Смекни!
smekni.com

Крутиков, Георгий Тихонович (стр. 1 из 4)



План
Введение
1 Воронеж
2 ВХУТЕМАС. Город будущего
3 ВХУТЕМАС. Психотехническая лаборатория
4 Работа в Москве
5 Во время войны
6 Охрана памятников в Москве
7 Приложения


Введение

Георгий Тихонович Крутиков (4 апреля 1899, Воронеж – 3 марта 1958, Москва) – архитектор

Крутиков Георгий Тихонович родился в семье законоучителя Воронежского реального училища Тихона Александровича Крутикова и его жены Анны Феофиловны 4 апреля 1899 г.

1. Воронеж

В августе 1908 г. Георгий выдержал экзамен в первый класс 1-й мужской гимназии и по окончании её в 1917 г. получил аттестат с отличными оценками по всем предметам, кроме латинского языка с отметкой «хорошо». В заключении педагогического совета было написано: «Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в предметах физико-математических, педагогический совет постановил наградить его Серебряною медалью».

В рукописных гимназических журналах «Свет» и «По всему свету» он принимал участие как художник-оформитель и автор статей, в том числе статьи «Воздухоплавание».

Закончив гимназию, Георгий должен был как старший сын заботиться о материальном обеспечении матери и младших детей, т.к. в 1917 году скончался отец.

Позднее в автобиографии он писал: «...работал сначала санитаром в эпидемическом отряде Воронежского Горздравотдела и телефонистом в Управлении военных сообщений Южного фронта г. Воронежа, а затем секретарем секции ИЗО Городского отдела народного образования».

«В 1919 г. проводилась работа по организации в Воронеже Государственных художественных мастерских. В связи с наступлением на Воронеж белых в 1919 г. работа переносится в Москву, а затем снова в Воронеж, куда меня направляет Наркомпрос Р.С.Ф.С.Р. в качестве организатора-инструктора... Одновременно я работаю заведующим подотделом ИЗО Губернского Отдела Народного Образования. В 1922 г. получаю командировку в Москву для продолжения образования». За этим скупым перечислением скрывается активная и напряжённая деятельность: в декабре 1919 г. он вместе с Мастерскими возвращается в Воронеж; в конце января 1920 г. из Москвы везёт необходимые для Мастерских книги. В апреле 1920 г. командируется в Москву и Петроград с поручением контроля и руководства работой ранее посланных курсантов в Высшие художественные мастерские, проверки денежных расходов Мастерских и организации экскурсий для учащихся Воронежских мастерских в Москву и Петроград; 29 мая 1920 г. он делегируется на Всероссийскую конференцию учащих и учащихся всех Свободных государственных художественных мастерских.

Его личная творческая и поисковая деятельность этого периода охарактеризована Георгием Малюченко в воронежском журнале «Искусство и театр» № 1 за 1922 г. С 1920 г. основными руководителями Мастерских являются (Н.) Максимов (ученик П. Кончаловского), Романович Сергей Михайлович (художник). Наиболее выдающиеся учащиеся Мастерских это ученики С.М. Романовича – Рындин Вадим Федорович, Крутиков (Георгий Тихонович) и Кулешов. Особенно мучительными были искания в живописи Крутикова. Неопытным и несформировавшимся юношей попал он в Москву в бурный 1919 год, где вращался в наиболее живых художественных кружках. Проследил всю изменчивость и мишурность измов и изведал всю горечь обычных разочарований. Но после трёх лет работы он – апологет спокойных и монументальных форм, гармоничных и светлых красок, т.е. того, что успокаивает и подчиняет жизнь величественному и ровному течению изначального ритма. Фреска и архитектура зовут его всё более и более властно, и станковая живопись – это только эскизы для разрешения монументальных задач. Из старых ему привились Рафаэль, из новых – Пюви-де-Шаванн.

В это же время, по всей вероятности, у Георгия определяется четкая цель продолжить образование в Москве в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), для поступления в которые в то время было не достаточно иметь отличный аттестат об окончании гимназии, куда важнее было представить удостоверение от Рабфака Воронежского государственного университета следующего содержания: «Предъявитель сего Крутиков Георгий действительно состоял слушателем Коммунистической ударной группы, созданной при Рабфаке по предложению Губкома РКП(б), имеющей целью подготовить членов РКП(б) к поступлению в текущем году в Высшую школу. Крутиков посещал занятия в течение 3,5 месяцев, прослушал следующие предметы: Русский язык – проф. Рождественский, алгебра – проф. Сушкевич, геометрия – проф. Норг, тригонометрия – проф. Норг, физика – проф. Сахаров, химия – преподаватель Сушков, что подписями и печатью удостоверяется». Необходимо заметить, что Георгий не был членом РКП(б), и, значит, ему было сделано исключение, видимо, по его деятельности в Воронежском наркомпросе. Поэтому ЦК Всероссийского профсоюза работников искусств 8 сентября 1922 г. обратился в культотдел МГСПС с просьбой оказать помощь члену ЦК РабИС т. Крутикову Г.Т. для поступления его во ВХУТЕМАС.

