План
Введение
1 Предпосылки заговора
2 Устав организации заговорщиков
3 Программа заговора
3.1 Пути освобождения Грузии от российского господства
4 Социальная база заговора
5 Вопрос о союзнике
6 Вопрос государственного устройства
7 Провал заговора
8 Наказание участников заговора
9 Историческое значение «Заговора 1832 г.»
Список литературы
Введение
Заговор грузинского дворянства 1832 года — заговор с целью восстановления грузинской монархической государственности и реставрации власти династии Багратионов.
Заговор 1832 года явился логическим продолжением национального движения начала XIX века. Вместе с тем это был качественно новый этап в борьбе за восстановление государственной независимости. Происходившие ранее восстания против российского господства носили преимущественно стихийный и локальный характер. Восставшие не имели заранее выработанной программы, хотя ими двигала одна общая идея — освобождение родины. Заговор 1832 года отличался от национальных восстаний предшествующей эпохи.
Народные восстания за национальную и социальную свободу в Грузии в первом двадцатилетии XIX в. носили стихийный, несознательный, неорганизованный характер. Это и явилось главнейшей причиной их поражения, хотя следует учитывать и то, что силы царизма и восставших были слишком неравны.
1. Предпосылки заговора
Крах национальных восстаний начала XIX века и последовавшие за ними репрессии, наложили свой отпечаток на грузинское общество. Члены царского рода Багратионов находились в ссылке в России. Власти всячески препятствовали их связям с родиной. Представители грузинской аристократии, принимавшие активное участие в восстаниях, были сурово наказаны. Оппозиционно настроенным к российской власти создавали невыносимые условия. Одновременно, та часть грузинской аристократии, которая в период восстаний стояла на стороне России, была поставлена в привилегированное положение и всячески поощрялась. В 20-х годах XIX века на арену деятельности выступило поколение грузинской аристократии, сознательная жизнь которого началась в условиях российского господства.
Более двадцатилетняя открытая борьба или открытая политическая деятельность грузинских Багратионов, высланных в ту пору в Москву и Петербург свидетельствовало о росте антироссийского настроения среди грузинского населения.
Первое патриотическое объединение в Грузии первой трети XIX в. создали участники заговора 1832 г., воспитанные на освободительных идеях не только Грузии, но и Европы. А в Европе в то время развертывались значительные события. Мир был потрясен Великой французской революцией, хотя французский народ уже готовился к новой революции. Присоединенная к России Финляндия, хотя формально, но все же сумела сохранить автономное правление. Польша пыталась обрести независимое правление путем революции. [1]
В такой ситуации в Москве и Петербурге началось оживление грузинского национального движения и консолидация национальных сил. Вдохновителями и организаторами грузинского национального движения были сосланные в Россию представители царского дома Багратионов.
Следует принять во внимание, что идея создания тайного общества (организации) и первые практические шаги по осуществлению этой идеи зародилась в 1825 г. именно в среде грузинских Багратионов — царевичей: Парнаоза, Окропира, Димитрия и других, высланных в Москву и Петербург. «Идея эта постепенно созревала с 1800 г., но безрезультатно. С 1825 г. начали осознавать, что достичь этой цели при помощи таких партикулярных движений, какими были разрозненные восстания в различных уголках Грузии, невозможно. Нужно было найти новый метод борьбы в соответствии со временем и расстановкой сил». [2] Грузины, жившие в ту пору в России, были знакомы с тайной деятельностью организации русских декабристов — «Союз спасения», или «Союз благоденствия» (1816—1821 гг.), Северное общество во главе с Рылеевым и Южное общество декабристов во главе с Пестелем, о чем свидетельствуют обнаруженные среди бумаг С. Додашвили письма К. Рылеева, перевод Григолом Орбелиани его же, т. е. Рылеева, стихотворения «Исповедь Наливайко», проповедование Давидом Багратиони западноевропейских и освободительных идей, признание 3. Чолокашвили того, что «если сами русские, чувствуют несправедливость своего правительства, мы должны это чувствовать сильнее», также знание того, что Пестель советовал «обязательно вернуть Польшу, Грузию и другие области их прежним владельцам». [3]
В 1825 году в Петербурге под руководством царевича Димитрия сформировался первый тайный кружок (общество), членами которого были царевич Парнаваз, Димитрий и Элизбар Эристави, Вахтанг Орбелиани, Соломон Размадзе и другие. В кружке обсуждался план освобождения Грузии. В 1826 году в Москве создается вторая тайная организация (кружок) под руководством царевича Окропира. Активными членами кружка являлись: Давид Орбелиани, Соломон Додашвили, Георгий Эристави и другие. В этом кружке также шел поиск путей освобождения родины. Связь с Грузией для решения вопроса о начале практических действий осуществлял Соломон Додашвили.
Из Петербурга и Москвы деятельность заговорщиков постепенно переместилась в Тифлис. Здесь образовалась наиболее многочисленная и мощная организация тайного общества.
