Однако и в области идеологии произошли существенные изменения, крупнейшим из них была победа христианства. Христианское учение, которое возникло в форме социального протеста городских плебеев, превратилось затем в государственную религию рабовладельческой империи, но это произошло уже в период разложения рабовладельческих отношений, в период кризиса полисной идеологии — античной философии, морали, права. Именно потому, что христианство было наиболее ярким выражением этого кризиса, впоследствии оказалось возможным приспособить его к нуждам того общественного строя, который пришел на смену рабовладельческому. В целом же элементы нового, те феодальные институты, которые возникли в зародыше в римском обществе, не имели перспектив свободного развития и тормозились стойкими, еще неизжитыми рабовладельческими отношениями. Подобное положение вполне закономерно и понятно, так как все эти институты формировались в Римской империи в обстановке гибнущей цивилизации, в обстановке рабовладельческого общества, которое находилось в состоянии глубокого кризиса.
Единственным средством, которое могло бы обеспечить свободное развитие новым силам, была «коренная революция», способная окончательно похоронить рабовладельческое общество с его еще достаточно мощной политической структурой. Однако этот переворот не мог быть произведен только внутренними силами римского общества. Широкие народные движения III — V вв., какими были восстания багаудов, движения агонистиков, несомненно расшатали Римскую империю, но оказались не в состоянии ее окончательно разрушить.
Для этого потребовалось сочетание борьбы внутри общества с таким внешним фактором, как вторжение варваров на территорию империи. В результате объединенного воздействия этих исторических факторов наступила гибель Западной Римской империи, гибель рабовладельческого строя.
Заключение
Обзорная история становления и падения Великого Рима волнует нас и по сей день. И надо заметить, что вопреки столетиям перед человеком предстают все те же дискуссии и разногласия в политике. Любому государству присуще стремление к контролю. С самого начала установления в Риме режима принципата провинции сразу ощутили на себе благотворное влияние новой политической системы. Империя принесла римлянам внешний и внутренний мир, относительную безопасность и экономическое процветание, но она же отняла у них политическую свободу.
Список литературы
1. Крушило Ю.С. “Хрестоматия по истории древнего мира” Москва 1980.
2. Струве В.В. “Хрестоматия по истории древнего мира” Москва 1975.
3. Третий том истории древнего мира. Москва 1980.
4. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Москва «Высшая школа» 1987.
5. Немировский А.И. “У истоков исторической мысли” Воронеж 1979.
6. Утченко С.Л. «Политические учения древнего Рима» Ш-1 вв. до н.э. Москва 1977.
7. Кузищин В.И. “ История Древнего Рима” Москва, «Высшая школа»1982.