Смекни!
smekni.com

Украинский флот 1917 1919 (стр. 5 из 10)

В этот же день, не зная о роспуске Рады, адмирал Саблин приказал поднять Украинские флаги, утверждённые Радой в марте 1918 года[1], над кораблями в Севастополе. Флаги были подняты на броненосце «Георгий Победоносец», линкорах «Воля» и «Свободная Россия», а также на некоторых эсминцах. Экипажи остальных корабли приняли решение оставаться под Андреевским флагом. Более того на фок-мачте эскадренного миноносца «Керчь» появился сигнал, означающий: «Позор и продажа флота».

Из-за роспуска Центральной Рады сообщение адмирала Саблина не было вовремя получено.

Некоторые исследователи, в особенности Святослав Шрамченко, считают, что если бы адмирал Саблин вовремя получил гарантии безопасности для своего флота, то тогда он не стал бы совершать своего печального ночного бегства, которое стоило Украине всего её флота; однако это лишь частное мнение. На самом деле Саблину нужно было лишь временно обезопасить корабли от вероятной германской агрессии, что и было истинной причиной поднятия Саблиным украинского флага.

Уже в первые дни своего гетманства, Павел Скоропадский четко осознал необходимость формирования национальной армии и флота. От войск Центральной Рады не осталось и следа: после заключения мира с большевиками большая их часть просто разошлась по домам (так как фактически все военные формирования Центральной Рады были милиционного типа, а регулярной армии Рада не имела), а единственные формирования Центральной Рады, представлявшие серьёзную силу — 2 дивизии Синежупанников — были разоружены германцами в середине апреля в силу своей неблагонадежности и слабой дисциплины. Примерно такой же была ситуация с фиктивно существовавшим и бездействующим флотом в Одессе, бывшим по сути дела в руках Рады лишь корабельным имуществом.

Старое республиканское военное министерство было частично расформировано. Чтобы как-то исправить ситуацию, гетман начал привлекать на украинскую службу русских адмиралов и генералов. 4 мая был сформирован министерский состав Украинской Державы, исполняющим обязанности министра был назначен капитан первого ранга Николай Лаврентьевич Максимов, 6 месяцев пробывший на этой должности, и приложивший немало усилий для наведения порядка во флоте. Как писал в своих воспоминаниях гетман, «…этот человек был искренне преданный своему делу и выбивался из сил, чтобы как-нибудь собрать остатки того колоссального имущества, которое еще так недавно представлял наш Черноморский флот».

Среди всего прочего необходимо упомянуть о структуре морского ведомства в эпоху второго Гетманата. Морское ведомство продолжало входить в Военное министерство, как и во времена УНР, министр Морских дел долгое время не назначался. Работой военно-морского аппарата теперь руководили заместители (официальное название должности — товарищ морского министра) военного министра по морским делам, подчиненные непосредственно самому военному министру генералу Александру Рагозе). В течение 1918 г. ими были:

· 1 — 3 мая — капитан 1 ранга Семен Овод;

· 3 мая — 10 октября — капитан 1 ранга Николай Максимов;

· 10 октября — 20 октября — капитан 1 ранга Юрий Свирский;

· 20 октября — 14 ноября — капитан 1 ранга Николай Максимов;

· 14 ноября — 14 декабря — контр-адмирал Александр Гадд.

10 мая 1918 года гетман создал комиссию по реформированию морского ведомства. Начальником комиссии был назначен адмирал Покровский. Итогом работы комиссии стало решение оставить ведомство в составе военного министерства, не выделяя его как отдельное министерство.

Наконец, 14 ноября был назначен морской министр. Им стал адмирал Покровский, который целый месяц (с 14 ноября по 16 декабря) был морским министром, вплоть до падения Гетманата. Министерство, в свою очередь, координировало свою деятельность вместе с Главным морским штабом, т. н. «Голмором». Этому же штабу подчинялся отдел Морской пехоты. Во главе «Голмора» стоял начальник с двумя помощниками.

Начальниками Главного морского штаба в 1918 г. были:

· 28 апреля — 31 мая — капитан 1 ранга Семен Овод;

· 1 июня — 15 ноября — капитан 1 ранга Юрий Свирский;

· 15 ноября — 20 ноября — капитан 1 ранга Андрей Пчельников;

· 20 ноября — 31 декабря — капитан 2 ранга Михаил Ефремов.

Первыми помощниками Главы морского штаба в 1918 г. были:

· 20 мая — 31 мая — капитан 1 ранга Андрей Пчельников;

· 1 июня — 14 августа — капитан 2 ранга Владимир Гернет;

· 14 августа — 15 ноября — капитан 1 ранга Андрей Пчельников;

Как отмечает А. В. Лубенец, в общем же своем виде морское ведомство состояло из следующих структур: главный морской штаб, генеральный морской штаб, главная морская хозяйственная управа, главный отдел кораблестроения, главная морская медицинско-санитарная управа, главная военно-судебная управа, особый отдел военно-морского образования, канцелярия министра.

