Смекни!
smekni.com

Власть домовладыки (стр. 2 из 4)

b) что он не опекун (даже бывший) усыновляемого, имеющего менее 25 лет от рождения;

с) что он не усыновляет богача, будучи сам бедняком;

d) магистрат не должен допускать аррогацию нескольких лиц сразу[5].

При наличности особых условий магистрат может сделать изъятия из этих правил.

Особенно строго совершается causae cognitio при arrogatio impuberis.

Последствия усыновления:

1) При аррогации лицо sui juris вступает под отеческую власть аррогатора и становится на все время существования над ним власти аррогатора агнатом и когнатом всех агнатов со взаимными наследственными правами. Особые правила существуют на случай аррогации лица, не достигшего pubertаs. Именно, если усыновленный умирает до достижения pubertas, его имущество переходит к тем лицам, которые были бы его наследниками, если бы аррогация не произошла, то есть к пупиллярному субституту или к heredes ab intestatо, так что pater arrogator не получает в этом случае наследственных прав.

2) Далее, impubes arrоgatus имеет право на 1/4 наследства усыновителя, если он был эмансипирован им sine justa causa или эксгередирован; наконец, он может, достигши pubertas, требовать эманципации, если докажет, что аррогация ему вредна.

3) При адопции со времени Юстиниана нужно различать два случая: adoptio plena и adoptio minus рlena. Первая имеет место при усыновлении нисходящего восходящим, вторая - во всех остальных случаях усыновления лица alieni juris. Аdoptio plena ведет к установлению отеческой власти усыновителя и к существованию родственной связи между усыновленным и агнатами усыновителя со всеми ее последствиями (взаимное наследование), в течение времени, пока продолжается усыновление. Связь усыновленного с прежними агнатами (но не когнатами) прерывается (то же имеет место и при аррогации[6].

Adoptio minus plena в сущности даже не заслуживает имени усыновления, ибо не устанавливает отеческой власти; усыновленный остается под прежнею patria potestas и получает лишь право на алименты к своему усыновителю и одностороннее наследственное право после него, но не после его агнатов.

4) Усыновление со стороны женщины устанавливает между усыновительницей, усыновленным и его нисходящими взаимное наследственное право и право родителей.


3. Влияние отеческой власти на имущественное положение подвластных

Наибольшее влияние отеческая власть оказывает на имущественное положение подвластного. Впрочем, и здесь замечается громадное ослабление отеческой власти в течение истории. По древнему и даже классическому праву все, что находится в семье, принадлежит домовладыке. Отсюда подвластные дети, хотя и являются право- и дееспособными и могут заключать сделки с третьими лицами, но благодаря своему нахождению под patria potestas сами могут оставаться только субъектами обязанностей из этих сделок; все, что они приобретают в качестве актива, принадлежит домовладыке: собственного активного имущества подвластный иметь не может.

Брешь в этом порядке сделало появление peсulium castrense при Августе и peculium quasi castrense при Константине, а окончательно его опрокинуло развитие при христианских императорах системы так называемого bona adventicia. Процесс этот был закончен реформами Юстиниана, который возвел в общий принцип, что все то, что filius familias приобретает на свое имя не из имущества отца, он приобретает в свою собственность; отцу принадлежит в лучшем случае узуфрукт и право управления на такие приобретения сына; на счет имущества отца подвластный не может приобрести ничего для себя, а все приобретает для отца.

Практически такие приобретения осуществляются путем установления подвластному со стороны домовладыки так называемого peculium profecticium. Так именуется часть собственного имущества домовладыки, выделенная им подвластному для самостоятельного управления. Подвластный управляет этим имуществом и заключает по его поводу юридические сделки на свое имя. Сделки эти обязывают домовладыку по правилам об aсitio de peculio, actio tributoria, action de in rem verso. Подвластный может вступать даже с самим домовладыкою в сделки по поводу пекулия; исков из этих сделок не возникает, но возникают obligationes naturales, которые увеличивают или уменьшают сумму пекyлия при взысканиях со стороны третьих лиц путем actio dе peculio. Таким образом, фактически пекулий представляется как бы имуществом самого подвластного. Последний ограничен в свом управлении лишь тем, что отчуждение может совершать только в немногих случаях, например, для покрытия пекулиарных долгов. Большие полномочия получает подвластный, которому предоставлена libera peculii administratio; но и такой обладатель пекулия не может делать из него дарений.

Юридически пекулий остается собственностью домовладыки и, если сделки подвластного обязывают его в известных пределах, то и все приобретения, сделанные подвластным по делам пекулия, поступают в собственность отца. Последний волен отнять пекулий у подвластного сына в любое время.

Для установления пекулия годится передача в фактическое распоряжение сына всяких правоотношений: вещных и обязательственных. Само установление пекулия происходит в следующих случаях:

1) если отец прямо выделяет сыну нечто из своего имущества, чтобы установить пекулий;

2) если он совершает donatio в пользу сына; так как подвластный не может ничего приобрести из имущества домовладыки, то такая donatio имеет значение лишь для установления peculium profecticium; она получает полную силу дарения лишь в том cлучае, если отец умрет раньше подвластного, не отменив дарения, или если отец эмансипирует подвластного, не отменяя дарения[7].

К массе пекулия присоединяются и все приобретения подвластного, сделанные в связи с управлением пекулием. Пекулий прекращается:

1) вследствие отнятия его со стороны отца, что возможно в любое время (ответственность домовладыки или его наследников по искам третьих лиц de peculio продолжается еще в течение одного года - actio de peculio annalis;

2) вследствие прекращения отеческой власти; в случае смерти отца пекулий возвращается в массу отеческого наследства, за исключением пекулия, возникшего при дарении отца сыну, если это дарение осталось неотмененным в момент смерти отца; в случае эмансипации сына, если пекулий не отнимается прямо домовладыкой, он считается подаренным сыну окончательно;

3) если фиск за долги отбирает имущество отца, то пекулий остается у подвластного, как его собственное имущество.

К peculium castrense принадлежит все, что filius familiae miles приобретает на военной службе: жалование, военная добыча, подарки, полученные при вступлении в войско, подарки и предоставления mortis causa, полученные от товарищей; сюда же входит наследство, полученное от жены. К peculium quase castrense относятся приобретения, сделанные на гражданской, придворной, духовной службе, в деятельности адвоката, подарки от императора и императрицы. По отношению к этому имуществу подвластный считается полным собственником и вполне свободен в распоряжении им inter vivos и mortis causa stato. Если сын умирал ab intestato, то по доюстинианову праву peculium castrense и quasi castrense переходило к отцу, но не по наследству, а как будто оно было простым пекулием (jure peculii profecticii).

Таким образом, переход пекулия к отцу имел обратную силу, т.е. все распоряжения, которые еще раньше при жизни сына сделал отец об этом пекулии, получали теперь полную силу (легаты, манумиссии, отчуждения inter vivos). За долги сына, обладавшего военным пекулием, отец, получивший этот пекулий по смерти сына, отвечал не в полном размере, как heres, а лишь в размерах этого пекулия - по а. de peculio. Со времени Юстиниана это изменено: peculiumi castrense и quasi castrense в случае смерти подвластного ab intestatо переходит уже обычным наследственным порядком[8].

Если обладатель такого пекулия есть лицо недееспособное, то для управления пекулием назначается особая cura, как над лицом sui juris: прежде всего к попечительству призывается отец, если только он способен быть попечителем.

К bona adventiсia rеgularia относится все, что приобретает подвластный не ex re patris и что не поступает в peculium rastrense или quasi castrense, или в bona adventicia irregularia. Если подвластному открывается наследство, то это приводит к следующим последствиям:

а) если подвластному менее 7 лет, то отец может принять наследство без участия подвластного, и оно поступает в число bona adv. regularia подвластного;

b) если подвластному более 7 лет, то он может сам вступить в открывшееся наследство с согласия отца, и оно делается также его bonum adventiciumregulare; но он может принять это наследство и против воли отца, и тогда оно делается b. adv. irregulare; он может, наконец, отказаться от приобретения наследства, и тогда отец может приобрести для себя наследство, открывшееся подвластному, в полную собственность.

Воna adventicia геgularia состоят в собственности подвластного; но он не может ни управлять ими, ни отчуждать их inter vivos, ни завещать. По смерти подвластного bona adv. reg. идут к его наследникам ab intestato.

При жизни подвластного отец его имеет право управления относительно bona adventicia regularia, причем не обязан отдавать отчет в своем управлении, но отвечает за всякую небрежность (culpa levis), наличность которой докажет подвластный. Отчуждать отец может лишь ненужные или подвергшиеся порче вещи, а равно вещи нужные для уплаты долгов и легатов, легших на подвластного в силу приобретения им наследства. Прочие отчуждения, если они совершаются отцом, ничтожны, и даже давностное приобретение собственности третьими владельцами невозможно по отношению к bona adv. regularia; давность по искам подвластного, возникающим по случаю такого отчуждения, начинает истекать лишь с момента прекращения patria potestas.

Кроме того, отец имеет на bona adv. reg. узуфрукт. При этом он, в отличие от обыкновенного узуфруктуара, может производить перемены в состоянии и назначении отдельных вещей и свободен от cautio usufructuaria. Узуфрукт отца кончается с прекращением отеческой власти, за исключением следующих случаев:

1) если отец добровольно эмансипирует подвластного, то, как praemium emancipationis, он удерживает пожизненно узуфрукт на 1/2 bona adventicia подвластного; это сделано с тою целью, чтобы домовладыки не воздерживались от эмансипации из-за страха потерять узуфрукт;