Смекни!
smekni.com

Влияние иностранного права на русское право (стр. 9 из 13)

Итак, начиная с реформ Петра I и до Октябрьской революции 1917 года, российское право развивалось под сильнейшим влиянием западного права и в первую очередь — романо-германских правовых традиций. Россия, стремясь модернизировать собственное государство и право, старательно копировало западный правовой опыт, реципировало западную идею права и заимствовало весьма внушительный массив нормативно-правовых текстов. Однако задача осуществить «темповую модернизацию», воспроизвести в России наиболее передовые образцы западных государственно-правовых порядков (преимущественно — германских), при этом за относительно короткий срок преодолеть несколько этапов развития общества и государства, которые прошли страны Европы и Северной Америки, оказалась для России чрезвычайно сложной.

Основным инициатором государственно-правовой модернизации в России выступало само государство, что не позволяло полностью отказаться от византийского понимания права как воли власти, а государства как православной империи — хранительницы уникальной истины, которую нельзя доверить самостоятельному и активному гражданскому обществу западного типа. Следовательно, рецепция западного права в начале ХХ века так и не была завершена, хотя темпы движения страны в этом направлении на протяжении двух веков постоянно возрастали.

2.4 Иностранное право и российская правовая система в XX веке.

Начало четвёртому этапу рецепции в России иностранного права было положено Октябрьской революцией 1917 года. На первый взгляд, социалистическая революция и её последствия должны были стать абсолютно новым для мировой практики явлением, но, более глубоко изучив этот вопрос, можно говорить о том, что зарождавшаяся социалистическая система права заимствовала некоторые элементы у западной государственно-правовой модели, а стремление полностью порвать отношения с буржуазным Западом не было воплощено в жизнь.

В течение более чем двух столетий Россия воспринимала зарубежный опыт построения государства и пыталась реализовать его, стремясь выйти на лидирующие позиции в мире во всех сферах общественной жизни. Но барьер между цивилизациями так и не удалось преодолеть. Русско-японская, а затем и Первая мировая война ещё больше обозначили разницу между Россией и Западом. Признание этого стало базой формирования идеологии еще одного модернизационного рывка, который должен был сократить расстояние между индустриальным обществом и Россией. Таким рывком для значительной части российского общества стала социалистическая революция.

В соответствии с идеологией марксизма дальнейшее развитие западного общества, так называемое "Будущее", представлялось социалистическим. К.Маркс утверждал, что социалистическая революция впервые должна произойти в наиболее развитой капиталистической стране, которая ближе других сумеет подойти к рационально спроектированному и устроенному "Будущему". Поэтому октябрьская революция 1917 года была результатом рецепции выработанной на Западе новой идеологии "Будущего", реализацией ее на практике. Но поскольку эта революция произошла вопреки канонам марксизма не в самой развитой капиталистической стране, она стала не очередным этапом в развитии общества и государства, а способом преодоления отставания от ведущих капиталистических держав.

Как отмечал известный историк и политолог Р.Сакава: «Коммунистические революции явились воплощением торжества модернистского дискурса, связанного с просветительным проектом рациональной организации и прогресса... Русская революция явилась первой широкомасштабной попыткой воплотить в жизнь марксистскую революционную теорию ..., первой попыткой построить общество, базирующееся на отрицании основ Современности при параллельном стремлении добиться завершения модернизации западного типа. Этот утопический (как его сегодня называют) проект передвинул политический дискурс из сферы прагматического разума в сферу политической практики...»[65].

«Творцы» Октябрьской революции хотели с помощью революционного «рывка» преодолеть несколько этапов эволюционного развития государства, как можно скорее приблизить то самое «Будущее». Через шестьдесят лет подобным образом решить проблему отставания от развитых государств попытаются решить африканские страны.

Таким образом, в ходе социалистической революции в России западная государственно-правовая идея не столько отрицалась, сколько воспринималась, но в ее крайней форме — идеологии построения "Будущего", то есть того, чего ещё нет, но к чему уже стремится Запад. Этим четвертая волна рецепции зарубежной государственно-правовой традиции отличалась от предыдущих волн рецепции, в ходе которых копировались уже существующие в мире государственно-правовые организации.