На момент прихода Скоропадского к власти весь флот под теми или иными предлогами был захвачен немцами. Союзники Украины повели в этом плане повели себя не очень добросовестно. На запросы гетмана в Берлин о передаче Черноморского флота Украине, всегда отвечали вежливым отказом. Они мотивировали свой отказ о возвращении флота тем, что решением Генерального Украинского Морского Секретариата от 4 января 1918 года Украина сама добровольно отказалась от большей части боевого флота, к тому же все захваченные Германией корабли теперь являются морскими призами и принадлежат ей по призовому праву. Как уже упоминалось, дела должен был выяснить призовой суд, однако немцы постоянно затягивали разрешение этого вопроса и отделывались различными отговорками.

Настойчивые требования украинской стороны вернуть флот звучали целое лето, и, наконец, немцы постепенно начали возвращать его Украине. Однако они продолжали удерживать лучшие корабли флота в своих руках, в том числе линейные, вплоть до самого конца войны, надеясь применить их в своих целях. Когда германские войска будут вынуждены покинуть территорию Украины согласно условиям Компьенского перемирия, лишь тогда эти корабли были переданы Украинскому Флоту.

Затруднял переговоры о флоте и тот факт, что Крым в описываемое время был автономен (действовало правительство генерала Сулькевича, татарина по национальности), соответственно возникали проблемы с притязаниями Украины на флот.

Параллельно в порядок было приведено и речное судоходство, при этом ряд кораблей получил новые украинские имена. Важнейшей транспортной артерией Украины являлась река Днепр и её многочисленные притоки. Перед войной 1914 г. в бассейне Днепра числилось 382 паровых и 2218 непаровых судов.[27]

2.3. Наземные формирования

23 мая 1918 года был издан указ «О начале формирования бригады Морской пехоты в составе трех полков для несения службы».

Задачей Морской пехоты было несение службы на побережье государства и военно-морских крепостях, а также, осуществление десантных операций. Система береговой обороны в соответствии с вышеупомянутым указом делилась на три части. Вице-адмиралом А. Покровским был разработан план дислокации частей будущего Корпуса морской охраны северо-западного района Чёрного моря. Система охраны побережья делилась на 3 района морской охраны:

· первый район — от западной границы Украинского Государства до Сычавки;

· второй район — от Очакова до Николаева;

· третий район — от Станислава до Херсона и Перекопа.

Управление Корпуса морской обороны находилось в Одессе. Штаб 2-ого отдела береговой обороны находился в Николаеве, его 1-й артиллерийский батальон состоял из трех тяжелых артиллерийских батарей Очакова, 2-ой артиллерийский батальон состоял из двух батарей (в каждой по 4 орудия) и находился также в Николаеве. В состав 2-ого отдела береговой обороны входили 2-й полк морской пехоты, 2 батальона которого были в Николаеве, а третий батальон этого полка дислоцировался в Очакове, здесь же должен был разместиться 2-й эскадрон морской кавалерии. Формирования морской кавалерии должны были быть расположены следующим образом: 1-й эскадрон в Одессе, 2-ой в Очакове, 3-ий в Перекопе. Как в Одессе, так и в Николаеве были размещены два инженерных взвода (телеграфный и телефонный), в Очакове находилась полурота саперов и мотоциклетная команда.

2.4. Возвращение части флота и его деятельность летом 1918 г. Первые операции Украинского Державного Флота.

До начала июня, Украинской Державе прямо не подчинялся ни один ходовой военный корабль — в это время ещё только шла приемка кораблей Дунайской флотилии, что, естественно, не устраивало гетмана и морское командование, требовавших немедленного возвращения всего флота. Это явление, хоть и не в полной мере, но удалось преодолеть вскоре после признания Украинской Державы Германией 2 июня 1918 году, формально ещё до организации призового суда, немцы вернули гетману два старых линкора. Переданные Украине корабли — броненосцы «Георгий Победоносец» и «Синоп» — идеально подходили под требования закона УНР о флоте. Поскольку последние имели достаточно ограниченную, по мнению немецкого командования боевую ценность, они были возвращены Украине., гетман при своей настойчивости сумел бы сразу вернуть себе куда больше кораблей, если бы проектная численность украинского флота не была ранее так четко обозначена рамками этого закона. Сами же законы УНР о флоте от 4 и 14 января в середине июня будут пересмотрены и отменены, однако немцы в полной мере не учтут резко возросших военно-морских потребностей Украинской Державы.

Позднее были возвращены крейсера «Кагул» и «Память Меркурия». Первый к тому времени был перевооружен и использовался в качестве спасательного корабля.

В дневнике директора Украинского Телеграфного Агентства и главы Державного Бюро Прессы Дмитрия Донцова, известного в будущем своими национальными теориями, имеется следующая запись[29]: