Смекни!
smekni.com

Виды и составы преступлений (стр. 4 из 12)

Субъектом преступлений является вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

1.2.8. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Любое государство должно себя защищать. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства представляют умышленные деяния, направленные на подрыв или ослабление конституционного строя, политической и экономической системы государства, его безопасности, защищенности жизненно важных интересов личности, общества в целом от внутренних и внешних угроз.

Родовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность, нормальное существование и функционирование государственной власти, а также ее отдельных институтов и органов управления.

Непосредственным объектом данной группы преступлений выступают конкретные общественные отношения, регулирующие существование и функционирование различных ветвей власти как основы общественного, политического и государственного строя; суверенитет России; внешняя и внутренняя безопасность.

Объективная сторона характеризуется только действиями.

Субъективная сторона рассматриваемой группы преступлений характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает их совершить.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Все преступления рассматриваемой категории можно классифицировать по видам:

- посягающие на внешнюю безопасность РФ (ст. 275, 276 УК РФ);

- посягающие на политическую систему РФ (ст. 277-280 УК РФ);

- посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281 УК РФ);

- посягающие на конституционный запрет разжигания национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ);

- посягающие на сохранность государственной тайны (ст. 283, 284 УК РФ).

1.2.9.Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные должностными лицами этого аппарата с использованием своего служебного положения, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению.

Родовым объектом является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную законную деятельность органов власти и исполнения.

Непосредственным объектом данной группы преступлений следует считать нормальное законное функционирование того или иного конкретного звена в сфере деятельности органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления.

Объективная сторона состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти, управления или местного самоуправления.

Субъективная сторона характеризуется только умышленной виной (кроме халатности, являющейся неосторожным преступлением).

Субъектом этой группы преступлений (кроме предусмотренных ст. 288 и 291 УК РФ) являются лица, наделенные соответствующими полномочиями по службе, к ним относятся следующие категории работников: должностные лица; лица, занимающие государственные должности либо государственные должности субъектов РФ; государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Содержание понятия должностного лица раскрыто в прим.1 к ст. 285 УК РФ.

1.2.10. Преступления против правосудия

Рассматриваемые преступления представляют умышленные общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность органов правосудия.

Родовым объектом этих преступлений следует считать совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную, строго регламентируемую законодательством деятельность суда и содействующих ему органов по реализации задач и целей правосудия.

Непосредственным объектом преступлений против правосудия являются общественные отношения, связанные с нормальным функционированием отдельных структур и звеньев, образующих в целом систему правосудия.

Объективная сторона заключается в разных формах противодействия деятельности органов, отправляющих правосудие или содействующих ему.

С субъективной стороны преступления против правосудия совершаются только с прямым умыслом.

Субъектами преступлений анализируемой группы признаются работники органов правосудия (ст. 299-303, 305 УК РФ); должностные лица и служащие (ст. 315 УК РФ); вменяемые лица, достигшие 16 лет (ст. 318, 319 УК РФ).


2. Состав преступления

2.1. Понятие состава преступления

В законе понятие состава преступления не формулируется. В теории под ним понимается совокупность признаков, характеризующих деяние как преступление[5]. В диспозициях норм Особенной части УК содержится описание составов преступлений. В самом общем виде конструирование конкретных составов преступлений сводится к следующему. Преступление, будучи разновидностью человеческого поведения, может быть охарактеризовано с двух сторон: с точки зрения внешних проявлений и внутреннего содержания. С внешней стороны это поступок, производящий изменения в окружающей действительности. С внутренней стороны оно освещено разумом и волей человека, который совершает деяние под влиянием определенных мотивов для достижения поставленных целей.

