Смекни!
smekni.com

Первая русская революция 1905-1907 гг (стр. 3 из 7)

Центральным вопросом работы, IП съезда РСДРП был вопрос о вооруженном восстании. Исходя из того, что «пролетариат, будучи по положению своему наиболее передовым и единственным последовательно революционным классом, тем самым призван, сыграть руководящую роль в общедемократ­ическом революционном движении в России», и учитывая, что это движение «уже привело к необходимости вооружен­ного восстания», съезд признал организацию пролетариата «для непосредственной борьбы с самодержавием путем воору­женного восстания ... одной из самых главных и неотложных задач партии в настоящий революционный момент». В соот­ветствии с этим партийным организациям была поручена:

1) разъяснять пролетариату «не только политическое зна­чение, но и практически-организационную сторону предстоя­щего вооруженного восстания», отмечая при этом «роль мас­совых политических стачек, которые могут иметь важное значение в начале и в самом ходе восстания».

2) «принять самые энергичные меры к вооружению пролетариата, а также к выработке плана вооруженного вос­стания и непосредственно руководства таковым, создавая для этого, по мере надобности, особые группы из партийных работников»

.

_________________

«КПСС в резолюциях и решения съездов, конференций и пленумов ЦК», изд. 7, т. 1. Госполитиздат, М., 1953, стр. 69.

«КПСС в резолюциях и решения съездов, конференций и пленумов ЦК», т. 1. стр. 77.

Нацелив пролетариат на вооруженное восстание, съезд указал, что в результате его победы самодержавие должно быть заменено демократической республикой. Органом побе­доносного народного восстания, говорилось в решениях съез­да, «явится временное революционное правительство, един­ственно способное обеспечить полную свободу предвыборной агитации и созвать, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права с тайной подачей голосов, учредитель­ное собрание, действительно выражающее волю народа».

Отметив, что «демократический переворот в России, при данном общественно-экономическом ее строе, не ослабит, а усилит господство буржуазии, которая неминуема, попы­тается в известный момент, не останавливаясь ни перед чем, отнять у российского пролетариата возможно большую часть завоеваний революционного периода», съезд подчеркнул необходимость «постоянного давления на временное правитель­ство со стороны вооруженного и руководимого социал-демократией пролетариата в целях охраны, упрочения и расши­рения завоеваний революции». В частности, съезд признал допустимым участие во временном революционном правительстве представителей РСДРП для «беспощадной борьбы со всеми контрреволюционными попытками и отстаивании самостоятельных интересов рабочего класса»­.

Определив, таким образом, стратегическую линию партии съезд обсудил и наметил также ее тактические задачи. Он указал на то, что царское правительство «в целях самосох­ранения» попытается, с одной стороны, «путем уступок и обе­щаний реформ политически развратить рабочий класс и тем отвлечь его от революционной борьбы», а с другой стороны, будет усиливать репрессии и поднимать против революции все самые реакционные и отсталые элементы. Поэтому пар­тийным организациям было предложено наряду с разоблачением действительных целей правительственных уступок и разъяснением необходимости осуществления требований пролетариата революционным путем готовиться к вооруженному отпору выступлений реакции.

Съезд четко определил отношение партии к крестьянско­му движению, провозгласив, что «социал-демократия ставит своей задачей самую энергичную поддержку всех революцион­ных мероприятий крестьянства, способных улучшить его поло­жение, вплоть до конфискации помещичьих, казенных, церков­ных, монастырских и удельных земель». Он призвал крестьян к немедленной организации революционных крестьянских комитетов, к коллективному отказу от подчинения царским властям платежа налогов, исполнения воинской по­винности.

Определив роль пролетариата как гегемона буржуазно-­демократической революции в России, как руководителя обнедемократического движения против царского самодержавия, съезд обратил внимание местных партийных организаций на необходимость всемерного сплочения сил пролетариата и целесообразность использования всех элементов общедемокра­тического движения в интересах революции. Съезд поручил ЦКи местным комитетам «приложить все усилия к соглаше­нию с национальными социал-демократическими организация­ми в целях согласования местной работы и подготовления, та­ким образом, возможности объединения всех социал-демократических партий в единую РСДРП». Он осудил расколь­нические действия и оппортунистические взгляды меньшеви­ков, выступивших, в частности, «против возможности и жела­тельности для нашей партии взять на себя организующую роль в народном восстании». Подчеркнув необходимость строжайшего соблюдения партийной дисциплины, IIIсъезд партии поручил избранному им Центральному Комитету рас­пустить те меньшевистские организации, которые откажутся признать решения съезда. Взамен старой, предложенной Мартовым формулировки первого параграфа устава (о член­стве партии) IIIсъезд принял ленинскую формулировку, за­крепив тем самым в уставе РСДРП ленинские принципы построения партии.

