Процесс европеизации России получил, пожалуй, самое яркое воплощение в культурных преобразованиях Петровского времени. Можно согласиться с мнением историка В.Я. Уланова: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в её широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа»[8].
По возвращении в Россию молодой царь отправил за границу для обучения немало молодых дворян, главным образом для овладения «навигацкими» (морскими) науками, а также механикой, артиллерийским делом, математикой, иностранными языками. Не все из посланных проявляли рвение к наукам, многие просто старались пожить за границей в своё удовольствие. Однако уже одно пребывание в Западной Европе производило на русских людей неизгладимое впечатление, расширяло их кругозор, меняло мировоззрение.
Пётр заботился о развитии образования и в самой России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. В 1701 г. в Москве, в Сухаревойбашне, под руководством профессора Абердин-ского университета Форварсона из Шотландии открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук (в 1715 г. её сменила Морская академия в Петербурге во главе с тем же Форварсоном). Именно преподаватель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий стал автором «Арифметики...» (1703 г.) — знаменитого учебника, по которому училось не одно поколение русских людей. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа, которая, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий.
На фоне этих учебных заведений, специализировавшихся на изучении какого-либо одного предмета, выделялась гимназия, основанная в 1705 г. пленным саксонцем Глюком. Её программа предусматривала изучение географии, этики, политики, латинской риторики и ораторского искусства, философии, иностранных языков и даже танцевального искусства и верховой езды. К сожалению, гимназия эта не прижилась: некоторые из её учеников перевелись в медицинскуюшколу, открытую в 1707 г. при московском военном госпитале, а часть преподавателей перешла в 1715 г. в Морскую академию. Правительство испытывало большие трудности с обеспечением новых школ учениками. Многие из насильственно отданных в обучение «недорослей» убегали, их возвращали под угрозой телесного наказания.
Пётр, по его собственному мнению, стремился к тому, чтобы Россия как можно скорее преодолела появившуюся ещё во времена ордынского ига разобщённость с Европой. С 1700 г. велено было вести летоисчисление не по старому обычаю — от «сотворения мира», а по-европейски — от Рождества Христова, и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января. Так 7208 год по старому стилю стал 1700 годом по новому.
Для расширения кругозора подданных Пётр задумал издавать газету, где помещались бы заграничные новости. В январе 1703 г. появился первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». В редактировании его участвовал сам царь. Так родилась первая русская газета (хотя и у неё был предшественник в XVII в. — рукописные «Вести» или «Куранты», составлявшиеся в Посольском приказе). Церковнославянский шрифт, которым печатались «Ведомости...», в 1708 г. был заменён «гражданским», латинизированным — этот шрифт с небольшими изменениями до настоящего времени применяется во всех типографиях России. Шрифт был выбран лично Петром I.
Просветительским целям должен был служить и театр. В 1702 г. царём была приглашена странствующая немецкая труппа под руководством актёра и драматурга Куншта. В отличие от закрытого придворного театра времён царя Алексея Михайловича новый театр должен был стать общедоступным. Здание для него построили на Красной площади. В театре ставили пьесы сугубо светского содержания (например, комедию о Дон Жуане и даже «Лекаря поневоле» Мольера). Кроме того, Пётр обязал Куншта обучать россиян «комедиантским» (т.е. театральным) наукам. Действовал также театр при дворе сестры царя Натальи Алексеевны.
По инициативе Петра происходили важные изменения и в быту российских подданных (прежде всего дворян). Царь стремился переделать русское дворянство по образу и подобию аристократии «цивилизованных народов». Для этого в 1717 г. был переведён и издан специальный учебник — «Юности честное зерцало», где просто и доходчиво излагались самые элементарные правила поведения в обществе и, в частности, на ассамблеях. Ассамблеи — вольные собрания для дворян — были учреждены в 1718 г. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время (карты, шахматы, западноевропейские танцы). Обстановка на ассамблеях должна была быть непринуждённой, лёгкой.
Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что они проводились «сверху», нередко путём навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций, которые только без пользы раздражали подданных. Бритьё бороды не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло его религиозные чувства. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носил париков.
Заключение
В заключение мне хочется сказать, что личность Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба.
Сложность и противоречивость исторического развития страны первой четверти XVIII века определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им реформ. Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека — от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность.
Обобщая всю изученную информацию по теме, можно подвести итоги реформаторской деятельности Петра.
Петр Первый провел реформы государственного управления: им были созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург. Он использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры, а также способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Петр добился признания за Россией авторитета великой державы. Император проводил политику создания мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов. Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. По инициативе Петра I были открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука.
Однако реформы проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, что влекло за собой восстания: Стрелецкое, Астраханское, Булавинское, беспощадно подавлявшиеся правительством.
Современники Петра Первого весьма неоднозначно относились к деятельности первого русского императора. Еще при жизни одни его подданные восхваляли царя за решительные реформы, а другие считали его Антихристом, глумившимся над церковью и народными обычаями.
Историки тоже не пришли к единому мнению. Для одних Петр – великий государь, решительно изменивший судьбу страны, сумевший вывести ее из глубокой отсталости, превративший в могучую европейскую державу. Создание могучего флота и армии, победа в Северной войне, контакты с Западом, развитие просвещения, взлет промышленности, создание нового административного аппарата – вот основные аргументы защитников Петровской политики.
В то же время для других историков Петр – правитель, не считавшийся с естественным течением российской жизни, пренебрегавший истинными интересами народа, подавлявший любую волю. Их доводы – это безжалостные рекрутские наборы, увеличение налогового бремени, Петербург, построенный «на костях», ужесточение крепостной зависимости, подчинение церкви государству, жестокие преследования раскольников и, конечно же, расправа с собственным сыном.
Лишь одно объединяет всех историков, писавших о Петре: и противники, и защитники Петровских преобразований признавали величие личности царя, грандиозность его замыслов, в связи с чем возникает закономерное деление всей истории России на допетровскую и послепетровскую эпохи.
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.:Лениздат,2000.
2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М.: Наука, 2000.
3. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.: Школа-пресс, 2004.
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 2001.
5. Лазарев А. В.Петр Великий. - М.: Олимп; Смоленск: Русич, 2000. – (Портреты великих).
6. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. – М.: Мысль, 2000.
7. Соловьев С.М. Об истории древней России. – М.: Просвещение,2003.
8. Энциклопедия . Т.5. Ч. 1. История России и ее ближайших соседей / сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 2001.
[1]Энциклопедия Т.5. Ч. 1. История России и ее ближайших соседей. – М., 2001. – С. 497.
[2] Соловьев С. Об истории новой России. – М., 2003. – С. 124
[3] Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 2001. – С. 89
[4]Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 2001. – С. 38
[5]Энциклопедия Т.5. Ч. 1. История России и ее ближайших соседей. – М., 2001. – С. 503
[6] Соловьев С. Об истории новой России. – М., 2003. – С. 146
[7]Энциклопедия . Т.5. Ч. 1. История России и ее ближайших соседей. – М., 2001. – С. 506
[8]Энциклопедия. Т.5. Ч. 1. История России и ее ближайших соседей . – М.., 2001. – С.507