Смекни!
smekni.com

Великая Отечественная война 11 (стр. 1 из 8)

Великая Отечественная война

Периоды

В военно-стратегическом плане Великая Отечественная война делится на три периода, в каждом из которых было проведено две-три кампании, а в ходе кампаний несколько операций. По масштабам боевых действий операции подразделялись на стратегические, фронтовые и армейские, а по характеру боевых действий - на наступательные и оборонительные.
Первый период, продолжавшийся с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г., включал три кампании: летне-осеннюю 1941 г., зимнюю 1941-1942 г.г. и летне-осеннюю 1942 г. В этом периоде проведено более тридцати крупных стратегических и фронтовых операций, в основном оборонительных. Главным содержанием периода является: стратегическая оборона Советских Вооруженных Сил, разгром войск противника под Москвой, провал попытки фашистской коалиции сокрушить СССР в молниеносной войне.
Второй период (19 ноября 1942 г. - 31 декабря 1943 г.) охватывал две кампании: зимнюю 1942-1943гг. и летне-осеннюю 1943г. В течение второго периода было проведено 26 крупных операций, из которых 23 наступательных. В этом периоде произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Третий период (1 января 1944г. - 9 мая 1945г.) состоял из трех кампаний: зимне-весенней 1944г., летне-осенней 1944г. и кампании 1945г. В ходе кампаний третьего периода проведено 34 крупных наступательных операций. Главным содержанием периода является разгром фашистского блока, изгнание его войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и безоговорочная капитуляция.
В войне с Японией проведена самостоятельная Дальневосточная кампания (Маньчжурская стратегическая наступательная операция), продолжавшаяся 25 суток -- с 9 августа по 2 сентября 1945г. В результате операции советские войска разгромили самую сильную группировку Японии - Квантунскую армию.
Всего за годы войны Советские Вооруженные Силы в ходе 9 кампаний провели более 50 стратегических, около 250 фронтовых и свыше 1000 армейских операций.

Вели́кая Оте́чественная война́ (19411945) — войнаСоюза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейскихсоюзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии, Испании); решающая часть Второй мировой войны.

Советский Союз

На 22 июня 1941 года в приграничных округах и флотах СССР имелось 3 289 850 солдат и офицеров, 59 787 орудий и миномётов, 12 782 танка, из них 1475 танков Т-34 и КВ, 10 743 самолёта. В составе трёх флотов имелось около 220 тыс. человек личного состава, 182 корабля основных классов (3 линкора, 7 крейсеров, 45 лидеров и эсминцев и 127 подводных лодок)[14]. Непосредственную охрану государственной границы несли пограничные части (сухопутные и морские) восьми пограничных округов. Вместе с оперативными частями и подразделениями внутренних войск они насчитывали около 100 тыс. чел.[15] Отражение возможного нападения с запада возлагалось на войска пяти приграничных округов: Ленинградского, Прибалтийского особого, Западного особого, Киевского особого и Одесского. С моря их действия должны были поддерживать три флота: Северный, Краснознамённый Балтийский и Черноморский.

Войска Прибалтийского военного округа под командованием генерала Ф. И. Кузнецова включали в себя 8-ю и 11-ю армии, 27-я армия находилась на формировании западнее Пскова. Эти части держали оборону от Балтийского моря до южной границы Литвы, на фронте протяжённостью 300 км.

Войска Западного особого военного округа под командованием генерала Д. Г. Павлова прикрывали минско-смоленское направление от южной границы Литвы до реки Припять на фронте протяжённостью 470 км. В состав этого округа входили 3-я, 4-я и 10-я армии. Кроме того соединения и части 13-й армии формировались в районе Могилёв, Минск, Слуцк.

Войска Киевского особого военного округа под командованием генерала М. П. Кирпоноса в составе 5-й, 6-й, 12-й и 26-й армий и соединений окружного подчинения занимали позиции на фронте протяжённостью 860 км от Припяти до Липкан.

Войска Одесского военного округа под командованием генерала Я. Т. Черевиченко прикрывали границу на участке от Липкан до устья Дуная протяжённостью 480 км.

Войска Ленинградского военного округа под командованием генерала М. М. Попова должны были защищать границы северо-западных районов страны (Мурманская область, Карело-Финская ССР и Карельский перешеек), а также северное побережье Эстонской ССР и полуостров Ханко. Протяжённость сухопутной границы на этом участке достигала 1300 км, а морской — 380 км. Здесь располагались — 7-я, 14-я, 23-я армии и Северный флот.

Силы, воевавшие на стороне Германии

Вермахт и войска СС пополняли свыше 1,8 млн человек из числа граждан других государств и национальностей. Из них в годы войны было сформировано 59 дивизий, 23 бригады, несколько отдельных полков, легионов и батальонов. Многие из них носили наименования по государственной и национальной принадлежности: «Валлония», «Галичина», «Богемия и Моравия», «Викинг», «Денемарк», «Гембез», «Лангемарк», «Нордланд», «Недерланд», «Шарлемань» и другие.