Укрепив партию организационно, съезд выступил против стремления меньшевиков «сузить размах партийной работы». Исходя из того, что «революционное движение в России до известной степени расшатало и дезорганизовало уже самодер­жавное правительство», он призвал партийные организации «наряду с сохранением и развитием своего конспиративного аппарата» немедленно приступить к «подготовке целесооб­разных форм перехода во всех случаях, когда это возможно, к открытой деятельности социал-демократической партии». Съезд рекомендовал, в частности, «использовать все легаль­ные или полулегальные рабочие общества, союзы и другие организации для обеспечения преобладающего влияния в них социал-демократии и превращения их, по мере возможности, в опарные пункты будущей открытой социал-демократической рабочей партии в России».

Подтвердив оценку, данную II съездом социалистам-революционерам (эсерам), как буржуазно-демократической фрак­ции, «принципиальное отношение к которой со стороны со­циал-демократии не может быть иное, чем к либеральным представителям буржуазии вообще», IIIсъезд признал, «что временные боевые соглашения социал-демократов с органи­зациями социалистов-революционеров в целях борьбы с са­модержавием могут быть в некоторых случаях полезными», при условии, что они не будут «ограничивать полной само­стоятельности социал-демократической партии и нарушать цельность и чистоту ее пролетарской тактики и ее принципов». Что касается отношения к либералам, то III съезд, отметив необходимость «поддерживать буржуазию, поскольку она является революционной или только оппозиционной в сво­ей борьбе с царизмом», настоятельно рекомендовал членам партии «разъяснить рабочим антиреволюционный и противо­пролетарский характер буржуазно-демократического направ­ления во всех его оттенках» и «энергично бороться... против всяких попыток буржуазной демократии взять в свои руки рабочее движение и выступать от имени пролетариата или отдельных групп его».

Таким образом, значение III съезда РСДРП состояло в том, что перед лицом развивающейся революции в России он определил стратегию и тактику большевиков и укрепил пар­тию организационно. Решения III съезда сыграли важную роль в развертывании революции.

Новая волна рабочего движения.

Еще до начала III съезда большевики обратились ­к рабочим России с первомайской листовкой. Автором ее был В. И. Ленин. Листовка призывала рабочих активно готовиться к празднованию Первого мая. «Пусть Первое мая этого года будет для нас праздником народного восстания…»

, - говорилось в ней.

Рабочий класс России откликнулся на этот призыв. Празд­нование 1 мая 1905 года превратилось в грандиозную демонст­рацию революционной солидарности российского пролетариа­та. В майских стачках приняло участие более 200 тыс. рабо­чих.

Майские стачки положили начало новому этапу в развитии революции в России. Если на первом ее этапе в январе - мар­те 1905 года рабочее движение представляло собой проявление стихийного негодования, взрыв которого был вызван «крова­вым воскресеньем», то теперь оно было результатом посте­пенного осознания широкими массами российского пролета­риата своих классовых задач.

Всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске, охватившая до 70 тыс. рабочих, длилась с 12 мая по 23 июля, т.е. более двух месяцев. В условиях столь длительной и упорной стачечной борьбы потребовалось создание особого органа, который взял бы на себя поддержание порядка, организацию снабжения забастовщиков и их семей и т.д. С этой целью рабочие избрали так называемый Совет уполномоченных, в который вошли представители от коллективов всех предприятий, участвовавших в забастовке. Этот Совет, как известно, явился одним из первых Советов рабочих депутатов.

Пролетарская борьба захватывает новые, наиболее от­сталые районы, и опричники царя усердствуют на пользу ре­волюции, превращая экономические столкновения в полити­ческие, разъясняя рабочим везде и повсюду на их собствен­ной судьбе безусловную необходимость свержения самодер­жавия, воспитывая из них будущих героев и борцов народного восстания.