В соответствии с этим в составе различают признаки, характеризующие внешнюю и внутреннюю стороны преступления. Надо иметь в виду, что преступление как реальное явление действительности с внешней и внутренней сторон обладает значительным числом признаков. Но не все они находят отражение в составе преступления. Конструируя тот или иной состав, законодатель называет только те признаки, которые свойственны всем деяниям данного вида и характеризуют их как общественно опасные. Другие, не существенные, признаки деяний законодатель игнорирует. Например, если проанализировать все умышленные убийства, совершенные в России в 2005 г., то окажется, что каждое из них отличается от всех других: двух абсолютно одинаковых убийств не бывает.

Можно назвать десятки, если не сотни, деталей, по которым одно убийство отличается от другого. Но некоторые признаки свойственны всем убийствам. Все они совершаются умышленно или по неосторожности вменяемыми лицами, достигшими 14-летнего возраста, сущность каждого из них заключается в противоправном лишении жизни человека. Именно эти признаки свойственны всем убийствам и именно они характеризуют их как общественно опасные деяния, и поэтому использованы законодателем при обрисовке составов убийств в ст.ст. 105-109 УК. Другие же признаки не отражают сущности данного вида преступления. Некоторые из них никак не влияют на степень общественной опасности убийства (например, время его совершения), некоторые делают его более опасным (например, общеопасный способ совершения) и могут быть учтены при определении наказания виновному лицу.

Таким образом, преступление (как жизненный факт) обладает множеством признаков. Состав же преступления, будучи законодательной конструкцией, включает в себя характеристику не всех признаков деяния, а лишь тех, которые определяют общественную опасность.

В статьях Особенной части УК сконструированы составы оконченных составов преступлений. Однако и в покушении на преступление, и в приготовлении к нему также есть состав преступления. В этом отношении основание уголовной ответственности при неоконченном преступлении то же, что и при оконченном – состав преступления, хотя набор его признаков несколько иной, чем при оконченном преступлении. Точно также состав преступления является основанием уголовной ответственности при соучастии, когда лишь исполнитель осуществляет деяние, описанное в законе как преступное, а остальные лица выполняют роль подстрекателей, пособников, организаторов.

В законодательстве описаны конкретные составы преступлений – кражи, разбои, вымогательства и т.д., между тем в теории разрабатывается проблема общего понятия состава, которое, будучи теоретической абстракцией, имеет познавательное значение, поскольку позволяет уяснить сущность состава вообще, раскрыть содержание конкретных составов.


2.2 Содержание состава преступления

Содержание состава преступления подразумевает в себе признаки и элементы состава преступления.

Признаки преступления – это указанные в уголовном законе конкретные свойства преступления, которые позволяют отграничить один состав преступления от другого.

Элементы состава преступления включают группу признаков и соответствуют различным сторонам преступления: его объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне.

2.2.1. Объект преступления

Объект преступления то, на что посягает лицо, совершающее преступление и чему причиняется или может быть причинен вред в результате общественно-опасного деяния. Законодательный перечень объектов преступления дается в ч.1 ст.2 УК РФ. Это права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. Практически во всей юридической литературе объектом преступления назывались общественные отношения, охраняемые УК от преступных посягательств. Под общественными отношениями понимались отношения между людьми в процессе их совместной деятельности или общения, а также отношения между государством, отдельными предприятиями, организациями и гражданами по поводу выполнения каждым из этих субъектов своих задач, полномочий, прав и обязанностей. И преступление нарушает эти общественные отношения, наносит вред обществу. Отношения между людьми “всегда связаны с вещами и проявляются как вещи”. То есть человек из самостоятельной ценности превращался в носителя общественных отношений. Но понятие об объекте преступления как общественном отношении подходит к таким преступлениям, как, например вымогательство, кража, хищение, где объектом выступают отношения собственности, а не похищаемое имущество (ему не наносится урон). А к таким преступлениям, как убийство, изнасилование, похищение, т.е. преступлениям против личности, теория объекта преступления, как общественного отношения не подходит. Понимание жизни человека, как объекта убийства, в смысле совокупности общественных отношений принижает ценность человека. В этом случае больше подходит теория объекта, как правового интереса (блага).