В 1827 г. один из заговорщиков, Соломон Додашвили, окончил Петербургский университет и отправился в Грузию. По пути он посетил в Москве царевича Окропира и получил от него руководящие указания. В 1827—1829 гг. в Тифлис время от времени приезжали Александр Чолокашвили, Тамар Батонишвили (Багратиони), Филaдельфос Кикнадзе и сам царевич Окропир. В эти годы сформировалась тифлисская организация заговорщиков, в которую вошли Элизбар, Георгий и Давид Эристави, Иасе Палавандишвили, Александр, Луарсаб, Григол, Мамука и Дмитрий Орбелиани, Александр Чавчавадзе, Соломон Додашвили, Димитрий Кипиани, Соломон Размадзе, Теймураз Амилахвари, Заал Автандилашвили, Давид Джорджадзе, Захарий Чолокашвили, Иосиф Мамацашвили и многие другие образованные, передовые интеллигенты — офицеры, писатели, ученые, журналисты, педагоги. «Заговорщиками в 1830—1832 годы руководила тройка — Александр Орбелиани, Элизбар Эристави и Соломон Додашвили». [4]
Помимо Тбилиси, заговорщики развернули работу почти во всех уголках Грузии. Заговорщики имели своих представителей почти во всех уголках Грузии — Картли, Кахети, Имерети, Мегрелии, Абхазии. Тайному обществу обещали большую помощь князь Давид Дадиани из Мегрелии и князь Константин Шарвашидзе из Абхазии.
Они ставили также целью вовлечение в борьбу против России всех кавказских народов.
2. Устав организации заговорщиков
Заговорщики стремились соблюдать конспирацию. У них были выработаны способы тайной переписки, они использовали секретную азбуку и т. д.
В 1830 г. Филадельфос Кикнадзе составил устав тайной организации под названием «Акт сознательного действия». В нем были сформулированы формы и средства создания и деятельности организации заговорщиков. Участники заговора признавали как легальные, так и нелегальные, как мирные, так и немирные формы борьбы. В 1832 году члены тайного общества принесли клятву верности избранному делу. В «Акте» были определены условия приема в члены общества, права и обязанности членов. «Акт» предусматривал соблюдение конспирации. Один из пунктов «Акта» предупреждал членов общества о том, чтобы в их ряды не проникли сомнительные лица. Устав, разумеется, был не без недостатков. К тому же слишком много людей знало о существовании общества, что увеличивало риск его провала.
3. Программа заговора
Программа заговора выдвигала главное требование — освобождение Грузии от российского господства. Заговорщики не успели доработать и усовершенствовать свою программу. По имеющимся материалам можно восстановить основные программные требования. В программе выделяются несколько вопросов.
В ноябре 1832 г. Элизбар и Георгий Эристави составили, а остальные участники заговора одобрили проект создания конституционно-парламентарной монархии, в силу которого в Грузии, либо остающейся в пределах Российской империи, либо ставшей независимой, следовало учредить парламент с верхним и нижним «управлениями» (палатами). Председателем верхней палаты должен был 6ыть царь, членами — министры внутренних дел и просвещения, обороны, иностранных дел, юстиции, финансов. В нижнюю палату должны были войти депутаты из различных уголков Грузии. Подразумевалось, что «кабинет министров» будет подотчетен перед облеченной правами «нижней палатой». [5]
Не подтверждается распространенное мнение о том, будто заговорщики подразделялись на монархическое (правое) и республиканское (левое) течения, причем князья якобы были монархистами, а дворяне и крестьяне — республиканцами. Факты свидетельствуют, что среди заговорщиков не было ни чистых монархистов, ни чистых республиканцев, но прежние просветительские идеи (республиканские, патриотическо-либеральные, либо конституционно-монархические) разделяли почти в равной мере все — и царевичи Дмитрий и Окропир Багратиони, и князья Григол Орбелиани и Александр Чавчавадзе, и дворянин Дмитрий Кипиани, и сын священника (крестьянина) Соломон Додашвили. [6] Если и возникали между ними разногласия, это было естественное расхождение во взглядах мыслящих, просвещенных людей.
3.1. Пути освобождения Грузии от российского господства
Заговорщики долго обсуждали пути освобождения Грузии от российского господства. Одна часть заговорщиков, чью точку зрения выражал генерал Иванэ Абхази, считала, что не раньше чем по истечении ста лет может быть поставлен данный вопрос. На протяжении ста лет Грузия окрепла бы, усилилась и только после этого могло настать время для освобождения Грузии от российского господства. В противном случае страна могла стать объектом агрессии Турции и Ирана. Другая часть заговорщиков, идейным руководителем которой являлся Григол Орбелиани, считала возможным организацию восстания против России. По их мнению, грузинский народ был готов не только обрести независимость, но и сохранить ее. Позицию третьей части заговорщиков выражал Александр Орбелиани. Они считали, что следовало убедить российского императора в закономерности и целесообразности вхождения Грузии в состав России на правах автономного царства.