В войне против Советского Союза участвовали армии союзников Германии — Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии. Армия Болгарии привлекалась к оккупации Греции и Югославии, но болгарские сухопутные части на Восточном фронте не воевали.

Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала Власова А. А. также выступала на стороне нацистской Германии, хотя в вермахт не входила.

Огромное количество южнокавказских и северокавказских отрядов на службе у Третьего рейха. Самый большой из которых Sonderverband Bergmann(Батальон Бергманн). Так же Грузинский легион вермахта, Азербайджанский легион, Северокавказский отряд СС и т. д.

В составе армии нацистской Германии воевал 15-й казачий кавалерийский корпус СС генерала фон Панвица. Для того, чтобы обосновать использование казаков в вооружённой борьбе на стороне Германии, была разработана «теория», в соответствии с которой казаки объявлялись потомками остготов.[18]

На стороне Германии также действовали Русский корпус генерала Штейфона, корпус генерал-лейтенанта царской армии Петра Николаевича Краснова и ряд отдельных частей, сформированных из граждан СССР.

Территории военных действий

СССР

Белорусская ССР, Украинская ССР, Молдавская ССР, Эстонская ССР, Карело-Финская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, а также целый ряд территорий других республик: Ленинградская, Мурманская, Псковская, Новгородская, Вологодская, Калининская, Московская, Тульская, Калужская, Смоленская, Орловская, Брянская, Курская, Липецкая, Воронежская, Ростовская, Рязанская , Сталинградская области, Краснодарский, Ставропольский края, Кабардино-Балкарская, Крымская, Осетинская, Чечено-Ингушская Республики, Краснодарский край (боевые действия на море) , Чувашская АССР (авианалет), Астраханская (авианалёты), Архангельская (авианалёты), Горьковская (авианалёты), Саратовская (авианалёты), Тамбовская (авианалеты), Ярославская (авианалёты) области РСФСР , Казахская ССР (авианалёт на город Гурьев), Абхазская АССР (ГССР).

Другие страны

От Великой Отечественной войны не отделяются боевые действия советских вооружённых сил на территории других оккупированных стран и государств фашистского блока — Германии, Польши, Финляндии,Норвегии, Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, а также входившей в состав Германии Австрии, созданных гитлеровским режимом Хорватии и Словакии.

Начальный период войны (22 июня1941 — 18 ноября1942)

18 июня 1941 года некоторые соединения приграничных военных округов СССР были приведены в боевую готовность[20]. 13-15 июня 1941 г. в западные округа были отправлены Директивы НКО и ГШ («Для повышения боевой готовности…») о начале выдвижения частей первого и второго эшелонов к границе, под видом «учений». Стрелковые части округов первого эшелона согласно этим директивам должны были занимать оборону в 5-10 км от границы, части второго эшелона, стрелковые и механизированные корпуса, должны были занять оборону в 30-40 км от границы. Данные Директивы опубликованы в сборнике документов под общим руководством А. Яковлева «Россия. XX век.1941 г. Документы» кн.2.

18 июня последовала дополнительная команда-приказ о приведении в полную боевую готовность всех частей западных округов. Об этой телеграмме-приказе упоминается в протоколах допроса командования ЗапОВО, не выполнивших ни приказы от 13-15 июня, ни последующие приказы о приведении в полную боевую готовность своих частей от 18 июня. Более подробно данные директивы описывает в своих воспоминаниях маршал И. Х. Баграмян ещё в 1971 г., описывает, как они доводились до командования округов и как эти директивы выполнялись на самом деле. Некоторые части западных округов, тот же мехкорпус К. К. Рокоссовского в КОВО, вообще не были извещены о данных приказах и директивах, и вступали в войну, узнав о нападении только 22 июня 1941 г.

Военно-политическое руководство государства в 23:30 21 июня приняло решение, направленное на частичное приведение пяти приграничных военных округов в боевую готовность. В директиве предписывалось проведение только части мероприятий по приведению в полную боевую готовность, которые определялись оперативными и мобилизационными планами. Директива, по существу, не давала разрешения на ввод в действие плана прикрытия в полном объёме, так как в ней предписывалось «не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения». Эти ограничения вызывали недоумение, последовали запросы в Москву, в то время как до начала войны оставались уже считанные минуты.

Однако по сути данная «Директива № 1 от 21.06.41 г.» реально всего лишь (и прежде всего) сообщала вероятную дату нападения Германии — «…. 1. В течение 22-23 июня 1941 года возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, Приб. ОВО, Зап. ОВО, КОВО, Од. ОВО….» Также данная директива предписывала частям БЫТЬ в полной боевой готовности, а не ПРИВЕСТИ части в полную б.г. Таким образом Директива № 1 от 21.06.41 г. подтверждает, что до неё в части западных округов уже ушли приказы и директивы о приведении частей в боевую готовность — директивы НКО и ГШ от 12-13 июня, и телеграммы ГШ о приведении в полную боевую готовность от 18 июня. Директива № 1 самим содержанием своим говорит о том что она вовсе не даёт команду на приведение частей западных округов в боевую готовность. Цель данной директивы—всего лишь сообщение достаточно точной даты и напоминание командованию округов «быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.»