Рецепция западного права в России в период становления социалистической правовой системы обозначила несколько новелл, которые ранее в русском праве не наблюдались. Одной из таких новелл стало принятие писаной конституции. Западные революции одним из своих основных достижение признавали именно принятие этого нормативного акта как особого перспективного плана дальнейшего развития государства. Россия в этом смысле не стала исключением и среди прочих атрибутов позаимствовала у западных революций идею конституционализма[66].

Советскую модель государственно-территориального устройства, а именно федерализм, также можно назвать заимствованием из западной государственно-правовой традиции. Но, если в западных федерациях таких, как США и Германия, такой тип государственно-территориального устройства воспринимался как способ создания относительно однородного политико-правового пространства, то для Росси социалистическая рецепция федеративной формы представлялась способом выравнивания уровня развития по сравнению с западным миром. В момент создания РСФСР, а затем и СССР предполагалось, что "страна Советов" будет постоянно прирастать новыми государственными образованиями, которые должны были влиться в неё в качестве субъектов великой пролетарской федерации[67].

В послереволюционный период в России происходит резкий рост массива нормативно-правовых актов, в том числе осуществление обширных кодификационных работ. В 1918 году был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законов о труде. В 1922-1923 годах в РСФСР было принято еще 7 кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, новая редакция Кодекса законов о труде, Гражданский процессуальный и Лесной. В 1926 году был принят новый брачно-семейный кодекс РСФСР, новая редакция Уголовного кодекса, на Украине вступил в силу Административной кодекс[68]. Здесь Россия вновь повторила опыт западный стран, переживших эпоху революций, и, в частности, последовала примеру Франции. Столь резкий рост объема и значения статутного права связан с извечной революционной иллюзией, что законодательное закрепление проекта "Будущего" автоматически приводит к его практическому воплощению, что "правильное" "Будущее" может быть создано посредством издания "правильных" законов. Отсюда — такой рост (по объемам и по значению) статутного права. Нечто подобное произошло во второй половине ХХ века в африканских странах, также попытавшихся осуществить ускоренное строительство общества по западному образцу, минуя промежуточные этапы, которые прошли страны западной Европы и Северной Америки. Более того, во многих бывших колониях Британии статутное право серьезно потеснило другие источники права, в частности прецедентное право[69].

Таковы основные черты четвёртой волны рецепции иностранного права в России. Она стала результатом стремления скопировать западный образец, но отклонилась от этого образца по мере практической реализации копирования. Снова основным инициатором государственно-правовой модернизации выступало само государство, что объективно привело к воспроизведению российской государственно-правовой традиции: право есть воля государства и только государство знает, в чем состоит благо общества[70].

При этом аккультурация марксистской государственно-правовой доктрины в Советском Союзе приобрела форму своеобразного изоляционизма. Всякая связь с западной правовой традицией отрицалась, те, кто ее фиксировал, попадал в разряд государственных врагов, а фрагментарная рецепция (заимствование из зарубежного права отдельных юридических текстов, конструкций), если и проводилась, то старательно скрывалась, маскировалась под собственные творческие разработки.

Попытки модернизации российского общества, в том числе государства и права, к достижению уровня развития, свойственного Западу, не привели к ожидаемому результату. Модернизационная волна социализма так и не ликвидировала разрыва между Западом и Россией. Пока в России создавалось индустриальное общество, Запад совершил рывок в общество постиндустриальное. Отсюда — жесточайшее разочарование российского общества в социализме, в радикальном западном мышлении — марксизме. Нереализованная цель — выйти на уровень развития Западных стран — вызвала к жизни следующий рывок модернизации России, российского права и государства. Данный рывок Россия начала с конца 80-х гг. и сейчас он еще продолжается.

Если в социалистический период в России воспринималась в основном теория, причем одна из западных футурологических теорий XIX века, а конкретный нормативно-правовой материал чаще всего не заимствовался или заимствовался очень фрагментарно, то сущность настоящего этапа развития права в России заключается в тотальной рецепции западного опыта. По объему заимствований и точности копирования западной государственно-правовой традиции современные преобразования права, пожалуй, сопоставимы лишь с периодом реформ Петра I. В конце ХХ века в России способ достижения желаемого уровня развития опять был найден в точном воспроизведении в стране государственно-правовых порядков западного мира. При этом рецепция Россией западного правового опыта свершается в условиях "глобализации", то есть постепенного преобразования мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, свободно распространяются идеи и передвигаются их носители[71].