2. ВХУТЕМАС. Город будущего

Из автобиографии: «С 1922 по 1928 гг. – я студент Архитектурного факультета ВХУТЕМАС, переименованного затем во ВХТИ (Высший Художественно-Технический Институт). Общественную работу в ВУЗе я вел в Профкоме Союза Строительных рабочих в качестве Председателя Архитектурного кружка и организатора Архитектурного кабинета. Еще до окончания ВУЗа я выполнял авторские работы на строительстве Международного Красного Стадиона на Ленинских горах в 1924—25 гг., в Центральном парке культуры и отдыха, на Всесоюзной полиграфической выставке в 1927 г. В 1928 году по моим проектам в Советском павильоне на Международной выставке печати в Кёльне были выполнены: Ленинский уголок и центральная установка: Структура СССР. В 1928 г. по окончании ВУЗа я получаю звание архитектора-художника».

Из документов узнаем, что в Москве в 1924 г. было создано общество по строительству Международного Красного Стадиона на Ленинских горах, которое возглавлял Н. Подвойский. Главным архитектором его был проф. Ладовский Николай Александрович, а Г. Крутиков – соавтором и исполнителем-проектировщиком. Основная работа велась с февраля по октябрь 1924 г. В мае 1924 г. для предполагаемой рекламы Г. Крутиковым был составлен киносценарий, утвержденный к постановке, но осуществление его из-за отсутствия средств не состоялось. Энтузиасты-строители поставили только деревянные ворота и забор.

Известно также, что в начале 20-х годов он серьёзно интересовался дирижаблестроением, вел переписку с К.Э. Циолковским и сам пытался конструировать салон дирижабля.

Дипломный проект «Город будущего (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища)», выполненный под руководством проф. Н.А. Ладовского, в мастерской которого Георгий был одним из любимых учеников, получил высокую оценку.

Сохранились отзывы научно-художественной предметной комиссии: «Архитектурный факультет. Высший Технический Институт. Характеристика студента-дипломника за время пребывания в ВУЗе. Мастерская Ладовского. Крутиков Георгий Тихонович. Всегда внимательно и углубленно прорабатывал курсовые работы. Из работ 4 курса выделяется предложенный им тип полукруглой жилой секции. Его контрольная работа «ВХУТЕМАС» была также отмечена факультетом. Помимо больших способностей в проектировке, Крутиков обнаруживает задатки серьезного исследователя вопросов научно-архитектурного порядка. В этом отношении заслуживает внимания его работа в лаборатории на тему: «Психотехническое обследование способностей архитектурного комбинирования форм в пространстве». Вообще относительно Крутикова можно сказать, что он является серьёзным и желательным работником в области архитектуры. Особые замечания. К своей дипломной работе Крутиков подошёл своеобразно – заглянул вперёд больше, чем это обыкновенно принято в вопросах планировки городов. Тем не менее если проблема в целом может быть разрешена в отдаленном будущем, то отдельные ее элементы являются уже задачами сегодняшнего дня. Эти задачи можно было бы охарактеризовать как задачи оформления подвижной (в воздухе, воде и на земле) архитектуры.

В своей работе Крутиков обнаружил не только всестороннее научное и литературное знакомство с поставленной себе задачей, но, что важнее всего для архитектурного ВУЗа, сумел приложить архитектурные принципы оформления к новым технико-формовым задачам современности, выдвигаемым перед архитектурной современной техникой. В частности, им разрешались архитектурные задачи:

1. Выразительность подвешенных в воздухе статических форм.

2. Форм, движущихся в воздухе.

3. Композиция формы и ее членение на основе принципа подобия.

4. Выразительности веса и сопротивления в новой обстановке, масштабности и целого ряда других архитектурных принципов, которые необходимо внести в подвижную и подвешенную архитектуру.

На основании всего этого нужно считать работу Крутикова весьма актуальной для архитектуры сегодняшнего дня, будирующей фантазию архитектора и открывающей ему большие интересные перспективы. Проблемы связи архитектуры с живой жизнью, поставленные перед собой Крутиковым сознательно и чётко, нужно признать разрешенными им талантливо.

Декан И. Рыльский».

Через 45 лет после защиты Г. Крутиковым своего дипломного проекта доктор искусствоведения Хан-Магомедов Селим Омарович в журнале «Декоративное искусство» № 1/182 за 1973 год посвятил специальную статью, достаточно подробно анализирующую проект «Летающего города» и все таблицы проекта.

3. ВХУТЕМАС. Психотехническая лаборатория

Еще почти через десятилетие после публикации С.О. Хан-Магомедова на выставке «Москва – Париж» среди архитектурных проектов 1900– 1930 гг. экспонировался проект «Город будущего», а авторы статьи «Русская и советская архитектура. 1900–1930» писали: «...несбыточно фантастическими, оторванными от жизни представлялись современникам многие архитектурные идеи двадцатых годов – «город в воздухе» Г. Крутикова, «кинематические» сооружения А.М. Лавинского, непривычные «динамические композиции» К.С. Малевича и Эль Лисицкого, казавшиеся причудливыми объёмно-пространственные построения И.И. Леонидова и Я.Г. Чернихова, а также многие другие замыслы, относящиеся к зодчеству будущего. Но всего лишь через три-четыре десятилетия нежизненными оказались не они, но суждения тех, кто не смог поверить в возможности архитектуры и инженерии ХХ века: сегодня уже осуществляется многое из подобных проектов-прогнозов».