публично-правовых образований.

Участие публично-правовых, образований в гражданском обороте обусловлено не основными, а факультативными задачами их деятельности. Сделки с участием публично-правовых образований совершаются по общим правилам, но с изъятиями, установленными законом. Каждое публично-правовое образование в гражданском обороте действует автономно, не отвечая по обязательствам друг друга за теми исключениями, при которых они добровольно принимают на себя эти обязательства.[4]

В гражданско-правовых отношениях, связанных с реализацией исключительных прав, может участвовать только государственное, а не иные публично-правовые образования. Чаще всего го связано с приобретением прав патентообладателя на изобретения и промышленные образцы для последующего их использования в интересах всего общества. Не менее распространенным является участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях, которые могут быть как договорными (договоры поставки для государственных нужд, доверительного управления имуществом, распространение облигаций внутреннего займа и иных Казначейских обязательств), так и внедоговорными. К числу последних следует отнести обязательства из причинения вреда незаконными актами государственных органов, органов местного самоуправления, действиями их должностных лиц (Ст. 1069 ГК РФ), а также органами предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда (Ст. 1070 ГК РФ).

Обязательства государства и его субъектов, возникающие из гражданских правоотношений, могут быть как внутригосударственными, так и внешними. В последнем случае речь идет о внешнеторговых и заемных сделках.

Такова общая характеристика субъектов гражданских правоотношений.

Объектами гражданских правоотношений выступают материальные и нематериальные блага, по поводу которых они возникают, изменяются и прекращаются. Важно помнить, что материальные и нематериальные блага только тогда становятся объектами гражданских правоотношений, когда они находят объективное проявление. Никакие идеи не могут быть объектом гражданских правоотношений, не могут иметь правовую охрану до тех пор, пока не найдут свое объективное выражение.

К материальным благам, как уже отмечалось, относятся вещи, результаты выполненных работ и оказанных услуг, имею- овеществленную форму либо полезное свойство, позволяющее сохранить или улучшить овеществленный объект.

Нематериальные блага являются результатом творческой деятельности и могут быть представлены объектами исключительных прав (произведения науки, литературы и искусства, фирменные наименования, товарные знаки, промышленные образцы и др.), а также личными неимущественными благами (жизнь, здоровье, имя, честь, достоинство, деловая репутация и др.).

Материальные и нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений представляют интерес в той мере, в которой отношения между их субъектами подвергнуты отраслевому регулированию по поводу этих благ в связи с их возможностью участия в гражданском обороте, условиями совершения сделок и др.[5]

Вещи и имущественные комплексы могут быть объектами вещных правоотношений, в то время как деятельность их участников, а также имущественные права могут быть объектами обязательственных правоотношений. Поэтому заключение договора купли — продажи, предметом которого является право аренды или бездокументарной ценной бумаги, свидетельствует о смешении объектов материальных и нематериальных благ, каждый из которых имеет различные способы правового регулирования, принципиально различные с точки зрения вещных и обязательственных притязаний.[6]

Объекты гражданских правоотношений — материальные и нематериальные блага — делятся на следующие группы:

· имущество и имущественные права;

· овеществленные результаты выполненных работ, включая представляющие интерес для гражданского оборота результаты творческой деятельности;

· овеществленные результаты выполненных работ и оказанных услуг; личные неимущественные права.

Понятие «имущества» как объекта гражданских правоотношений многозначно. Для многих видов имущества законодатель создает дополнительный правовой режим, связанный с их участием в гражданском обороте. Например, территории национальных заповедников не могут быть объектами купли-продажи, холодное и огнестрельное оружие может находиться у тех или иных лиц лишь при наличии специального разрешения, сделки с иностранной валютой и ее перемещение через государственную границу должны соответствовать специальным банковским и таможенным правилам, переход права на объекты недвижимости осуществляется на основе государственной регистрации.

Овеществленные результаты выполненных работ представляют собой итоги полезной деятельности субъектов гражданских правоотношений. К их числу следует отнести объекты жилого и производственного назначения, градостроительства, садово-паркового искусства, живописи, дизайна и др.

Неовеществленные результаты выполненных работ и оказанныхуслуг также представляют собой полезную, экономически целесообразную деятельность. Они могут быть представлены передачей информации в эфир, сценическим исполнением литературного или музыкального произведения, организацией зрелищных мероприятий и др.

Личные неимущественные блага характеризуются прежде всего их неотчуждаемостью. Они могут индивидуализировать субъекта гражданских правоотношений (имя, честь, достоинство), могут быть направлены на его личную неприкосновенность (жизнь, здоровье, изображение внешнего облика), защиту тайны личной жизни (неприкосновенность жилища, тайна личной жизни, переписки и иной документации, адвокатская и врачебная тайна, тайна совершения нотариальных действий, операций с банковскими вкладами, связанная со следственными действиями).[7]

Гражданские правоотношения являются не только идеологическим, надстроечным явлением, но и их реальным воплощением, поскольку под юридическим содержанием гражданских правоотношений понимается как моделируемая правом, так и реальная правовая связь между правами и обязанностями их субъектов.

Субъективное, т. е. принадлежащее конкретному субъекту гражданское право, следует определить как установленную законом, а потому юридически обеспеченную меру возможного поведения управомоченного лица.

Субъективное гражданское право обусловливает дозволенное поведение, которое находит реализацию в возможностях (правомочиях) требования от обязанных субъектов надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, самостоятельного осуществления юридически значимых действий, обращения за защитой нарушенного субъективного гражданского права, которая предполагает применение мер государственно-властного принудительного воздействия в целях его восстановления (взыскание долга, возмещение убытков, выплата страхового возмещения, восстановление деловой репутации и др.).